КАК ЗАЩИТИТЬ ПОРТ ОТ ЗАНОСИМОСТИ, А БЕРЕГ — ОТ РАЗМЫВА
Потоки береговых наносов играют громадную роль и ""при строительстве портов, и в явлениях размыва берегов. В первом случае эта роль отрицательная, а во втором — положительная.
Мы видели, что к молу недостроенного Гагринского порта поток очень скоро принёс массу гальки (см. рис. 14). В этом случае галька сослужила хорошую службу: она образовала необъятной ширины пляж и спасла от размыва берег юго-восточнее мола. Ну, а если бы порт был построен? Тогда обходящие мол наносы преградили бы судам доступ в порт. Порт пришлось бы законсервировать. Так и случилось с бразильским портом Цеара, занесённым песком.
Можно ли бороться с заносимостью портов береговыми наносами? Вообще говоря, да. Можно постоянно вести работы по углублению морского дна. Или строить длинные волноломы — стены из бетонных массивов-гигантов, как это сделано, например в Порт-Саиде (важный порт в Средиземном море, у входа в Суэцкий канал), где общая длина волноломов, ограждающих путь судов в порт, достигает 6 километров.
Однако и работы по углублению морского дна и строительство и удлинение волноломов обходятся очень дорого. Лучше заранее выбрать такое место для строительства порта, где потоки наносов отсутствуют вовсе или имеют ничтожную мощность. Изучая режим берега, такие места нетрудно наметить. Кроме того, можно сократить поступление наносов, защищая берега от разрушения или устраивая на реках, впадающих в море, плотины, задерживающие наносы. Но это путь очень сложный и может осуществляться лишь как звено в крупных народнохозяйственных мероприятиях. Есть и ещё один путь, но о нём мы будем говорить на стр. 56.
Практически все морские берега с круто наклонённым, приглубым дном подвержены размыву и разрушению. Вдоль таких берегов наносы никогда не скапливаются в значительных количествах, и волны почти везде разбиваются о подножье не защищённых пляжем скал. Если вблизи берега с приглубым дном выстроены дороги или здания, то море может подойти к ним настолько близко, что будет угрожать их существованию.
В некоторых местах, например в Сочи, в Одессе, в береговых породах есть слои глины. Глина задерживает грунтовые воды и делается скользкой. Лежащие над ней породы могут «съехать» вниз. Когда море подмывает основание обрыва, то равновесие грунтовых масс нарушается и происходит оползень. Это приводит к особенно быстрому разрушению широкой полосы берега.
Рис. 18. Всплеск волны у отвесной стены. |
С разрушением берега можно бороться различными способами. Задача науки — найти способ наиболее надёжный и дешёвый.
Проще всего построить вдоль берега массивную бетонную стену. Но это сооружение очень дорого и стены недолговечны.
Раньше строили отвесные стены (рис. 18). При ударе о такую стену сразу расходуется большой запас энергии волны. Мощные всплески поднимают воду на десятки метров, а затем она обрушивается на берег, защищённый стеной. Эта вода сама по себе производит разрушение, а кроме того, просачиваясь через грунт и стекая обратно в море, она подмывает о-снование с гены. Подмыву способствует и «донная волна» — часть волны, устремляющаяся при ударе о стену вниз и размывающая грунт, на котором укреплено основание стены. В результате и от прямых ударов, и от подмыва стена постепенно расшатывается и опрокидывается.
Сейчас на берегах наших морей строятся вогнутые стены (рис. 19). Волна взбегает по такой стене вверх без значительного удара, и вода падает обратно в море. Вогнутые стены более долговечны, тем более что и основание их защищается плоскими бетонными глыбами.
Но и отвесные и вогнутые стены не выдерживают ударов гальки. Даже если стену облицевать самым прочным камнем, всё равно через несколько лет она будет «пропилена» галькой насквозь.
Рис. 19. Всплеск волны у стены с вогнутой гранью. |
Иногда можно искусственно срезать берег и «одеть» полученный откос каменными глыбами или бетонными плитами. Но море разрушает и глыбы и плиты.
Все эти способы борьбы с размывом берегов называются пассивными, — человек здесь защищает берег теми или иными средствами от ударов волн, но самих сил природы для переделки берега не использует.
В тех случаях, когда необходимо защитить от моря очень ценные участки берега, строятся надводные или подводные волноломы. Надводный волнолом также является пассивной защитой — ещё более дорогой, чем стена. Подводный же волнолом играет частично и активную роль.
Вот как устроен один из подводных волноломов (рис. 20). Он состоит из длинного ряда плотно уложенных и скреплённых между собой бетонных массивов, расположенных в 30—50 метрах от берега. Передняя грань массивов скошена, а задняя — отвесна. Проходя над таким волноломом, волна теряет более 75 процентов своей энергии. Однако дело не только в этом. Волны способны перебрасывать через волнолом гальку, которая образуется при разрушении пород морского дна или поступает на этот участок при продольном донном перемещении. Галька скапливается за волноломом и постепенно образует пляж, который полностью защищает берег от ослабленных остаточных волн. Таким образом, подводный волнолом является частично активным способом защиты — здесь для защиты берега используются и силы самой природы.
В первый год после постройки волнолома галька, которая была в небольших количествах у берега, оказалась оттянутой под защиту волнолома. Постепенно волны приносили гальку с моря. Галька образовала пляж и в небольшом количестве скопилась даже перед волноломом (см. рис. 20).
Однако существует полностью активный и более дешёвый способ защиты берегов от размыва. Лучшие резуль* таты он даёт там, где есть поток наносов. Вдоль берега, нуждающегося в защите, устанавливаются на известных расстояниях друг от друга короткие «шпоры», так называемые буны (рис. 21). Они воспроизводят в миниатюре действие портового мола. Поток наносов останавливается у первой буны и накапливает перед нею широкий пляж, защищая тем самым от волн небольшой участок берега. Затем поток обтекает первую буну, переходит в «карман» между первой и второй и заполняет его. Постепенно поток заполняет «карманы» всех бун. За последней бу-
Рис. 21. Берег, укреплённый бунами (по фотографии с самолёта). |
Ной поток восстанавливает всю свою прежнюю мощность, исключая, конечно, потерю на истирание. Созданные бунами широкие пляжи надёжно защищают берег.
Буны бывают самые разнообразные. Это — или бетонные массивы, показанные на рисунке 21, или клетки из брёвен, наполненные камнем (ряжевые буны), или свайные буны, или, накодец, наброска каменных массивов (рис. 22),
Но при самой совершенной конструкции буны могут не дать положительного результата, если режим берега изучен недостаточно хорошо. Какой длины должны быть буны? На каком расстоянии друг от друга их ставить? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно знать и волновой режим берега, и состав наносов.
Рис. 22. Буны из массивовой наброски. |
Длину бун рассчитать очень просто. Для этого нужно знать подводный профиль равновесия при данном составе наносов и волновом режиме на ближайших аккумулятивных участках берега. Затем нужно заранее установить, какой ширины должен быть надводный пляж, чтобы волны не размывали коренной берег. Предположим, что для этого достаточен десятиметровый пляж. К этим 10 метрам прибавляется ещё отрезок с таким расчётом, чтобы образовавшийся в будущем подводный галечный откос — своеобразный «фундамент» пляжа — кончался в самом межбунном кармане, не заходя за обращённые к морю концы бун
(рис. 23, А справа). Для надёжности инженеры обычно прибавляют запас в одну десятую рассчитанной длины.
В Сочи, где пляжи галечные, по расчётам (и эти расчёты оправдались) оказалась достаточной 32-метровая длина бун. В Керченском проливе на песчаных берегах длину бун пришлось довести до 80 метров. А на песчаных берегах Бельгии и Голландии, открытых в сторону бурного Северного моря, пришлось ставить буны длиной в 300—400 метров!
На каком расстоянии друг от друга ставить буны? Это зависит от того, как расположен участок берега по отношению к равнодействующей волнового режима. Если равнодействующая идёт почти прямо с моря, то буны можно ставить редко — на расстоянии, вдвое-втрое большем длины буны — они сыграют свою роль (рис. 23, А слева). Если же штормы чаще идут наискось, буны нужно ставить близко друг к другу, иначе весь нанос может быть забит в один угол между буной и берегом, а другой угол межбунного «кармана» останется совершенно обнажённым (рис. 23, Б), и при шторме другого направления берег будет разрушаться.
Очень важно также знать и мощность потока наносов. Если бунами укреплён большой участок берега, то при «тощем» потоке наносов все карманы могут так и не заполниться галькой: она будет настолько медленно поступать на закреплённый участок, что потеря на истирание превысит её приход. Волны будут постепенно разрушать и буны, и берег. При этом берег, лежащий вниз по ходу потока, за бунами, будет обречён на разрушение, как это бывает при постройке портов.
За последние годы укрепление морских берегов бунами применяется у нас всё более широко. Там, где хорошо изучен режим берега и условия оказываются подходящими — есть поток наносов и уклоны дна не особенно крутые, — буны неизменно дают прекрасный результат.