Согласование целей общества и товаропроизводителя
Стремление общества к максимальному повышению благосостояния населения в общем случае не соответствует цели бизнеса - максимизации прибыли на конечное потребление на единицу вложений в длительной перспективе, что легко иллюстрируется множеством примеров.
Так, производители винно-водочной продукции склонны постоянно наращивать ее производство, так как это ведет к росту прибыли как за счет объема производства, так и за счет себестоимости продукции, удельное значение которой уменьшается при увеличении объема. Общество же заинтересовано в рациональном потреблении этой продукции (в настоящее время в России фактическое потребление алкоголя существенно превышает рациональное и продолжает расти).
Каждый из производителей одной и той же продукции стремится максимизировать объемы ее производства, в то время как в интересах общества ее производство с минимальными издержками, и с этих позиций целесообразно наращивание объемов ее производства на высокорентабельных предприятиях и наоборот.
Не умножая количество примеров, отметим, что математически строго доказано: частные минимумы затрат и максимумы результатов не соответствуют общим минимуму и максимуму.
Поэтому важнейшей задачей менеджмента является согласование интересов общества и товаропроизводителя (добавим: и работника), и мерой этой согласованности определяется эффективность системы управления экономикой.
Если в административно-командной экономике основным инструментом согласования является директивный план, которым каждому производителю жестко предписывалось, что, в каких количествах, в какие сроки делать, как использовать ресурсы и т. д., то в рыночной экономике такое согласование должно достигаться преимущественно на базе экономических методов (что не исключает использование административных; речь должна идти об их соотношении, а не отказе от одних в пользу других).
Основными инструментами государственной политики, призванной реал изовывать интересы общества, является налоговая и кредитная политика.
Регулируя налоговые ставки, общество прямо и непосредственно воздействует на уровень достижения цели товаропроизводителя (чем выше ставка, тем меньше величина прибыли, остающейся производителю, и тем ниже инвестиционная активность в данной отрасли и наоборот), обеспечивая тем самым перелив капиталов в интересах общества.
Аналогичная зависимость прослеживается между процентной ставкой и инвестиционной активностью, поэтому от проводимой обществом кредитной политики во многом зависит, что и в каких количествах будет производиться в стране.
Приведенными не исчерпываются меры государственного воздействия на товаропроизводителя, на деятельность которого оказывают влияние и денежная политика, проводимая в стране (система взаиморасчетов, удельный вес бартерных сделок и т. д.); инвестиционная политика, определяющая систему приоритетов в развитии, направления государственных инвестиций; резервирование части средств коммерческих банков Центральным банком РФ и др.