Внешняя среда бизнеса
Под внешней средой бизнеса понимаются все условия и факторы окружающей среды, которые воздействуют на функционирование предприятия (фирмы) и требуют его соответствующего реагирования. На практике не существует ни одного предприятия, которое бы не имело внешнего окружения (внешней среды) и не находилось бы с ним в состоянии постоянного взаимодействия. Бизнес как открытая система нуждается в регулярном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей деятельности (ресурсов, энергии, кадров и т. д.). В то же время оно отдаст во внешнюю среду производимые блага. Влияние внешнего окружения на
деятельность предприятия настольно существенно и значимо, что как только разрываются связи с внешней средой, предприятие погибает. Поэтому предприятия должны учитывать факторы внешней среды в своей деятельности и приспосабливаться к ним.
Внешняя среда бизнеса характеризуется рядом свойств:
1. взаимозависимость факторов: изменение одного фактора воздействует на другие;
2. сложность: число факторов, на которые бизнес должен реагировать;
3. динамичность: относительная скорость изменения среды;
4. неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности.
Факторы внешней среды бизнеса разделяют на две группы: прямого и косвенного воздействия на бизнес.
Среда прямого воздействии (микросреда) содержит факторы, которые непосредственно влияют на бизнес и, в свою очередь, испытывают прямое влияние деятельности предприятия: потребители, деловые партнеры (поставщики, посредники и пр.), конкуренты, государственные экономические структуры, рынок труда.
Среда косвенного воздействия (макросреда) включает факторы, которые могут и не оказывать прямого немедленного воздействия на бизнес, но впоследствии сказываются на нем. Особенность факторов макросреды в том, что они неконтролируемы организацией, неподвластны ее влиянию. Поэтому необходимо выявлять их и соответствующим образом реагировать на них.
Речь идет о состоянии экономики, научно-техническом прогрессе, социально-культурных и политических изменениях в обществе, нриродпо - географических и демографических показателях.
Обычно предприятие само определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и на перспективу и какие меры необходимо принять для успешного ведения бизнеса.
Рассмотрим основные группы факторов внешней среды бизнеса - экономическую, демографическую и природно-географическую среду, научно-технический прогресс, политическую и правовую среду, социально - культурные условия (табл. 2.1).
Демографические факторы имеют важное значение для предприятия, так как предприниматель, ориентируясь на потребителей, должен знать, сколько, каких товаров и для кого производить. Экономические факторы определяют, сколько потенциальные потребители смогут купить товаров. Природные факторы важны для выявления сырьевых и энергетических возможностей предприятия. Научно-технические факторы позволяют увидеть возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых товаров, модернизации технологии производства и сбыта, а также
опасности, связанные с вытеснением устаревших образцов. Знание политико-правовых факторов позволяет предпринимателю учитывать мероприятия государственной власти и использовать их в своих интересах. Социально-культурные факторы анализируются потому, что влияют на все остальные элементы как макросреды, так и внутренней среды предприятия.
Таблица 2.1
Основные характеристики факторов внешней среды______________________
(Экономические |
________ Характеристики____________________
Факторы
Состояние экономики (подъем или спад). Финансово-крсдитное положение в стране. Уровень текущих доходов и цен. Покупательная способность населения. Уровень инфляции. Система налогообложения. Изменения в структуре потребления граждан.
Демографические |
Природные |
Научно-технические |
Политико-правовые |
[Социально-культурные |
Внешние макроэкономические факторы: состояние внешнеторговых и платежных балансов, степень свободы ввоза - вывоза товаров и капитала, валютные курсы, конъюнктура на мировых рынках ___________ „ ___________________
Численность населения. Размещение по территории странь (региона). Плотность населения. Возрастная структура. Рождаемость. Смертность. Количество браков и разводов. Этническая и религиозная структура___________________
Состояние и перспективы использования источников сырья и оцергоресурсов. Уровень загрязнения окружающей среды. Степень влияния государственных органов на интенсивность ресурсопотребления___________________________
Темпы технологических изменений в данной и смежных отраслях. | Инновационный потенциал ближайших конкурентов
Состояние законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность. Государственная экономическая политика. Влияние общественности на характер решений, принимаемых государственными органам и
Особенности культурных и нравственных ценностей сообщес тв потребителей. Формы культур - Степень подверженности общественного сознания влиянию внешних факторов (включая массовую культуру) _
Необходимо учитывать, что все факторы связаны между собой, поэтому анализировать их необходимо в комплексе. Кроме того, степень влияния отдельных факторов среды на предприятия различна и зависит от их размеров, сферы деятельности, территориального расположения и др. Поэтому предприниматель должен определить для себя, какие из факторов оказывают на деятельность фирмы наибольшее влияние. Следует также знать те внешние факторы, изменение которых может нести в себе угрозу или дополнительные возможности для предприятия.