Сущность, цели и виды бизнеса
Бизнес - это совокупность деловых отношений предприимчивых людей в целях удовлетворения спроса потребителей и получения прибыли.
Бизнес может осуществляться частными лицами, предприятиями или организациями. В ходе осуществления бизнеса происходит извлечение природных благ, производство или приобретение и продажа товаров (услуг) в обмен на другие товары, услуги или деньги. Иными словами, бизнес означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, является бизнесменом.
С понятием «бизнес» тесно связано понятие «предпринимательство». Нередко их употребляют как синонимы, однако содержание этих понятий имеет существенное различие.
Для предпринимательства характерны нахождение новых, более эффективных способов использования ресурсов, гибкость, постоянная самообновляемость. Предприниматель - это человек поиска и реализации новых возможностей для разработки и освоения товаров, услуг, нахождения лучших способов обслуживания потребителей, новых форм приложения капитала.
Характерно определение предпринимателя, данное известным экономистом И. Шумпетером: «Быть предпринимателем - значит делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие». Следовательно, предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Этим оно отличается от обычного бизнеса, под которым понимается рутинная, однообразная деятельность с целью получения прибыли. Например, установка еще одной палатки по продаже напитков или других товаров является бизнесом, но здесь нет предпринимательства. Хотя довольно часто бизнес осуществляется на основе предпринимательства и предполагает предпринимательский подход в организации дела.
Таким образом, понятие «бизнес» шире понятия «предпринимательство» и не только по своему содержанию, но и по составу участников, ибо он охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики и включает действия не только бизнесменов, но и потребителей, наемных работников, государственных структур.
Мир предпринимательства, бизнеса устроен по своим особым законам. Он полой неожиданностей, неудач и конфликтов. Преуспеть в этом мире может только тот, для кого предпринимательство — это сама жизнь, определенный образ жизни, мышления, способ взаимодействия с людьми, организациями, финансами, информацией и т. д. Ни в одном университете не научат страстно желать завести свое дело, стать хозяином своей судьбы, сохранять веру в себя и свой бизнес при промахах, конфликтах, конкурентной борьбе в случае разочарований, предательств и банкротств.
Бизнесмен должен стать лидером, чтобы привлечь к себе людей, внушить им веру в успех, суметь поддержать в неудачах и безденежье. Сегодня справиться с серьезным делом можно, только имея команду единомышленников, людей, объединенных общей идеей, будущими [} о 3 М О Ж н ОС тя М и.
Следует отметить, что бизнесом может заниматься любой - и мелкий собственник, и управляющий акционерным обществом, и арендатор, и рабочий и т. д. Начать свое дело может как отдельное лицо, так и группа людей (коллективное предпринимательство). Однако общим для всех являются инициатива, стремление получить выгоду, желание рискнуть, проверить себя. Предоставляя полную свободу труженику, предпринимательство дает ему возможность реализовать энергию, полнее раскрыть свой творческий потенциал и на этой основе обеспечить достойные условия жизни.
Обобщая изложенное, можно выделить необходимые (базовые) и возможные (вторичные) свойства предпринимательства. К необходимым (базовым) следует отнести организационно-хозяйственное новаторство и экономическую свободу. Другие характеристики (риск, принятие решений, владение ресурсами, лидерство и т. Д.) являются возможными (вторичными) свойс твами предпринимательства.
Цели бизнеса - это те ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности на протяжении достаточно длительного времени. Цели бизнеса в зависимости от его характера, степени развития и состояния могут быть различными. Важнейшие из них следующие:
• получение прибыли;
• накопление необходимых средств для развития бизнеса;
• предоставление необходимых обществу товаров и услуг;
• достижение передовых позиций на рынке, в отрасли;
• оптимальное удовлетворение спроса потребителей;
• предоставление возможностей своим сотрудникам реализовать себя.
Исходя из целей бизнеса осуществляется постановка задач. Они тесно
Взаимосвязаны. Если цель определяет то или иное конкретное направление деятельности, то задача— это количественное, качественное и временное определение данной цели - Например, цель бизнеса - определение безубыточной работы и получение прибыли, задача - достичь к концу первого года работы 10%-ного уровня рентабельности. Формулирование целей и задач позволяют лучше мобилизовать силы и средства предприятия, действовать более согласованно и результативно.
Виды бизнеса определяют основные сферы деятельности предпринимателя. Как правило, выделяют производственный, коммерческий и финансовый бизнес (их основные характеристики приведены в табл. 1.1).
Таблица 1.1 Основные признаки видов бизнеса
|
Будучи относительно самостоятельными, указанные виды деятельности могут быть составными частями и дополнять друг друга.
Производственный бизнес - самый трудный, особенно в условиях современной российской действительности. Поэтому подавляющее число предпринимателей устремляется преимущественно в коммерческое, торгово - посредническое русло. Однако по мере стабилизации политической обстановки в обществе, становления рыночной экономики производственный бизнес займет свое достойное место, ибо именно он является определяющим для разви тия экономики страны.
В производственном бизнесе функция производства товаров, услуг, работ является основной, определяющей, тогда как другие, например, сбыт продукции, играют вторичную роль, служат дополнением основной. Для осуществления производства предприниматель должен использовать его факторы: рабочую силу, производственные фонды, материалы, информацию. Результатом производственно-предпринимательской деятельности является реализация покупателю определенного объема произведенных товаров (услуг) и получении за них денежной выручки.
Коммерческий бизнес характеризуется прежде всего тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции, которые выражают его основное содержание. Основу составляют операции цо купле-продаже, т. е. перепродаже товаров и услуг.
В отличие от производственного бизнеса здесь нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции. В качестве исходной позиции в коммерческом бизнесе необходимо определить, что покупать, что перепродавать и где. В решении э тих вопросов следует исходить из того, что цена реализации товара должна быть выше закупочной, а спрос на предлагаемый товар - достаточным для реализации его в намечаемом объеме сделки.
Чтобы быть уверенным, что эти условия выполнимы, необходимо провести тщательные маркетинговые исследования, направленные на анализ рынка интересующих товаров и услуг, а также выработку прогнозной оценки конъюнктуры рынка, определить, какие товары и услуги будут пользоваться наибольшим спросом, каковы будут цены покупки и реализации.
Одним из направлений коммерческого бизнеса являются экспортно - импортные операции, в ходе которых товар закупается в одной стране, а продается - в другой.
Финансовый бизнес - это особый вид коммерческой деятельности, когда объектом купли-продажи является весьма специфический товар - деньги, валюта, цепные бумаги (акции, облигации, векселя и т. д.), т. с. происходит продажа одних денет и ценных бумаг на другие по ценам, обеспечивающим получение прибыли. Финансовый бизнес предполагает анализ валютного рынка, рынка ценных бумаг, проведение маркетингового исследования. Последнее связано с поиском и привлечением потенциальных покупателей и источников средств.
Финансовый бизнес относится к числу самых тонких и сложных, он, как никакой другой вид, нуждается в наличии хорошо поставленной информации, в обеспечении современной вычислительной и организационной техникой.