МАРКЕТИНГ

Маркетинг и социология

Маркетинг и обмен

Маркетинг происходит в социальном окружении. Основа маркетинга как науки — в обмене, осуществляемом между членами общества, например индивидами, груп­пами или организациями, или, как утверждает С. Д. Хант (Hunt, 1983): «Марке­тинг (как наука) — это наука о поведении, которая стремится объяснить отноше­ния, возникающие в процессе обмена».

Обмен (общественный) требует:

♦ присутствия (по крайней мере) двух сторон;

♦ каждая сторона может предложить что-либо ценное с точки зрения другой стороны;

♦ каждая сторона имеет возможность вести переговоры и осуществлять до­ставку;

♦ каждая сторона свободна принять или отклонить предложение;

♦ каждая сторона считает, что уместно или желательно иметь дело с другой стороной.

(Kotler, 1984)

К обмену как феномену, однако, проявляется огромный интерес, и он в боль­шой степени связывается с социологией и другими дисциплинами. Теория обмена— это не одна, а несколько теорий. Часто выделяется индивидуальный и коллекти­вистский подход к изучению обмена. Кроме того, были выделены различные виды обмена, такие как рыночный (например обмен, происходящий в условиях рынка), обоюдный обмен (который можно рассматривать как обмен подарками между членами сообщества, обладающими взаимными обязательствами) и перераспре­делительный обмен (например обмен, основанный на представлениях о том, что необходимо делиться, скажем сдача крови (Polanyi, 1944)).

Маркетологи прилагают большие усилия для изучения и понимания процес­сов обмена. При этом они всегда заимствовали множество понятий и точек зрения из других дисциплин. Одним из первых исследователей, осознавших недостаточ­ность изучения лишь обезличенных сделок для понимания рынков и маркетинга, был У. Олдерсон (Alderson), оказавший большое влияние на формирование мар­кетингового мышления. Он первым ввел понятие «системы организованного по­ведения» (organized behavior system), идея которого заключается в том, что раз­личные участники рынка более или менее связаны друг с другом (что отражено в недавнем увлечении маркетингом отношений). Таким образом, У. Олдерсон выявил полезность социологии. Он утверждал: «Изначальное внимание к социо­логии — это только начало, поскольку люди, занимающиеся маркетингом, долж­ны идти гораздо дальше, изучая функции и структуры систем организованного поведения».

Социология

Центральным моментом социологического мировоззрения является то, что чело­век существует не в вакууме, но включен в социальное окружение. У человека формируются и закрепляются определенные ожидания относительно других лю­дей, и, поскольку он предположительно действует целенаправленно, эти ожида­ния следует принимать во внимание. Эта простая точка зрения имеет большое значение для маркетинга. Маркетинговое поведение происходит в социальном контексте. Обмен требует присутствия и доступности общения с другими людь­ми. С тех пор как тысячи лет назад человек начал совершать сделки с товарами и услугами, важность наличия «других» всегда была очевидной. Продавцы пытают­ся определить потенциальных покупателей, их потребности и то, как они оцени­вают предлагаемый им товар. Покупатели изучают продавцов и их предложение. Ожидания потребителей относительно продавцов формируются благодаря мол­ве, собственному опыту и другой информации и также оказывают влияние на их поведение.

Индивид в социальном контексте — это человек, взаимодействующий со своим социальным окружением. Социологический подход описывает действующего че­ловека и действующую группу. Действующий человек — это существо, которое стремится к достижению целей, интерпретирует полученный опыт, реагирует на предоставляющиеся возможности и преодолевает препятствия. Как индивид он не обязательно действует в рамках конкретной схемы поведения и не обязательно оправдывает ожидания других. Например, продавец может обманывать, покупа­тель — воровать, а предприниматель — «нарушать правила», вмешиваться в ход «общественной игры» и при этом преуспевать.

МАРКЕТИНГ

Эффективность рекламы в маршрутках

В современном мире реклама является неотъемлемой частью любой успешной маркетинговой стратегии. Одним из популярных видов наружной рекламы является реклама в маршрутках. Этот метод обладает рядом преимуществ, делающих его эффективным инструментом …

Помилки в зовнішній рекламі

Зовнішня реклама, яка включає білборди, вивіски, плакати та інші форми вуличної реклами, є важливим інструментом для привертання уваги цільової аудиторії. Однак успішність цього виду реклами часто залежить від того, наскільки …

DigitalArt — маркетинговое агентство полного цикла

Кто мы? DigitalArt - это ведущее маркетинговое агентство, которое предоставляет полный спектр услуг в области цифрового маркетинга. У нас есть семь специализированных отделов, каждый из которых занимается определенным аспектом digital-стратегий. …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.