Цель бизнеса
Осуществление предпринимательской деятельности предполагает формулирование целей. Ставя определенные цели предприниматель задает ориентиры, на достижении которых концентрируются все усилия участников бизнеса.
Как известно, цели бизнеса весьма многообразны. Они могут быть сформулированы как максимизация прибыли, минимизация затрат, удовлетворение потребностей покупателей, завоевание лидирующих позиций в отрасли и многое другое. Множественность целей обусловлена тем, что целеполагание в бизнесе зависит от ряда внутренних и внешних факторов.
Предпринимательская деятельность объединяет в себе три аспекта производственный, коммерческий и финансовый. Для каждого из направлений характерны собственные цели, иногда взаимоисключающие (например, при стремлении к росту прибыли и минимизации затрат). Поэтому необходимо определение единой цели, которая позволит разрешать возникающие противоречия и увязывать все цели воедино.
И такая цель существует. Она является объективной, обусловленной требованиями экономических законов, и определяется как максимизация дохода на единицу затрат (инвестиций) в долговременной перспективе, то есть рентабельность. В общем случае, рентабельность представляет собой отношение дохода или прибыли к инвестированным средствам, то есть числитель дроби - результат деятельности, а ее знаменатель - затраты, потребовавшиеся для его достижения.
Все пели бизнеса, по сути, подчинены именно этой объективной пели, и именно на ее достижении сфокусирована вся деятельность предпринимателя.
В оценке уровня достижения цели следует различать сиюминутную прибыль и прибыль, полученную на значительном временном промежут ке (скажем, 3-5 лет и более). Вряд ли нуждается в особом доказательстве необходимость приоритета последней, хотя в практике хозяйствования возможны ситуации, при которых перспективные интересы могут быть принесены в жертву текущим. Так, не следует ожидать активных инвестиций в фирме, которая планирует в ближайшем будущем прекратить существование, или уровень доходов работающих в которой существенно уступает средним доходам в аналогичных сферах деятельности в данном регионе. Однако, конкурентоспособной на рынке на протяжении длительного времени может быть только та фирма, менеджер, экономисты которой проводят активную инвестиционную политику.
Одним из важнейших вопросов при проработке стратегии развитии фирмы является оптимизация соотношения между накапливаемой и потребляемой частью прибыли. Теоретически это соотношение будет оптимальным тогда, когда прибыль, направляемая на конечное потребление, будет максимальной на длительном промежутке времени. Очевидно, это зависит от той «отдачи» в виде дополнительной прибыли, которая получается в результате реализации инвестиционных проектов, а также от темпов инфляции. Так, в условиях высоких темпов инфляции, имеющих место в российской экономике на протяжении ряда лет, весьма проблематично изыскать такие направления инвестиций, которые позволили бы окупить вложенные средства в приемлемые сроки. По-видимому, получаемая прибыль должна, во-первых, позволить предпринимателю сохранить ту часть капитала, которая обесценилась в результате инфляции; во-вторых, прибыль должна обеспечить отдачу капитала на уровне не менее нормативной.