Живопись сухой кистью
Кажется, данный способ отделки поверхности дерева мы предлагаем первыми, так как нам не приходилось встречаться с описаниями подобных работ Возможно, он вытеснит все другие при раскрашивании выжженных работ.
Дерево подготавливают так же, как и для забрызгивания, то есть подлежащие раскрашиванию поверхности изделия обводят слоем густо разведенного декстрина и просушивают. Затем на кусок стекла (рис 103) выдавливают капельку
и растирают ее концом жесткой тупой кисти. Краска распределится на щетине кисти оіень тонким слоем и станет почти сухой. Делая небольшие круговые дйиже - ния и держа кисточку совершенно отвесно, трут ею по поверхности Краска будет сходить с нее медленно и ложиться на дерево очень мягко. Там, где будем тереть дольше, краска ляжет гуще, а где меньше — получится мягкая полутень.
Если кое-где потребуется усилить краску, нужно подождать часа два-три, пока подсохнет первый слой. Необходимо сказать, что масляную краску надо разбавлять сиккативом
Спустя сутки декстрин можно смыть водой и после просушивания обвести им соседние места окраски. Работа будет подвигаться довольно медленно, поскольку нельзя работать разными красками на разных частях рисунка одновременно.
Когда рисунок раскрашен, его покрывают самым светлым копаловым лаком
При сборе инкрустации из орнаментов или цветов в некоторых местах бывает нужно нанести тени, чтобы придать работе большую красоту.
Способы нанесения теней.
1) Когда инкрустация наклеена на обвяз и отшлифована, во <руг мест, где должна быть тень, наклеивают вырезки из тонкой бумаги при помощи декстрина, а затем оттеняют сухой кистью пропитанной масляной краской как было описано в предыдущем параграфе Наклеики из бумаги не допускают закрашивания ненужных мест.
2) Горячий способ нанесения теней состоит в том, что в жестянке раскаливают небольшое количество белого песка (стакана 2 — 3) до такой степени, чтобы погруженный в песок кусок дерева подрумянился и побурел, но не воспламенился. Убедившись, что песок
достаточно нагрелся, кусок приготовленном инкрустации берут щипчиками и погрркают его ребром в горячий песок Дерево тотчас же побуреет Повторив эту операцию несколько раз, погрркая дерево в песок на разные глубины, можно достичь плавного перехода от темно-коричневого цвета до самого светлого, едва заметного. Надо только помнить, что при шлифовке начисто оттенение существенно ослабнет
3) Кислотный способ Употребляют азотную и очищенную серную кислоту, а из растворов — известковую воду с небольшим количеством сулемы для крепости.
Самая сильная, конечно, азотная кислота, ее употребляют только в очень разбавленном виде. Серная кислота несколько слабее, но и ее требуется сильно разбавлять. Главное неудобство употребления кислот состоит в том, что они уничтожают натуральную и искусственную окраску дерева. Впрочем, серная кислота иногда далее освежает краску, но на это особенно рассчитывать не следует. Стало быть, кислотами можно оттенять только белое и коричневое дерево инкрустации.
Следует заметить, что капля кислоты на поверхности растечется и займет пространство вчетверо большее. Это надо иметь в виду и оттенять очень осторожно, небольшими порциями кислоты
Кислоту следует наносить перьями или кисточкой ИЗ ' перьевых бородою Главное преимущество кислотного способа в том, что он позволяет наносить тени посредине детали инкрустации, тогда как горячий способ можно применить только с края детали.
Важно и то, что кислотои можно оттенять инкрустацию, уже наклеенную на обвяз.
Известковая вода действует гораздо слабее кислот; но и ею можно прекрасно оттенять. Главное преимущество известковой воды состоит в том, что ею можно смело оттенять древесину разных цветов. Готовят известковую воду очень легко: простую известь
10 Обработка дерем 273 настаивают на кипяченой воде в течение двух дней, затем светлую часть жидкости осторожно сливают с осадка и наносят на оттеняемые места инкрустации при помощи кисточки.
Оттеняют, когда инкрустация уже наклеена на остов.
Особенности окраски инкрустации
Обыкновенные инкрустации набирают из самоцветной древесины, окраска которой отличается от цвета изображаемых предметов. Если хотят получить более живои натуральный цвет, то можно поступать двояко:
1) Всю инкрустацию собирают из светлого беленого дерева, руководствуясь контурами рисунка и направлением древесных волокон в отдельных ее частях, затем раскрашивают обыкновенными акварельными красками, нанеся предварительно оттенения, и покрывают лаком (см далее). Этот способ самый легкий, но от него нельзя ждать особо хороших результатов.
Подобная акварель на дереве выглядит живой и изящной, но она недолговечна, потому что некоторые краски быстро выцветают. К тому же покрытие лаком никогда не дает гладкой и чистои поверхности изделия.
2) Второй способ несколько сложнее. Он не дает подобной свежести и живости красок, зато обладает прочностью и изяществом Инкрустация готовится как обычно, то есть отдельные ее части выпиливают лобзиком Детали, нуждающиеся в раскрашивании, изготавливают из белого каштана или остролиста. Прежде чем наклеивать такую инкрустацию на декстринированную бумагу, ее части окрашивают погружением в холодный раствор красящего вещества. Если, например, на окрашенном лепестке цветка должны оставаться белые жилки, то их следует предварительно расписать на лепестке белым воском, который не пропустит краски. Вынув части инкрустации из окраски, их сушат и наклеивают на декстринированнои бумаге. Тени наносят известковой водой после окончательной чистки.
Иногда требуется, чтобы окраска была неодинаковой густоты на разных частях инкрустационной вставки. В этом случае усиление цвета нужно делать после наклейки инкрустации на обвяз при помощи красок - протрав и мягкой кисточки.