КАВАСАКИ
■ «КАВАСАКИ 500 см3 Н1»
1 I » I |
Производство мотоциклов — лишь небольшая часть «Кавасаки Хеви Иыдастриез», огромной фирмы, строящей поезда, корабли и самолеты. К мотоциклам она обратилась в 50-е гг.. когда ее авиационное подразделение: стало искать гражданскую проду кцию.
В 1960 г. фирма построила свой первый комплектный мотоцикл с двухтактным 125-кубовым двигателем и поглотила «Мегуро», старую японскую мотоциклетную фирму, которая копировала рядную «двойку» «BSA 7» и другие английские машины.
Я НА С. 183, СЛЕВА. Двухтактный трещилиндровый двигатель ••НІ» бьиі компактным, мощны. w и очень прожорливым. Я ІІЛ С. 183, В СКНКДИНЕ. Производство мотоциклов — лишь малая часть промышленного гиганта «Кавасаки». Я НА С. 183, СПРАВА. Пірвыми большими мотоциклами «Кавасаки» бьиш рядные 650-кубовые «двойки», как этот «W1 SS> (1968г.). |
I |
На рынок больших мотоциклов фирма «Кавасаки» вышла в 1966 г. с моделью «W1», 650-кубовой «двойкой», которая тоже много заимствовала от «BSA». Ее хорошо
■ СПРАВА. Грозный трехимлтідровьт «Н2» (748 см3) бъы похож на «III», но более мощный, шумный и быстрый. |
«КАВАСАКИ 500 см3 НІ» (1969 г.) Двигатель с воздушным охлаждением, дьух гактпый, 3 цилиндра поперек |
продавали в Японии, но на рынке США ома проигрывала более быстрым английским машинам. Тогда фирма «Кавасаки» выступила с болсс легкими двухтактными машинами. Это были 250-кубовый «А1 Самурай» и похожий па него 350-кубовый «А7 Авенджер» («Мститель»). Опи экспортировались лучше. В 1969 г. фирма выпустила 500-кубовый «III», первый из серии «троек», принесших « Кавасаки » заслуженную репутацию. При двигателе с пиковой мощностью 44,2 кВт (60 л. с.) и массе всего 174 кг у «Н1» (иавестпом также как «Мач III») было бесподобное отношение мощности к массе. Эта красивая машина разгонялась до 192 км/ч и имела прекрасное ускорение. |
Объем цилиндров 499 см:’ (00 х 58,8 мм) Мощность 44.2 кВт (60 л. с.). 125 Гц (7500 об/чип) Масса 174 кг (охая) Максимальная скорость 192 км/ч |
двигателя до 748 см3 для модели «Н2», или «Мач IV». Новый двигатель мощностью 54,5 кВт (74 л. с.) давал реакое ускорение и максимальную скорость 201 км/ч. Управляемость стала немного лучше, чем у «Н1», но «Н2» оставлял такой хвост выхлопа, что в середине 70-х гг. экологические нормы привели к запрету больших двухтактных мотоциклов. |
Были и недостатки: посредственная рама, основная масса на заднем колесе, резкий скачок мощности при 100 Гц и большой расход горючего, - однако покупатели «тройки» с ними мирились. Фирма «Кавасаки» строила также две меньшие «тройки»: 250-кубовую «S1» и 350-кубовую «82», а в 1972 г. увеличила объем цилиндров трехцилиндрового |
МОТОЦИКЛЫ ОТ А до я
| |
КАВАСАКИ /Л - (І97Ч.)___________ |
Двигатель с воздушным охлаждением, 8 клапанов поперечная «четверка» |
Объем цигииЯроа 903 гм3 (66 X 66 мм) Мощность 60,4 кВт (82 л. с.), 142 Гц (8500 об/мин) |
Масса 230 кг (сухая) |
Ма к сим аль н ая скорость 208 км/ч |
■ «КАВАСАКИ Z1» «/1», выпущенный в 1973 г., более десяти лет оставался лучшим из супермотоциклоп, сочетая п себе мощность, несокрушимый двигатель, красоту и приемлемую і ієну. Четырехцилиндровый 903-кубовый двигатель, в отличие от «четверки» «Хонда СВ750», имел два распределительных вала. «Z1» давал максимальную мощность 60,4 кВт (82 л. с.) и скорость 208 км/ч. Его прямолинейная характеристика была лучше, чем у новой «Хонды», выпуск которой в конце 1968 г. |
побудил инженеров фирмы «Кавасаки» пересмотреть разработку своего двигателя, объем цилиндров которого намечался 750 см3. Шасси «Z1» по совершенству уступало его двигателю, но «Кавасаки» был достаточно хорошо управляем и вполне удобен, несмотря на высокие ручки руля. Он выглядел великолепно со своим округлым бензобаком, утиным хвостом и четырьмя сверкающими глушителями. А главное, «Z1» был много дешевле, чем |
■ ВВСРХУ. Двигатель < Z1> с двойным распределительным валом был очень прочнглм и мощным. ■ ВНИЗУ. Выразительный стиль ZI» производил впечатление не меньше, чем его характеристики. |
I |
і |
■ СЛЕВА. Среди меньших «четверок» с воздушным охл аждением бъи быстрый и надежный «Кавасаки Z650», выпущенный в 1977 г. |
■ СЛЕВА. Хотя и склонный к вилянию на больших скоростях, «Z1» хорогио огибал плавные повороты. |
■ ВНИЗУ. «Z1-R» с усиленным двигателем и пересмотренн ым управлением встрети.1 в 1978 г. cujihHyh) конкуренцию |
■ ВВЕРХУ. Французский ас Жан-Клод Шемарин привел команду «Кавасаки» к победе в эндуро в начале 80-х гг. |
конкурирующие европейские сунермотоциклы. Оті приобрел огромную популярность, получил кличку «Киїтг» («Король») и принес фирме «Кавасаки» прочную репутацию мощности и надежности.
В 1976 г. мотоцикл получил второй передний дисковый тормоз и был переименован в «Z900». Годом позже объем цилиндров двигателя увеличили до 1015 см4, и получился «/1000». В 1978 г. фирма «Кавасаки» выпустила гоночный «7,1-R» с усиленным двигателем мощностью 66,2 кВт (90 л. с.), укрепленной рамой и устремленным вперед профилем, включая обтекатель на руле. Это был лучший большой «Зет», но теперь уже ему - противостояли «Сузу їси GS1000» и «Хонда СВХ1000».
Скорость и надежность «Z1» делали его пригодным для многих видов соревнований.
В стандартном варианте «Кавасаки» в 1973 г. выиграл престижную австралийскую шестичасовую гонку: В Европе его четырехцилиндровыи двигатель был использован во многих гоночных машинах, в том числе в мотоциклах, па которых французы Жорж Іодьс и Ален Жсно выиграли несколько 24-часовых гонок в 70-е гг.
В конце 70-х и начале 80-х гг. фирма «Кавасаки» построила также несколько меньших «четверок», повторявших облик
«/1». Среди лучших был «Z650> (1977 г.), сочетавший в себе спокойную, надежную езду со скоростью до 177 км/ч с. маневренностью и умеренной ценой. Но хотя фирма «Кавасаки» заявляла, что ее 650-кубовый мотоцикл лучше, чем другие 750-кубовые, он не превосходил появившийся в то же время более быстрый «Сузуки GS750».
■ ВВЕРХУ. Новозеландец Грэм Кросби завоевывает победы и сердца болельщиков «Кавасаки» на гонках высокого ранга. |
U «КАВАСАКИ Z1300»
■ СЛЕВА. Повороты никогда не быт для «Z1300» легкими, но д. іл такого большого - мотоцикла он был хорошо управляем. |
* «Кавасаки» |
■ СПРАВА. 120-сильный (88,3 кВт) шестищыиндровый двигатель «Z1300> был в 1979 г. самым мощным (для мотоциклов). |
и ВНИЗУ. Элегантность - Z1300" и его накюнный корпус придавали шестицилиндровому двигателю почти обычный вид. |
< КАВАСАКИ /1300.> 1979 г.)____________ |
Днигптель с водяным охлаждением. 12 клапанов, 6 цилиндров поперек |
Объем цилиндров 1286 см" (62 X 71 мм) Мощность 88,3 кВт (120 л. с.), ____________ 133 Гц (8000 об/мин) Масса 305 кг (г модой и горючим) Ма к/им ал ь пая скорость 217 км ч |
Огромный шестицилиттдропый «Кавасаки /1300» был одним из последних супермотоциклоп конца 70-х гг. Это был плод соревнования японских производителей за создание все более крупных, массивных и сложных машин. Мощность его 1286-кубового двигателя с водяным охлаждением достигала 88,3 кВт (120 л. с.), а масса с горючим превышала 300 кг. Но, к сожалению, большой радиатор придавал ему внешнее сходство с шестицилипдровой «Хондой СВХ 1000», а ускорение на старте было меньше объявленного в характеристиках.
Несмотря на свою большую массу, «Z1300» был достаточно хорошо управляем благодаря прочной рамс и хорошей подвеске
■ СЛЕВА. Опъ'Шчные характеристики, удобство и надежность обеспечили - GPZ900R» длительный успех.
■ ВНИЗУ.
В руках финского гонщика-'каскадери Арто Нигииста огромный и тяже шй «7,1300» оттопится легким.
■ ВНИЗУ СЛЕВА. Улучшенные ШИК It и 17-дюймовое переднее колесо поддержали популярность
GPZ900R в 90-е гг.
и сохранял устойчивость даже при максимальной скорости 217 км/ч. Но прямая посадка гонщика ограїшчивала возможность использования этой скорости, и шестицилиндровый двигатель был скорее обузой. І Іссмотря на свою несравненную мощность и большие размеры, «Z1300» не давал ничего такого, чего не могли бы дать многие меньшие, более простые и дешевые мотоциклы. Дорогая «шестерка» положила конец убеждению японцев в том, что больше — значит лучше.
Одним из выдающихся мотоциклов 80-х гг. был выпущенный в 1981 г.
«Кавасаки GPZ900R», первый у этой фирмы
четырехцилиндровый мотоцикл с водяным охлаждением. Его 1 б-клапанный двигатель с объемом цилиндров 908 см давал
83,2 кВт (113 л. с.) при 158 Гц (9500 об/мин) и был впечатляюще прочем, в лучших традициях фирмы. Оті плавно разгонял «GPZ» до максимальной скорости более 240 км/ч, достигаемой за счет прекрасной аэродинамики обтекателей.
Компактное, легкое шасси обеспечивало мотоцикл)7, прозванному в США «Нинья», управляемость, с которой трудно было состязаться как на шоссе, так и на треке. Малошумпая работа двигателя создавала комфорт на длинных дистанциях. Машина сразу стала популярной и хорошо продавалась почти десять лет, пока ее не превзошел преемник — «GPZ1000RX».
■ НА С. 188, ВВЕРХУ. Управляемость «ZZrRI 100» была хорошей, несмотря на ралмеры и массу. ■ НА С. 188, ВНИЗУ. У «ZZ-R1100» модели 1993 г. было улучшенное шасси, но двигатель сохранился прежний. U СПРАВА. «ZX-6R» модели 1995 г. с мощным 600-кубовым двигателем и сдвоенной дюралевой рамой бьи быстрым и подвижным спортивным мотоциклом. |
•w «Кавасаки» ■ «КАВАСАКИ ZZ-R11 00» При острой конкуренции на рынке мотоциклов в 90-е гг. фирма «Кавасаки» создала суиермотоцикл с устрашающей мощностью 106,7 кВт (145 л. с.) и максимальной скоростью 280 км/ч, который превзошел всех противников. «ZZ-R1100» потряс мотоциклистов пе только в 1990 г., когда был выпущен. Имея 1052-кубовый двигатель с водяным охлаждением, этот «Кавасаки» оставался самым |
«КАВАСАКИ XZ-K110Q.. (1990 г.)
■ ВВЕРХУ. В 1993 г. Скотт Рассел выиграл титул чемпиона мира в классе супермотоциклов и три гонки в Дайтоне. |
■ ВВКРХУ. Благодаря высоким характеристикам и смелому офорлиению «УXR750» стал большой сенсацией. |
Представителем «Кавасаки» в классе 750 см3 спортивных машин в последние годы был «XZR750». При 16-клапанном двигателе с водяным охлаждением па дюралевой раме из сдвоенных стержней «XZR» имел устремленную вперед форму' и скорость до 241 км/ч. Он позволил фирме «Кавасаки» всту пить в борьбу с лучшими супермотоцшслами мира, и в 1998 г. Скотт Рассел выиграл на нем чемпионский титул. Сделав популярным класс 600 см - своим «GPZ6O0» в 1985 г., фирма «Кавасаки» затем уступила ведущее место по продажам машине «Хонда CRR600E». У «ZZ-R600», выпущенного в 1990 г., была скорость большого мотоцикла, но недостаточная маневренность. Модель 1995 г. «ZX-6R» с охлаждением потоком набегающего воздуха, новой рамой из дюралевых профилей и спортивным обликом стала выдающейся, сочетая в себе скорость с превосходной у п равл яе мостью. |
быстрым супермотоциклом в мире еще пять лег. Его прямолинейная характеристика обеспечивалась 16-клапанным двигателем, разработанным па основе модели «ZX-ІО» 1988 г. Большие клапаны и облегченные поршни увеличивали мощность, но основное ее повышение создавала система набегающего потока воздуха, заимствованная у гоночных автомобилей Формулы-1. Из щели в носовом обтекателе холодный воздух врывался в коробку, создавая в ней давление. Чем быс трее машина мчалась, чем глубже она «дышала». «ZZ-R» был уравновешенным и изящным мотоциклом. Хорошо управляемый благодаря очень жс< ткой дюралевой раме и отличной подвеске, с массой 228 кг и довольно прямой посадкой мотоциклиста, «Кавасаки» был практичной и комфортабельной спортивно-туристической машиной. На прямой дороге он обычно показывал соперникам только пару блестящих глуши телей. |
* «Кавасаки» |
■ «КАВАСАКИ KR750»
11 ер вый успех в международных гонках пришел к «Кавасаки» в классе 125 см когда Дэйв С пммондс выиграл чемпионат на «двойке» заводской сборки. Грозный двухтактный родстер фирмы с тремя цилиндрами был специально гоночным, а гоночный вариант 500-кубового «Н1» под маркой «II1R» вывел новозеландца Джинджера Мэллоя па второе
■ СЛЕВА.
Австралийский ас Грег Хэнсфорд был быстрым и эффектным на сенсационном трехщииндровпм - КК 750».
■ ВНИЗУ.
При удалении обтекателя «KR» открываются его поперечный трехцп. шндровыи двигатель и сдвоенная стальная рама.
КАВАСАКИ KR750» 1975 г.)
|
Я СЛЕВА. Немец Антон Мэнг о начале 80-х гг. выиграл четыре мировых титула на двойках - тандемах KR250» и «350». |
Я СЛЕВА. Даже стремительный Корк Бэллингтон не смог стать победителем Гран-при на - KR500» с четырьмя цилиндрами квадратом. |
я ВНИЗУ.
Майк Грант на KR750» под своим любимым №10 показал скорость более 289 км/ч на ГІ 1975 г.
место в мировом чемпионате 1970 г. в классе 500 см3. Один из поздних трехцилиндровых 750-кубовых мотоциклов, несмотря на свою неважную управляемость, покорился американскому асу Гэри Никсону и канадцу И вот ту Дюамелю и принес им ряд больших побед.
В 1975 г. фирма «Кавасаки» заменила переделанный из родстера «H2R» специально построенным гоночным «KR750». Это была совершенно новая «тройка». Ее усиленный до
88,3 кВт двигатель с водяным охлаждением давал резко выраженный скачок мощности при 100 Гц (6000 об/мин), что делало машину трудноуправляемой. Несмотря на это, Майк Грант в Великобритании и Грег Хэнсфорд в Австралии в 1975 г. выступали на ней очень успешно. Грант превысил скорость 283 км/ч, установив в ТТ па острове Мэн повьтй рекорд круга 176,73 км/ч В следующем году капитан команды Гэри Никсон на «KR» шел ведущим в мировом чемпионате в классе 750 см3, но на финише ему засчитали второе место, так как его выигрыш на одном из кругов был оспорен.
Наиболее удачными гоночными мотоциклами «Кавасаки» были двухтактные «KR250» и «KR350» с водяным охлаждением, побеждавшие на Гран-при в 1978— 1982 гг. Они выиграли не менее восьми мировых чемпионатов и 73 Гран-при. 250-кубовый «KR», выпущенный в 1975 г., сначала оказался ненадежным. Затем его двигатель переработали: коленчатый вал < тал поднимать поршни одновременно, через 360°, вместо прежних 180 . Новые «KR» были надежными и очень быстрыми, давая до 55,2 кВт (75 л. с.) при 200 Гц (11 800 об/мин) в варианте 350 см Они также были хорошо управляемы благодаря жесткой раме с трубами из хромово - молибденовой стали и фирменной задней подвеске «Юни-Трек» с нарастающим сопротивлением.
Первыми победами «KR» были титулы, завоеванные в 1978 и 1979 гг. Корком Бэллингтоном из ЮАР в классах 250 и 350 см3. Немец Ан гон Мэнх добавил еще по два титула в каждом классе, включая дубль в 1981 г., и «KR350» ушел непобежденным чемпионом, когда класс 350 см был отменен после сезона 1982 г. Тогда фирма «Кавасаки» выступила на Гран-при с четырехцилиндровым «KR500», имевшим новаторское монококовое дюралевое шасси. Однако, несмотря на попытки в ряде сезонов, Бэллингтон не смог добиться победы.
■ СЛЕВА. "МКМ*> фирмы «Краузер» с двигателями « БМВ» прекрасно упрап. гяемы благодаря хорошей подвеске и жесткой объемной стальной раме. |
■ СЛЕВА. Родстер «Дюк» стилі агрессивным дизайном напоминает прежние внедорожные мотоциклы фирмы КТМ». |
■ СЛЕВА. «Дюк» был далеки не практичен, но его мхиая масса и прекрасная управляемость делали езду на нем забавной. |
ДРУГИЕ МАРКИ
и «КОБЛС»
В конце 70-х — начале Н()-х гг. талантливый испанский инженер н гонио Кобас создал много новаторских гоночных мотоциклов. Его машина с двигателем «Ротакс» и объемом цилиндров 250 см3 (1983 г.) впервые использовала сдвоенную дюралевую раму и заднюю подвеску с растущим сопротивлением, которые были затем приняты как для гоночных, так и для спортивных шоссейных мотоциклов.
■ «КРАУЗЕР»
Удивительными трековыми машинами 80-х гг. были «Краузеры». Они имели усиленные рядные двухцилиидровые двигатели «БМВ» и сложные объемные рамы из стальных труб. Фирма «Краузер» (ФРГ), более известная своими грузовыми мотоциклами, выпускала также дорожные «Домаии» с колясками и двигателями «ЬМВ» Их шасси были подобны «червякам» для Гран-нри. Іоночньїе «Краузеры» были разными, от колясочных до малых 80-кубовых, ставших чемпионами Гран-при в середине 80-х гг.
■ « КРАЙ Д Л ЕР»
Германский специалист по мопедам Крайдлер стал известен в мировых чемпионатах 70-х гг. рядом 50-кубовых машин в команде, которую содержал голландец Хенк Ван Веен. В начале 80-х гг.
Крайдлер обанкротился.
Начав производство в 1953 г., австрийская фирма «КТМ» приобрела прочную репутацию в мотокроссах и эндуро. Первые родстеры в большинстве были малыми двухтактными, с двигателями «Ротакс». В 1991 г. фирма «КТМ» обанкротилась из-за неудач в производстве велоенпе ов и радиаторов, но вскоре возобновила выпуск мотоциклов, перейдя к новому владельцу. Теперь она вып) кает четырехтактные машины с одним большим цилиндром для эндуро и шикарный родстер «Дюк» (620 см3), появившийся в 1993 г.
■ «ЛАМБРЕТТА >
Итальянская фирма «Ламбретта» появилась после Второй мировой войны. Ее «LD150» и другие изящные, полностью закрытые мотороллеры были очень
популярны в 50-е гг., а в 60-е гг. стали модными в Великобритании.
В 70-е гг. их производство в Италии прекратилось, но машины под маркой «Ламбретта» все еще выпускают по лицензии в Испании и Индии.
■ внизу. «Лань-Инг - снабдил эту рядную 745-кубовую «двойку» электрическим стартером, но мощность осталась скромной — 25 кВт. ■ В САМОМ НИЗУ. Если не считать добавленных обтекате^ш и спинки заднего сиденья, «С/750» в основном повторяет «БМВ» 50-х гг. |