КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
Основные понятия маркетинговой деятельности
Разберем следующие понятия маркетинговой деятельности.
Товар — все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления.
Обмен — акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Сделка — коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
Рынок — совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Маркетинговая деятельность — это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых — удовлетворение человеческих потребностей и запросов.
Управление маркетингом — это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т. п.
Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей. Одним из способов воздействия является реклама и ее носитель — упаковка.
Главной целью любого процесса производства является успешная продажа товара на рынке. Чтобы решить эту задачу, мы должны понять, что упаковка — это носитель рекламной информации, стимул, который помогает покупателю сделать выбор в пользу данного товара, данного производителя.
Покупка или коммерческая сделка состоится только в том случае, если мы сможем предложить потребителю товар, который будет отвечать его потребностям или запросам. Чтобы удовлетворить потребность,
Нужно точно знать, в чем она состоит, то есть мы должны предложить товар, который будет отвечать требованиям покупателя к данному продукту. Для решения этой задачи проводятся маркетинговые исследования.
При широком ассортименте товаров на рынке ищется еще незаполненная ниша или декларируются такие качества и преимущества товара, которые позволяют предполагать, что этот товар уникален. Это то, что называется позиционированием товара на рынке (будем говорить об этом подробнее позднее). Обратимся к опыту разработки концепции упаковки конфет фабрики Коркунова (см. приложение 2). Специалистами фабрики ставка была сделана на ограниченный выбор подарочных конфет высокого качества, на однотипность их оформления и на отсутствие расфасовки, которая могла бы соответствовать различным жизненным ситуациям. При создании дизайна упаковки для шоколадных конфет все недостатки существующего потребительского рынка были учтены и грамотно устранены.
Чтобы точно определить необходимые для привлечения покупателей качества создаваемого товара, нужно точно знать, на кого рассчитан данный товар. На какой социальный, возрастной, половой, культурный сегмент потребительского рынка он ориентирован (целевой покупатель). При разработке концепции товара и его упаковки создатели должны составить портрет, собирательный образ человека, которого этот товар может заинтересовать в большей степени. Это называется сегментированием рынка. Кроме того, для успешного решения этих задач необходимо точно знать, на каком рынке данный товар будет распространяться.
Чтобы решать вопрос удовлетворения запроса, нужно прежде всего этот запрос сформировать. Часто в данном случае формулируются такие преимущества товара, которые делают его престижным. Данные задачи решаются в условиях перенасыщенного рынка. Одним из ярких примеров такого формирования запроса является постоянная гонка производителей автомобилей, а также идеи, заложенные в самом понятии «мода». Мода и престиж — понятия родственные.