КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ
Этапы жизненного цикла упаковки
На всём протяжении жизненного цикла различную упаковку сопровождают разнообразные технологии и оборудование. Да и сама упаковка предстаёт в трёх различных лицах.
Первый отрезок жизни упаковки посвящён получению упакованной продукции. Вся полезная деятельность человечества направлена на производство какой-либо продукции. И каждый вид продукции должен быть соответствующим образом упакован, чтобы пройти путь от изготовителя до потребителя. Если упаковка сама по себе как самоцель никому не нужна, то в сочетании с упакованной продукцией она становится одним из главных участников процесса товародвижения.
Процесс получения упакованной продукции основан на взаимосвязанном движении двух материальных потоков: потока тары и упаковки и потока упаковываемой продукции (рис 1.4).
Процесс изготовления тары и упаковки нельзя рассматривать в отрыве от процесса упаковывания продукции. Эти два различных по техническому оформлению процесса взаимосвязаны единством задач и методологии их выполнения. Результатом такого единства является получение упакованной продукции, способной длительное время обес-
Упаковываемый продукт
'Оборудование |
"| Материал |
ЕЁ |
| Форма"")— | Дизайн"")— |
Ь |
Ехнология |
Оборудо - вание |
|
|
|
|||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
Транспортная упаковка |
Ехнология
-^Оборудование |
Дование |
Сбор и —| Утилизация |—
Сортировка ---------------------
Склади - ]пг1 Технология рование
-|обору,
Потребление [•—[""Продажа |----------- 1 Распределение
Рис. 1.4. Стадии жизненного цикла упаковки
Печивать высокое качество, выполнять основные задачи логистики, информации и маркетинга. При этом технология производства упакованной продукции по своей сути представляет совокупность комплексных технологических процессов, отдельные операции и переходы которых взаимосвязаны и часто выполняются в составе единой автоматизированной линии.
Взаимодействие материальных потоков, участвующих в процессе упаковывания продукции, приводит к получению упакованной продукции, которая и является продаваемым товаром. Из упаковочных материалов изготовляют основное упаковочное средство, в котором впоследствии размещают продукцию, и вспомогательное упаковочное средство, обеспечивающее защиту и сохранность продукции. Совокупность основного и вспомогательного упаковочных средств и представляет собой упаковку. Другой материальный поток составляет упаковываемый материал. По факторам, определяющим тип технологического процесса упаковывания и оборудование для его осуществления, различают заполняемый и штучный упаковываемый материал.
Поток тары и упаковки включает в себя этапы производства упаковочных материалов, конструирования и изготовления упаковки.
Наиболее распространённые упаковочные материалы — это бумага, картон, гофрокартон, пластмассы, металлы, стекло, керамика и дерево.
Производством этих материалов заняты различные отрасли промышленности: целюлозно-бумажная, химическая, металлургическая и др. Практически все упаковочные материалы выпускают по отдельным стандартам или техническим условиям, в которых учтены специфические требования к упаковке. Ряд материалов разработан специально для производства упаковки. Это и специальные сорта картона, гофрокартона, это и новый класс многослойных материалов на основе полимерных плёнок, это и стекло определённых рецептур, и специальные тонкие листы из стали, алюминия и др.
Этап конструирования имеет решающее значение в дальнейшей жизни упаковки. Это этап зарождения упаковки, определяющий её судьбу и судьбу упакованного продукта на всех этапах жизненного цикла. Этап конструирования упаковки необыкновенно ответственен, сложен и специфичен. Его условно можно разделить на несколько стадий: пред - проектные маркетинговые исследования, разработка проекта дизайна и технического проекта, разработка рабочего проекта с комплектом конструкторской и технологической документации.
Предпроектные маркетинговые исследования направлены на изучение особенностей рынка потребления продукции в упаковке, которую предполагают конструировать. Особенностью упаковки является то, что она служит средством привлечения внимания потенциального покупателя, побуждает его к покупке упакованной продукции. Покупатель в местах розничной торговли прежде всего рассматривает упаковку и лишь потом изучает особенности самого продукта. Привлекает внимание покупателя сочетание цвета, графики, формы и текстуры упаковки. Эти факторы обеспечивают новизну, узнаваемость, уровень авторитетности и признания. Эффект привлечения внимания дополняется размещённой на упаковке рекламой и полезной информацией. Удачная упаковка способна сформировать высокий имидж продукта. Для побуждения потребителя к покупке его необходимо увлечь сочетанием «упаковка-продукт», выделить это сочетание среди подобных на витрине. Кроме того, упаковка играет роль молчаливого продавца продукта.
Для обеспечения сбыта продукции очень важно знать специфические особенности покупателей. Эти особенности определяются сочетанием демографических и психологических факторов. Демография делит население на группы по полу, возрасту, этнической принадлежности и социально-экономическому статусу. Психология идёт дальше в своей попытке разбить население на группы в зависимости от того, что оно думает и чувствует. Эта наука является субъективной по своей природе и поэтому менее точной, чем демография. Но психология должна входить в состав исследований, целью которых является прогнозирование сбыта упакованной продукции.
Для обеспечения максимального сбыта продукции за счёт упаковки необходимо иметь достоверную информацию по целому ряду вопросов.
1. Кто собирается купить продукцию?
2. Какие качества и особенности продукции и упаковки будут особенно значимы для различных категорий покупателей?
3. Какие специальные требования к особенностям потребления продукции и к конструкции упаковки предъявляют различные категории покупателей?
4. Какой имидж продукту должна придать упаковка?
5. Как выделить за счёт упаковки сходные продукты потребления?
Ответ на эти и другие вопросы поможет принять правильное решение при конструировании упаковки. Это особенно важно при существовании общепринятого стереотипа восприятия потребителем упаковки для традиционного ассортимента продукции. В этом случае риск при внедрении принципиально новой концепции упаковки может быть слишком высоким.
Маркетинговые исследования важны и для определения оптимального уровня стоимости данного продукта. Исследования выявляют факторы, влияющие на решение о стоимости упаковки. Базовыми показателями в этих вопросах являются размеры рынка потребления и реальные объёмы сбыта продукции. От этих показателей зависит, может ли прибыль от реализации продукции окупить расходы по полному циклу процессов конструирования и подготовки производства принципиально новой упаковки. Стоимость упаковки определяет возможности её художественного оформления и соответствующей отделки.
Сведения о размерах рынка потребления служат основой при выборе технологии производства и подготовки к упаковыванию продукции и упаковки, при определении параметров технологического оборудования (тип, формат, скорость и т. п.) для всех этапов жизненного цикла упаковки.
Информация о рынке важна для определения этапов и сроков подготовки производства и продвижения упакованной продукции.
Чётко спланированные и проведенные маркетинговые исследования рынка позволяют составить грамотное техническое задание на проектирование упаковки и определить объём всех стадий разработки проекта.
Процесс конструирования упаковки является сложной многофакторной оптимизационной задачей. Многофакторность связана с тем, что каждый рассматриваемый этап жизненного цикла предъявляет свои специфические требования к конструкции упаковки. Нередко эти требования противоречат друг другу, поэтому конструктор вынужден принимать не всегда лучшее, но компромиссное решение.
Конструирование должно охватывать все необходимые виды упаковки: первичную, вторичную, групповую и транспортную. Причём уже с начального этапа конструирования разработку необходимых видов упаковки следует осуществлять параллельно и скоординированно, учитывая специфические требования к каждому виду упаковки. В противном случае возможны многочисленные переделки конструкторской документации и неудача всего проекта в целом.
Этап изготовления упаковки базируется на трёх фундаментальных науках. Прежде всего это наука о технологических свойствах материалов для производства тары и упаковки. Затем — наука о различных технологических процессах переработки упаковочных материалов с получением тары и упаковки требуемой конструкции. И наконец, наука о принципах действия, особенностях конструкции, построения, конфигурации и других аспектах разнообразного технологического оборудования, оснастки и приспособлений для производства тары и упаковки. Конструкция упаковки самым тесным образом связана с технологией её изготовления. Например, при большом объёме выпуска упаковки её конструкция должна быть совместима с технологией и автоматизированными высокоскоростными линиями для её производства.
Этап изготовления упаковываемого продукта не менее важен для конструирования упаковки. Технология изготовления может существенно влиять на свойства продукции. Тщательное изучение этих свойств необходимо на начальной стадии конструирования.
Изготовленный продукт важно не только наилучшим способом поместить в упаковку, но и доставить потребителю через всю сеть распределения с сохранением его высокого качества. Необходимые решения по предохранению продукта от повреждений должны быть предусмотрены в конструкции упаковки.
Этап подготовки продукта к упаковыванию предназначен для придания продукту свойств, увеличивающих время сохранения его высокого качества. Как правило, качество продукции снижается под действием биотиков и абиотиков [99].
Под биотиками понимают живые организмы. К ним относят различные виды бактерий, плесени, дрожжей. Многие из них могут сделать продукт непригодным как по внешнему виду, так и по вкусу, запаху, эффективности. Условия, в которых биотики быстро развиваются и снижают качество продукции, следующие:
- благоприятная температура в зависимости от вида биотика;
- влажность выше 60%;
- благоприятные кислотно-щелочные условия (pH) в зависимости от вида биотика;
- присутствие кислорода (за исключением анаэробных бактерий).
Препятствуют порче продукции биотиками специальные технологии подготовки продукции к упаковыванию: стерилизация, пастеризация, замораживание, глубокое замораживание, сушка, маринование, облучение и др. Каждая из этих технологий предъявляет к упаковке комплекс специфических требований, которые должны быть учтены при конструировании упаковки.
Лбиотиками называют неживые организмы, приводящие к порче продукции. К абиотическим факторам относят химические и физические изменения под воздействием внешней среды. Наиболее распространены изменения под действием кислорода, света и температуры. В конструкции упаковки должны быть предусмотрены меры защиты от абиотической порчи продукции.
Этап упаковывания продукции включает операции подготовки тары к упаковыванию, позиционирования её в зоне упаковывания, дозирования продукции, транспортировки дозы продукции в тару, укупорки тары. Чаще всего все эти основные операции и множество вспомогательных выполняются автоматически в составе фасовочно-упаковочных автоматов. Работоспособность, производительность фасовочноупаковочных автоматов в значительной степени зависят от конструкции упаковки, от точности её формы и геометрических размеров.
В зависимости от конструкции потребительской упаковки и вида упаковываемой продукции определяют конструктивные особенности, габаритные размеры и другие параметры групповой и транспортной упаковки.
На рассмотренном первом отрезке жизни упаковка имеет типичное лицо технического изделия, к которому каждый этап жизненного цикла предъявляет определенный комплекс технических требований. Поэтому многие теоретические и практические положения, разработанные в рамках теории конструирования и освоения производства в промышленных условиях для изделий машиностроительного комплекса, применимы в процессе конструирования и производства упаковки.
Второй отрезок жизни упаковки представляет собой путь упакованной продукции от изготовителя до потребителя. На этом пуги упакованная продукция проходит этапы транспортирования, складирования, распределения по торговой сети, продажи и использования потребителем.
Этапы транспортирования и складирования возможно осуществлять эффективно при условии образования грузовой единицы на основе стандартного грузового поддона с установленной на нем в штабель и соответствующим образом закрепленной транспортной тарой. Такая транспортная единица позволяет выполнять погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские операции. Она же накладывает ограничения на конфигурацию, конструкцию и размеры потребительской и транспортной упаковки, что необходимо учитывать при конструировании. Повышенные требования предъявляются к маркировке транспортной упаковки и грузовой единицы. Маркировка должна обеспечивать автоматическую идентификацию упакованной продукции.
Этапы распределения и продажи выдвигают требования к упаковке со стороны торговли.
Рост количества и размеров современных супермаркетов повлиял на требования к упаковке не только в пищевой отрасли, но также и в секторах продуктов гигиены, косметики, бытовой техники, сувениров, компьютеров и периферийной техники. Необходимость выставления богатого ассортимента товаров в хорошо оформленных витринах и на полках магазинов для привлечения внимания потребителей значительно усиливает роль упаковки в сбыте продукции. Критическими стали задачи обслуживания этих постоянно растущих точек розничной торговли, поставки товаров, готовых для показа в витринах и на полках. Сегодня для оживленных супермаркетов требуется так называемая «готовая для витрины упаковка», поскольку постоянный сбыт продуктов предполагает быстрое пополнение товаров на полках. Это обусловило рост потребностей в пластмассовых и картонных лотках, обеспечивающих надежный и удобный способ поставки продукта в торговую точку.
При распределении и продаже очень важна быстрая идентификация продукта, и это привело к почти универсальному применению штриховых кодов. Эти коды используются на первичной, вторичной и транспортной упаковке, чтобы можно было лучше контролировать процесс хранения и путь продвижения продукта.
Наконец, нельзя не учитывать роста объема закупок через Интернет. Эта новая и весьма перспективная область, позволяющая потребителю, сидящему в кресле, получить доступ к товарам даже быстрее, чем в самом крупном супермаркете или торговом комплексе. Такой способ закупок создаст новые требования к упаковке, хотя на данном этапе невозможно сделать реалистические прогнозы относительно того, насколько широко будет распространено это явление [99].
Для удобства работы на упаковочной линии во время распределения и в торговой точке следует собрать некоторую информацию.
Имеется ли уже разливочное, фасовочное и упаковочное оборудование?
Каковы ограничения, накладываемые существующим оборудованием?
Какова должна быть скорость работы линий?
Каков должен быть уровень проверки качества?
Каков уровень и каковы возможности существующей лаборатории оценки качества?
Каков максимально безопасный вес при погрузочно-разгрузочных работах? Требуется ли автоматизированное укладывание на поддоны?
Какие транспортные и погрузочные средства имеются в нашем распоряжении? Можно ли применять пакетирование по всей цепочке? На каком этапе упаковка будет загружаться и выгружаться отдельно?
Сколько места и какая площадь отведена для хранения?
Имеются ли автоматизированные системы сканирования?
Сколько места отведено на витрине? Какая имеется возможность увеличения воздействия вашего продукта на покупателя в пределах отведенного пространства?
Этап потребления является конечной целью, для которой и производят упакованную продукцию. Именно поэтому особую важность приобретает удовлетворение требований потребителя при проектировании упаковки. Если упаковку неудобно открывать, если сложно из нее извлекать продукцию, если не предусмотрены при необходимости меры по дозированию продукции, если упакованную продукцию неудобно хранить, а также в случае множества других причин, вызвавших неудовольствие потребителя упаковкой, второй раз такую продукцию не купят.
Чтобы довести до максимума удобство использования упаковки, необходимо ответить на множество вопросов.
Где планируется использование продукта?
Следует ли продукт хранить в холодильнике или кладовой? Имеются ли стандартные размеры для подобного хранения?
Следует ли употреблять продукт влажными руками?
Можно ли его выносить из дома? Будут ли в нашем распоряжении инструменты для вскрытия упаковки?
Изменения в образе жизни потребителей носят стратегический характер в процессе развития упаковки. В качестве примера можно привести изменения упаковки, связанные с изменениями образа жизни после 60-х годов XX века в Западной Европе.
Широкий выбор контрацептических средств привел к уменьшению состава семьи. Достижения медицины и здравоохранения позволили продлить срок жизни людей. Оба эти фактора привели к увеличению спроса на небольшие порции продуктов питания, т. е. на килограмм продуктов питания требуется больше упаковки.
Рост количества женщин, работающих полный или неполный рабочий день, привел к тому, что повысился спрос на полуфабрикаты и готовые блюда. Они позволяют за ограниченное время в конце рабочего дня приготовить обед для семьи. Подобные продукты упаковываются в лотки, которые можно поставить в микроволновую печь или в духовку; при этом сокращается количество грязной посуды. Потребитель требует продавать салаты и овощи в удобной упаковке — уже вымытыми и готовыми к употреблению или варке, т. е. он хочет прилагать как можно меньше усилий.
В связи с этими изменениями теперь остается меньше времени для посещения продовольственных магазинов, и занятые потребители хотят покупать гигиенически упакованные продукты, которые могут сохраняться «свежими» в течение нескольких дней или недель. Повышается значимость сохранности продукта за счет упаковки, в частности замораживание, охлаждение и теперь — упаковывание в изменяющейся атмосфере.
Все больше семей приобретают электрическую бытовую технику, например микроволновые печи, и теперь упаковка должна выдерживать воздействие микроволн и сохранять свои качества. В то же самое время требуются температуростойкие материалы для печей, чтобы упаковка была способна выдерживать температуру до 230° С.
Рост уровня жизни и дохода повысил ценность досуга и расширил рынок закусок. Самый большой спрос наблюдается на «продукты на ходу», которые можно съесть быстро, не останавливаясь на месте, так как они слегка, но удобно завернуты.
Наконец, потребители стали больше осознавать важность защиты окружающей среды. Хотя в большинстве случаев это больше эмоции, чем научные факты, скрывающиеся за сознательностью потребителей. Такая ситуация ставит ряд проблем перед упаковочной отраслью, которая должна принять участие в «обучении» потребителя. Потребитель должен знать о пользе упаковки и ее воздействии на окружающую среду.
Таким образом, на втором отрезке жизни упаковка приобретает лицо товара, поэтому к ней уже предъявляют другие требования, присущие товару и самому процессу товародвижения.
После второго отрезка жизни упаковка выполнила свое полезное назначение — доставила продукт с сохранением высокого качества от изготовителя до потребителя и помогла этот продукт с удобством употребить. На третьем отрезке жизни использованная упаковка превратилась в отходы. Теперь на первое место выходят требования удобства утилизации этих отходов с получением наибольшей пользы для общества. Эти требования также должны быть учтены в процессе конструирования тары и упаковки.
Самый простой и самый распространенный способ утилизации — сбор отходов использованной упаковки, захоронение их на специально отведенных свалках до полного разложения и ассимиляции (усвоения) природой под естественным воздействием света, тепла, влаги, микроорганизмов. Но этот способ несет угрозу окружающей среде в связи с низкой скоростью ассимиляции (80-100 лет) и сильным загрязнением вредными веществами почвы и подземных вод.
Второй по распространенности способ утилизации — сбор отходов и их сжигание. Выделяющееся при сжигании тепло используют для нужд народного хозяйства. Серьезным недостатком этого способа является загрязнение воздуха вредными продуктами горения.
Наиболее сложным, но и наиболее полезным для общества является путь вторичного использования упаковочных материалов. Этот путь включает этапы первичной сортировки отходов упаковки по совместимым группам упаковочных материалов и вторичную переработку этих материалов в разнообразные изделия. Вторичная переработка включает в себя комплекс специальных технологических процессов и оборудования.
Вопросы утилизации использованной упаковки являются важным направлением современных исследований. Ученые создают новые разнообразные технологии утилизации: сжигания с использованием фильтров и аппаратов, улавливающих вредные летучие продукты; создания новых упаковочных материалов, удобных в утилизации — растворимых, съедобных, саморазрушающихся и т. д.