Усиление роли технологических достижений
Последнее (по счету, но не по важности!), о чем стоит упомянуть, — это приложение достижений в области новых технологий к каналам распределения, особенно, как уже рассматривалось выше, интернет-технологий. Эта тенденция буквально ворвалась в последние годы в традиционные методы работы в каналах и становится все более весомой. Такое использование Интернета для совершения покупок в онлайновом режиме или в киберпространстве позволяет клиентам получать немедленный доступ к фактически неограниченному объему товаров и услуг со всех концов света через сверхскоростной информационный «хайвэй» (Reilly, 1997).
К современным методам использования электронных кассовых пунктов, систем сканирования и компьютерного контроля наличия товаров, которые так быстро развивались в 1990-х гг., добавилось более активное применение портативных переносных компьютеров, соединенных с компьютерами-хранилищами баз данных или с крупными сетями персональных компьютеров с помощью технологии сотовой телефонной связи. Таким образом, времена папок с инвентарными списками и карандашей, чтобы проверять наличие товаров и обрабатывать заказы, фактически закончатся в ближайшем будущем.
Применение электронного обмена данными (ЭОД), когда члены канала связаны друг с другом в реальном времени, — это другая быстро набирающая вес технология. Она позволяет производителям менять графики производства соответственно тому, какие товары востребованы потребителями, сразу же, как только эти сведения поступят от розничных торговцев, поскольку информация передается моментально с компьютера розничной компании на компьютер производителя.
Такие технологии породили такие концепции, как управление цепочками снабжения, когда весь канал распределения управляется так, чтобы обеспечивать обслуживание потребителя с наивысшим качеством, и эффективный ответ потребителю (ЭОП), что подразумевает обеспечение потребителю лучшего обслуживания и большей ценности с более низкими общими затратами, реально действующими в современных каналах распределения, а не просто лозунгами (Bowersox and Closs, 1996).
Дальнейшее технологическое развитие, которое все больше видно на все большем количестве примеров, — это распространение компьютерных «продавцов» и «консультантов», когда клиенты общаются с компьютером на пункте продажи и получают информацию, советы или даже планы и подробные спецификации на товар в таком объеме, с которым даже самые знающие из людей-про - давцов с трудом могли бы справиться.
Конечно, это только малый пример направлений технологического развития, которые оказывают воздействие на структуру и деятельность каналов распределения по мере нашего продвижения в XXI в.
Bert Rosenbloom College of Business And Administration Drexel University
Alderson, Wroe (1957) Marketing Behavior and Executive Action, Homewood, IL: Richard D. Irwin. Anderson James C. and Narus James A. (1990) ‘A mode] of distributor firm and manufacturer firm working partnerships’, Journal of Marketing January: 42-58.
Bowersox, Donald J. and Closs, David J. (1996) Logistics Management an Integrated Supply Chain Process, New York: McGraw-Hill.
Bucklin, Louis P. (1963) ‘Retail strategy and the classification of consumer goods’, Journal of Marketing January: 50-5.
Bucklin, Louis P. (1972) Competition and Evolution in the Distributive Trades, Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
Fites, Donald V. (1996) ‘Make your dealers your partners,’ Harvard Business Review March-April: 84- 95.
French, R. P, and Raven, Bertram (1959) The bases of social power’, in Cartwright, Darwin (ed.), Studies in Social Power, Ann Arbor, MI: University of Michigan.
McCammon, Bert C. (1965) ‘Integrated channels in the American economy’, in Bennett, Peter D. (ed.), Marketing and Economic Development, Chicago: American Marketing Association.
McDermott, Christopher M. and O’Connor, Gina C. (1995) ‘Managing in the age of the mass merchant,’ Business Horizons November-December: 74-0.
McGarry, Edmund D. (1951) ‘The contactual function in marketing’, Journal of Business April: 96-113. Porter, Michael E. (1985) Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance, New York: The Free Press.
Reilly, Patrick M. (1997) ‘Booksellers prepare to do battle in Cyberspace,’ Wall Street Journal 28 January: Bl, D8.
Rosenbloom, Bert (1973) ‘Conflict and channel efficiency: some conceptual models for the decision-maker’. Journal of Marketing July: 26-30.
Rosenbloom, Bert (1987) Marketing Functions and the Wholesaler-Distributor, Washington, DC: Distribution Research and Education Foundation.
Rosenbloom, Bert (1991) Marketing Channels: A Management View, 4th edn, Chicago: Dryden Press. Rosenbloom, Bert (1999) Marketing Channels: A Management View 6th edn, Fort Worth, Texas: The Dryden Press.
Shaw, Arch W. (1915) Some Problems in Market Distribution, Cambridge, MA: Harvard University Press. Stanton, William J. (1968) Fundamentals of Marketing, 2nd edn, New York: McGraw-Hill.
Stern, Louis W. and Brown, Jay W. (1969) ‘Distribution channels: a social systems approach’, in Stern, Louis W. (ed.), Distribution Channels: Behavioral Dimensions, New York: Houghton Mifflin.
Stern, Louis W. and Gorman, Ronald H. (1969) ‘Conflict in distribution channels: an exploration’, in Stern, Louis W. (ed.), Distribution Channels: Behavioral Dimensions, New York: Houghton Mifflin.
Stigler, George J. (1951) The division of labor is limited by the extent of the market’, Journal of Political Economy June: 185-93.
Vail, Roland S., Grether, E. T. and Cox, Revis (1952) Marketing in the American Economy, New York: Ronald Press.
Weld, L. D.H. (1917) ‘Marketing functions and mercantile organization’, American Economic Review June: 306-7.
Williamson, Oliver E. (1975) Markets and Hierarchies: Analysis and Antitrust Implications, New York: The Free Press.