Машины и аппараты пищевых производств
Экономические взаимоотношения между заказчиками и предприятиями технического сервиса
Взаимоотношения при выполнении ремонтно-обслуживаю - щих работ зависят от структуры производственно-технических связей между владельцами техники и предприятиями технического сервиса, от взаимоотношений последних с заводами-изготовителями.
Развитие коммерческого технического сервиса должна быть основано на фирменном техническом обслуживании и ремонте машин и оборудования. Это станет непременным условием конкурентоспособности машин и оборудования, выпускаемых промышленными фирмами на рынке этих изделий.
В общем виде связь изготовителя машин и оборудования с их пользователями осуществляется по следующей цепочке; изготовитель - посредник (дилер) - потребитель. В свою очередь, дилер может иметь филиалы (РТП, обменные пункты), через которые потребителю оказываются услуги технического центра, может иметь субподрядчиков, выполняющих для него ряд работ по капитальному ремонту узлов, агрегатов и восстановлению изношенных деталей.
Центр техсервиса как материальная база дилеров может либо принадлежать фирме-изготовителю, либо быть независимым коммерческим предприятием.
Фирма-изготовитель поручает своему дилеру или заключает с независимым дилером договор, согласно которому на дилера возлагаются следующие функции: реализация (продажа) машин и оборудования заводов фирмы-изготовителя; их предпродажная подготовка согласно нормативно-технической документации; транспортирование заказанной техники потребителю; рассмотрение рекламационных претензий и выполнение гарантийного ремонта. Со своей стороны, завод-изготовитель обеспечивает центр техсервиса необходимыми запасными частями, ремонтными материалами, эксплуатационной и ремонтной нормативно-технической документацией.
Продажа техцентром машин (оборудования) производятся по ценам приобретения (у завода-изготовителя) с добавлением опто - во-сбытовой (транспортной) наценки, включающей в себя издержки по предпродажному сервису, погрузочно-разгрузочным работам, доставке изделий потребителям и прибыль.
Для повышения заинтересованности заводов-изготовителей в развитии центра техсервиса в переходный период к полноценному (бездефицитному) рынку можно предусматривать по взаимной договоренности отчисления в пользу заводов-изготовителей части торгово-транспортной наценки на реализуемые центром машины ( оборудование ), узлы, агрегаты и запасные части.
Завод-изготовитель возмещает центру техсервиса затраты последнего по гарантийным обязательствам, расходов из фактических расходах на эти цели и рентабельности. Центр техсервиса может осуществлять гарантийное обслуживание и за свой счет. В этом случае завод-изготовитель предоставляет ему скидку с продажной стоимости машин (оборудования) для покрытия потенциальных расходов по гарантийному ремонту. В любом случае заказчик никаких расходов (кроме заложенных в цену) при удовлетворении своих обоснованных претензий в гарантийном периоде не несет.
Помимо выполнения работ и услуг технического сервиса по договору или поручению фирмы изготовителя машин и оборудования центр техсервиса производит по заказам потребителей продажу запасных частей, послегарантийное техническое обслуживание и ремонт, замену вышедших из строя узлов и агрегатов на новые или восстановленные, покупку ремонтного фонда с целью его восстановления и перепродажи, прокат машин и оборудования, обучение ремонтно-эксплуатационного персонала. Часть этих функций техсервиса может передавать своим филиалам (районным ремпредприятиям, обменным пунктам) и подрядчикам (предприятиям капитального ремонта агрегатов). Все эти сервисные работы выполняются центром техсервиса, его филиалами и субподрядчиками на коммерческой основе и оплачиваются заказчиком. В стоимость включается полная себестоимость выполнения работ и услуг, а также прибыль, размер которой регулируется налогообложением.
Одно из важнейших направлений улучшения экономических взаимоотношений техцентра и заказчика заключается в контроле последним выполняемых работ и услуг. При этом техцентр обязан доводить до заказчиков предполагаемые им расценки на различные виды ТО и ремонта, обеспечивать возможность проконтролировать их выполнение. Взаиморасчеты за работы и услуги проводятся в порядке, согласованном сторонами, на основании актов приемки работ и предъявляемых счетов.