Конфликт в каналах распределения
Еще на заре истории конфликт был неотъемлемой частью всех социальных систем. Хотя основой для действенной и эффективной работы каналов распределения является скорее кооперация, чем конфликт, но из-за того, что канал представляет собой социальную систему, конфликт также присутствует в нем.
Конфликт, как правило, определяется в контексте каналов как препятствующее достижению цели поведение одного или нескольких участников канала, так что каждый становится объектом подавления другого (Stem and Gorman, 1969). Таким образом, конфликт прямой — личностный и сосредоточенный на оппоненте, в отличие от непрямого, неличностного и сосредоточенного на объекте, как в случае с конкуренцией. Например, производитель желает, чтобы дистрибьютор распространял только его определенную марку товара и воздерживался от продажи брендов других производителей. Однако дистрибьютор отказывается и продолжает распространять бренды других производителей. Эта ситуация может привести к конфликту, поскольку каждая сторона ощущает, что другая препятствует ей в достижении ее целей. В ситуации, возникающей для производителя, отказ дистрибьютора распространять только его определенные товары снижает возможности производителя занять желаемую долю рынка, в то время как с точки зрения дистрибьютора распространение только одного бренда отрицательно скажется на его способности удовлетворять нужды клиентов.
Конфликт может повлиять на деятельность канала распределения в целом, и потому в литературе эта тема вызывает большой интерес. Наиболее широко распространенное убеждение заключается в том, что конфликт оказывает негативный эффект на осуществление распределения, однако он может оказывать также нулевой эффект или даже положительный эффект на деятельность канала в некоторых обстоятельствах (Rosenbloom, 1973). К сожалению, эмпирические исследования воздействия конфликта до сих пор довольно ограниченны.