Доходная часть финансового плана фирмы
Основными источниками доходов фирмы являются:
• поступление от реализации продукции, товаров, услуг и авансов на их производство;
• поступления от дебиторов;
• поступления от реализации запасов товарно-материальных ценностей;
• кредиты полученные;
• прочие поступления (доходы от ценных бумаг, возврат ранее предоставленных другим фирмам кредитов, подотчетных сумм, доходы от социальной сферы, сдачи в аренду помещений, оборудования и др.).
Для того, чтобы запланировать поступления от реализации продукции необходимо:
• из производственной программы определ ить сроки изготовлен ия продукции;
• рассчитать, сколько времени понадобится для реализации этой продукции (до поступления денег на расчетный счет фирмы).
Используются договора на поставку продукции, графики поставок продукции, выпускаемой по государственному заказу, другая документация, подтверждающая взаимные обязательства сторон по производству и реализации продукции.
Поступления авансов на производство продукции планируются, исходя из обязательства потребителей продукции фирмы, как по суммам, так и но срокам их перечисления. Этот источник поступлений приобрел особую актуальность в условиях острого недостатка у производителей оборотных средств, массовых неплатежей. Поэтому в договорах на поставку обычно предусматриваются авансовые платежи, размеры которых зависят от длительности производственного цикла продукции. Многие товаропроизводители, продукция которых пользуется устойчивым повышенным спросом, практикуют ее полную предоплату.
Те потребители, которые не рассчитались за продукцию, услуги в установленные сроки, переходят в разряд дебиторов. В фирме должен быть налажен постоянный учет дебиторской задолженности. С дебиторами постоянно должна вестись работа; напоминания о долге (письма, телефонные звонки, телетайпограммы); предупреждения о включении механизма штрафных санкций, обращение в арбитраж, контроль за выполнением решений арбитража.
Учет рыночной конъюнктуры диктует необходимость частого обновления выпускаемой продукции, расширение ее ассортимента. Процесс этот идет постоянно и сопровождается появлением излишних основных фондов (оборудования, площадей и т. д.). Наряду с этим, практически всегда в фирме накапливаются излишние запасы сырья, материалов, реже - комплектующих изделий.
Необходимо вести постоянный учет запасов товарно-материальных ценностей и постоянно реализовывать излишние запасы.
Аналогично должны планироваться и прочие поступления средств, полный перечень которых должен быть обоснован для каждой фирмы с учетом ее специфики.