ОЧИСТКА ВОЗДУХА
О атмосферном воздухе всегда есть всякого рода неже - лательные примеси — песок, дым, пыль и т. д. Попадая в компрессор, эти примеси могут вызвать преждевременный износ его трущихся частей. Поэтому на всасывающей трубе компрессора устанавливаются специальные фильтры, улавливающие эти твёрдые частицы.
Однако в воздухе есть ещё и другие вредные примеси, от которых нельзя освободиться фильтрованием. Это — углекислота и водяные пары.
В каждом кубическом метре атмосферного воздуха содержится не менее 0,7 грамма углекислоты, которая уже при температуре около минус 80 градусов затвердевает.
Через современные установки глубокого холода проходят огромные количества воздуха, измеряемые сотнями и даже тысячами кубических метров в час. Ничтожные количества углекислоты, содержащиеся в воздухе, могут оказаться серьёзной опасностью для холодильных аппаратов. Ведь через холодильные аппараты пройдут де
Сятки килограммов этого газа в течение нескольких часов. Превращённая при низких температурах в твёрдые куски льда, углекислота в короткое время может плотно закупорить трубопроводы и вывести установку из строя. Тогда придётся прекратить получение жидкого воздуха, отогревать установку и продувать все её трубопроводы.
Чтобы удалить из воздуха углекислоту, его пропускают через растворы едкого кали или едкого натра. Углекислота химически соединяется со щёлочью и из раствора выходит уже освобождённый от неё воздух. Такая промывка производится в особом аппарате — скрубере. Этот аппарат обычно устанавливается между вторым и третьим цилиндрами компрессора. Воздух поступает в скрубер уже под давлением, а это значительно ускоряет и облегчает удаление углекислоты.
Ещё более вредной примесью атмосферного воздуха является влага. В обычных условиях в одном кубическом метре воздуха содержится около 20 граммов водяных паров. При сжатии воздуха большая часть этих паров превращается в воду. Для улавливания её в многоступенчатом компрессоре после каждого цилиндра устанавливаются водоотделители. Но они освобождают воздух от влаги не полностью. А это может привести к серьёзным неприятностям.
Попадая в холодную трубу теплообменника, остатки воды превратятся в лёд, который вызовет если не аварию, то во всяком случае остановку машияы. Поэтому сжатый компрессором воздух пропускается через целую батарею баллонов, которые наполнены веществами, хорошо поглощающими влагу, — каустической содой, хлористым кальцием, едким кали и т. д. Пройдя через такой химический осушитель, воздух оказывается уже совершенно сухим.
В более крупных установках остатки влаги из сжатого воздуха вымораживаются в особых холодильниках при 40—45 градусах ниже нуля. Каждая такая установка обычно имеет два холодильника. Пока работает один холодильник, второй отогревается и освобождается от льда.
Но вот воздух прошёл все эти аппараты. Он очищен от механических примесей, от углекислоты и водяных паров. Теперь можно беспрепятственно понижать его температуру, не рискуя вывести из строя установку глубокого холода.
Например, двигать поршень воздушного моторчика. Такое охлаждение ведут в установках, которые, кроме сжимающего компрессора и охлаждающего теплообменника, имеют ещё и расширительную машину, детандер.
Компрессор, сжимающий воздух, расширительное устройство, предназначенное для его охлаждения, и теплообменник, позволяющий превращать в жидкость воздух, вот главные части установки глубокого холода. Мы уже знаем, что воздух может охлаждаться гораздо больше, если заставить его при расширении работать, КОмпресСор Г |
Пердыи- Теплооб Менник |
Воздух Высокого дадления Воздух низкого дадления |
.Детандер |
Второй- Теплообменник |
- Расширительная камера |
'-Кран для слидания Жидкого оозоуха |
Рис. 3. Принципиальная схема установки для пслучения жидкого воздуха. |
Детандер устроен так же, как любая поршневая машина. Это цилиндр с поршнем, но поршень в детандере приводится в движение не паром, а сжатым воздухом.
Обратимся к рисунку 3. Многоступенчатый компрессор сжимает очищенный атмосферный воздух. Пройдя по внутренней трубке первого теплообменника, сжатый воздух разделяется на два потока. Один поток, составляющий около четырёх пятых всего воздуха, направляется в детандер и, расширяясь, приводит в движение его поршень. При этом воздух значительно охлаждается. Затем он омывает внутренние трубки обоих теплообменников и, отдав свой холод текущим навстречу свежим порциям воздуха, покидает машину. Второй поток воздуха, охлаждённый ещё больше во втором теплообменнике, направляется через вентиль в расширительную камеру, затем вместе с воздухом из детандера идёт к вы -
Ходу. Вскоре наступает момент, когда сжатый воздух, устремляющийся в расширительную камеру, достигает температуры ожижения и часть его превращается в светлоголубую жидкость. Когда накопится достаточное количество этой жидкости, кран открывают и жидкий воздух выливают. Работа воздуха в детандере не пропадает даром. Поршень детандера может приводить в действие динамомашину. Но чаще всего механическая энергия детандера передаётся валу компрессора, в котором сжимается воздух. Таким образом, часть энергии, затраченной на сжатие воздуха, компрессор получает обратно, а это снижает расход энергии на ожижение воздуха.