ПРИЕМЫ ВЫЖИГАНИЯ
Когда аппарат заправлен для работы, дерево подготовлено и снабжено рисунком, можно приступить к выжиганию
Жестянку ВВ (рис. 79) с бензином ставят по левую руку, или, что еще лучше, подвешивают к левой стороне груди на крючке а трубку ггг опускают на колени, тогда она не будет мешать движениям правой руки, в которой держат рукоять штифта. Нагревают штифт на спиртовке, как было описано раньше, и приступают к выжиганию После прохода штифта по дощечке на ней явственно проступает более или менее выраженный след. Е и штифт вести вперед он выжжет линию неравномерной черноты и толщины. Штифт местами можно продвигать быстрее, а местами — медленнее. При медленном движении линия получается толще, а при скором — тоньше, потому что дерево не успевает подгореть. Если хотят иметь линию потемнее, то дуют сильнее, а если нужны еле заметные тени, то дуют слабее, чтобы штифт остыл.
Сильно прижимать штифт к дереву не полагается, потому что мягкие прослойки будут прожигаться сильнее и глубже, и штрихи рисунка получатся волнистыми или даже собьются в сторону. Во вторых, можно смять раскаленный наконечник штифта
Как держать штифт, с наклоном к поверхности или в упор, подскажет практика и привычка. На этот счет никаких указаний быть не может. Говорят, что при нанесении теней на рисунок штифт нужно держать плашмя. По нашему мнению, нужно пользоваться для этой цели специальным штифтом (рис. 93), работать которым егче и проще.
Такой специальный штифт называется кистевым, он отличается от обыкновенного лишь на конечником а. Наконсч - РцС 93
ник имеет вид медной шляпки с глубокими поперечными желобками крест-накрест, похожими на грубую щетку. Конечно, такой штифт требует для раскаливания сильного нагнетания, чтобы достаточно прогреться. Если обычное нанесение теней плоским штифтом требует большого навыка и является настоящим искусством, кистевым штифтом хорошие результаты достигаются легко и просто. Так, например, раньше избегали воспроизводить на рисунке облака или оттенять листья дерева, то теперь это не проблема Раньше не выжигали портреты, а теперь это излюбленная тема для всех любителей выжигания — и все это благодаря кистевому штифту.
Правда, кистевые шляпки скоро портятся, но их можно заменить.
Возвращаемся к выжиганию простым штифтом Выжигание сопровождается обильным выделением едкого дыма, поэтому занятие выжиганием противопоказано близоруким, так как нельзя наклоняться над работой. Остальным советуем обзавестись предохранительными очками.
Выжигаемую Доску лучше всего укрепить в наклонном положении или отвесно; в этом случае нужно найти опору для правой руки, иначе трудно будет уверенно и чисто выжигать штрихи
Уверенное ведение штифта при выжигании составляет главное условие успеха. Повторяем, что подправки и подчистки здесь невозможны — плохо выжженной линии никак не уничтожить. Нельзя выжигать рядом расположенные штрихи, а надо переходить на разные части рисунка. Соблюдать это правило необходимо, иначе между соседними штрихами появится побуревшая перемычка, происшедшая от сильного нагрева соседних частей дерева. Надо дать дереву возможность остыть, прежде чем выжигать соседний штрих. Вот почему нанесение теней простым плоским штифтом так затруднительно.
Красота и живость рисунка зависят от того, что не все линии контура выжигаются одинаковой толщины.
Одни линии бывают тоньше, а другие толще, в зависимости от того, с какой стороны освещен предмет.
Для выжигания фона имеются специальные штифты с узорчатыми наконечниками, при помощи которых скучная и однообразная работа значительно ускоряется и выходит чище.
Замечания: 1) При продолжительной остановке в работе наконечник штифта несколько темнеет. Не следует раскалять его непосредственным вдуванием бензиновых паров, а лишь подогреть на спиртовке, иначе произойдет засорение наконечника и его придется долго накаливать для исправления.
2) Если во время работы потребуется быстрое уменьшение степени нагрева наконечника то им можно прикоснуться к холодной поверхности мраморной плитки; если же при окончании работы штифт надо совсем охладить, то пользоваться мраморной плиткои нельзя, так как рискуете испортить штифт; в этом случае вдувание прекращают, а штифт приподнимают наконечником кверху и держат в таком положении до полного охлаждения, то есть около 2 минут.
3) Описанный прибор имеет тот недостаток, что при пользовании им только одна правая рука занята рисунком. Ножной воздуходувный аппарат имеет много преимуществ и может быть приспособлен к любому прибору для выжигания; тогда обе руки свободны, а главное, можно делать свободные движения всем телом.
Глубокое выжигание отличается от описанного универсальным ножевидным штифтом (рис 90). В этом заключается разница в самом воспроизведении рисунка и в способе управления штифтом во время работы. Штифты приставляют к поверхности перпендикулярно, в упор, когда выжигают кривые линии, а при выжигании прямых линий штифтам придается небольшой наклон.
Сильно раскалять штифты не следует, так как они станут прожигать бока глубокой канавки, линия будет
казаться неравномерной ширины и раскаленный добела наконечник штифта быстро сомнется. Глубина выжига достигает 0,6 см
Особая осторожность требуется в начале и в конце выжигания штриха, лучше не дожечь, потому что это допускает впоследствии поправку, чем пережечь и этим испортить рисунок.
Скорость работы, то есть скорость движения штифта вперед, зависит не только от степени его накаливания, но и от твердости дерева. Подталкивать штифт никогда не следует он сам проложит себе путь и этим задаст скорость движения. Нельзя замедлять ход штифта, чтобы не пережечь понапрасну канавку вширь. Если края канавки окажутся подожженными, это значит, что штифт был раскален не в меру, или движение его было слишком медленным С учетом этих замечаний приобретается навык.
При глубоком выжигании рисунок сверху обычно оставляют нетронутым, а фон углубляют. Чтобы получить углубление фона и не испортить контур, его обводят двумя параллельными выжженными канавками (рис 94). Внутренняя канавка будет чуть глубже, а наружная канавка — помельче — может быть выжжена слегка; впоследствии она все равно уничтожится.
Все линии, как прямые, так и кривые, выжигают универсальным штифтом (рис 90); только при очень крутых поворотах берут другой такой же штифт — несколько порке, но это требуется чрезвычайно редко.
Выжигание линий, сходящихся под утлом, как, например, очерк острого кончика листа (рис 94), всегда
надо начинать от вершины утла, а вершину не выжигать до глубины, чтобы впоследствии сделать подправку. Заметим, что углубление нанесенных линий необходимо произво
дить возможно быстрее, так как впоследствии недожженные лини легко проглядеть, да к тому же гарь пристанет так крепко, что будет мешать, а если нажимать на штифт, то можно получить неисправимый пережог.
Получить канавку с безукоризненно чистыми краями можно только при помощи резчицкого долота. Поэтому надо принять некоторые меры для улучшения результатов выжигания. При более простых работах поверхность дерева увлажняют водой при помощи губки. Если же требуется особая чистота линий, как это имеет место при украшении выжиганием дорогой мебели, то выжигаемую поверхность покрывают лаком, полученным от растворения даммаровой смолы в бензине с добавлением нескольких капель безводного спирта Лак наносят мягкой волосяной кистью в несколько приемов до получения покрытия толщинои в лист почтовой бумаги. После этого поверхность чистят мелкой наждачной шкуркой и приступают к выжиганию
Рис. 95 |
Когда контур окаймлен двойной канавкой, приступают к углублению фона и его отделке. Углубление делают приблизительно на 0,2 см, а для этого к поверхности дерева приставляют плашмя раскаленный штифт (рис. 90) и он выжигает, как бы срезая, значительные куски дерева. Углубление доводят до наружной канавки контура, следя, чтобы поверхность фона была более или менее ровной. После этого тем же штифтом подрезают сбоку оставшуюся кайму вокруг контура, и тогда весь рисунок выступит более отчетливо (рис. 95). Иногда углубление фона делают резчицкими долотами, а заканчи вают работу, применяя раскаленный штифт, чтобы подрумянить дерево.
Иногда фон окрашивают, а иногда выжи-
Рис. 96-98 |
гают узор при помощи фигурных штифтов (рис. 96 — 97).
Этот способ украшения фона состоит в сквозном или в углубленном выжигании треугольными или квадратными штифтами Треугольным штифтом работается легче и можно достичь большего разнообразия в рисунке фона, тогда как квадратные требуют особенной правильности расстанова. На рис 98 показан дубовый лист на выжженном фоне. Единственная забота при выжигании фона сводится к тому, чтобы расстояние между отверстиями было по возможности равномерным и чтобы промежутки не прогорали насквозь, что может случиться, если отверстия слишком сближены. На рис 99 —100 показано узорчатое расположение фоновых выжигов.
Следует заметить, что деревянные дощечки для выжигания во избежание коробления склеиваются в два или три слоя. Они хороши для поверхностного выжигания, но для сквозного фонового выжигания, безусловно, не годятся, потому ЧТО
от жары клей ослабнет и промежутки выпадут
При фоновых отверстиях, выжженных насквозь, где фон представляется в виде грубой сетки, с обратной стороны дощечки подклеивают цветную шелковую ткань Это часто делается в ящиках или ширмах. Если же фанера наклеена на обвяз мебели, выжженные отверстия фона замазывают цветными составами, например, сплавом воска, мела и краски или воска с бронзировальным порошком. Получится нечто похожее на грубую мозаику
Иногда фон умышленно делают бугристым, очищают щеткой и красят.
Некоторые практические замечания
1) Начатую работу надо выполнить за один присест. В крайнем случае можно сделать хотя бы контур, а после перерыва выжечь и отделать фон.
2) При нагревании штифта может произойти неравномерное раскаливание. Это говорит о том, что либо бензин плохого качества, либо он слишком холоден и поэтому медленно испаряется.
3) В лучших штифтах, особенно ножевидных, для глубокого выжигания сбоку имеется маленькое вентиляционное отверстие из которого при хорошем вдувании вырывается крошечны язычок голубоватого пламени и не выделяется ни едкого дыма, ни запаха. Это говорит о том, что бензин качественный, нагнетание непрерывное и достаточно сильное. Если же синий огонек погаснет, что нисколько не влияет на степень раскаливания штифта, из вентиляционного отверстия тотчас же пойдет дым и почувствуется запах бензиновой гари, а в скором времени последует засорение наконечника штифга. Для устранения дыма дуют сильнее, а штифт поднимают наконечником кверху и сильно встряхивают, тогда дым ослабнет, а потом совсем исчезнет и сменится голубоватым язычком пламени
После этого вдувание ослабляют и продолжают выжигание.
4) Иногда случается, что несмотря на сильное накаливание, штифты работают плохо, то есть не оставляют на дереве следов достаточной глубины. Причина неудачи заключается в том, что при выжигании рисунков на окрашенном изделии на наконечнике штифта оседают шлаки пригоревшей краски. Для восстановления работоспособности штифта нужно провести несколько более глубоких штрихов по неокрашенной липовой дощечке, которая всегда должна находиться под рукой. Ни в коем случае не следует очищать штифт, соскребая шлаки ножом, так как при этом на поверхности наконечника могут появится царапины, которые будут препятствовать чистому выжиганию и способствовать скорой поломке штифта
5) Простыми штифтами ведут по дереву как карандашом по бумаге, не нажимая. При работе с ножевидными штифтами необходима твердость руки, потому что наконечник глубоко въедается в дерево и как бы защемляется в нем, поэтому случайный наклон ручки в сторону может повлечь за собой поломку наконечника. Напомним, что трубка наконечника даже у стальных штифтов тонкостенная