КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ

Основные функции упаковки

В историческом плане первыми функциями упаковки были предох­ранение продуктов или изделий от порчи и обеспечение возможности их транспортировки с сохранением высокого качества.

В современной жизни упаковка прочно вошла в быт человека и со­провождает его на всех стадиях деятельности. Она во многом изменила наш жизненный уклад, позволила по-новому взглянуть на многие про­блемы, например питания. Со временем значительно изменились фун­кции упаковки. Теперь они не ограничиваются предохранением изде­лий, сохранением их качеств и обеспечением гигиеничности. К упаков­ке предъявляют требования облегчения обращения с товарами, обеспе­чения максимальной экономичности процессов упаковывания и обра­ботки товаров при их распределении, транспортировке, складировании и перемещении в магазинах.

По своей сути упаковку следует рассматривать не только как сред­ство содержания изделия, но в более широком смысле — как систему взаимосвязи производителя, продавца и потребителя товаров. Эта сис­тема предъявляет к упаковке целый комплекс требований, направлен­ный на обеспечение выполнения ею основных функций: специальной обработки продукции, дозирования, длительного хранения, удобства транспортировки, размещения на витринах и прилавках магазинов, складирования, привлекательного внешнего вида, способствующего по­вышению конкурентоспособности и облегчающего продажу, удобства использования покупателем и ряд требований, выдвигаемых развити­ем и совершенствованием упаковочной индустрии.

Основные функции упаковки: дозирующая, защитная, транспорт­ная, хранения, маркетинга, нормативно-законодательная, информаци­онная, эксплуатационная и экологическая.

Стремительный прогресс упаковочной промышленности привел к ряду новых представлений об упаковке. Одно из них — возможность стандартизации количества содержимого в пакете. Единообразная сис­тема упаковки позволяет купить без дополнительного взвешивания в магазине 250 г масла, 125,250,500,1000 г молочных продуктов и т. д. В дополнение к другим функциям упаковка стала измерителем количе­ства продукта, выполняя дозирующую функцию.

Защитная функция характеризует способность упаковки обеспе­чивать защиту упаковываемой продукции от влияния климатических факторов, от повреждений и порчи при транспортировке и хранении, а также защиту окружающей среды и человека от негативного воздействия упакованной продукции.

Упаковка является эффективным средством защиты продукта от механических повреждений. Много опасностей ожидает упакованную продукцию во время перевозки с завода на склад, хранения, распреде­ления по торговой сети, продажи и по пути в дом потребителя. Чаще всего повреждения встречаются во время распределения и хранения. Продукт может быть надежно защищен в случае оптимального сочета­ния первичной, вторичной и транспортной тары.

Упаковка может оказывать весьма значительное влияние на сохранность качества упакованного продукта, так как помогает продлить срок годности, оберегая продукт вплоть до момента потребления. Подобное удлинение срока сохранности особенно важно для продуктов питания, фармацевтических препаратов, некоторых продуктов косметики и личной гигиены.

Использование упаковки для сохранности продукта питания явля­ется самой старой формой защиты, восходящей еще к доисторическим временам, когда листья и кожа использовались для обертывания в це­лях предотвращения проникновения воздуха в продукт. Сушка, засол, маринование являются старыми методами, которые применяются до сих пор, наравне с термообработкой, замораживанием и упаковкой в изме­няющейся атмосфере.

Возможные повреждения упакованной продукции при различных механических воздействиях приведены в табл. 1.1, а под влиянием ок­ружающей среды — в табл. 1.2.

Таблица 1.1

Возможные повреждения упакованной продукции при нежелательных

Механических воздействиях

Вид

Механического

Воздействия

Результат воздействия

Воаможное повреждение

Удар

Падение с конвейера Падение во время погрузки вручную. Паде­ние из-за неаккуратного укладывания в штабель

Поломка продукта. Разрушение упаковки. Деформация упаковки

Тряска

Неравномерное перемещение по конвейеру. Транспортировка по плохим дорогам. Персвод железнодорожных вагонов на другой путь

Поломка продукта. Поломка упаковки. Деформация упаковки

Вибрация

Все виды транспортировки

Поломка продукта Оседание продукта. Истирание печатных поверхностей. Отвинчивание колпачков

Статическое

Сжатие

Штабелирование на складе

Расплющивание продукта. Поломанные поддоны. Сжатие грузов. Сжатие пластиковых бутылок. Разрыв картонных коробок

Динамическое

Сжатие

Загрузка и выгрузка ящиков вручную. Сильная вибрация во время транспортировки

Расплющивание продукта. Поломанные поддоны. Сжатие грузов. Сжатие пластиковых бутылок. Разрыв картонных коробок

Транспортная функция предполагает оптимальное сочетание типа упаковки с наиболее рациональным видом транспорта, маршрутом транспортировки и свойствами упаковываемого материала. Важнейшим фактором является максимальное использование полезной площади грузового транспортного средства. При комплектовании партии транс­портируемого груза следует учитывать существование совместимых и несовместимых упакованных материалов.

Для перевозки изделий, например жидкости или порошка, от места изготовления до пункта использования необходим контейнер или ем­кость. В условиях производства такая продукция хранится, как прави­ло, в больших резервуарах различного типа. Ее нужно расфасовать в емкости, удобные для транспортировки и продажи. Важную роль в оп­ределении объема емкостей играют условия торговли. Оптовая торгов­ля требует более крупных объемов. Розничная торговля отдает пред­почтение уменьшению объемов.

Вид воздействия

Причина воздействия

Возможное повреждение

Изменение относительной влажности (слишком высокая или слишком низкая)

Груз оставлен снаружи. Продукты хранятся в сырых складах или в местах, где нет контроля за условиями окружающей среды

Коррозия металлических продуктов и металлической упаковки. Рост микроорганизмов на продуктах или на бумажной/деревянной упаковке. Изменение свойств и состояния сухих продуктов. Высушивание влажных товаров. Коробление гофр отары

Изменение

Температуры

Груз оставлен снаружи. Продукты хранятся на складах без регулирования температуры. Замороженные продукты перевозятся на фузовиках с плохой термоизоляцией. Продукты на витрине — при плохой термоизоляции

Высушивание влажных товаров. Рост микроорганизмов на замороженных продуктах питания. Размораживание продуктов. Разрыв упаковки. Потери летучих компонентов, например духи, смолы

Насекомые, грызуны, птицы, пыль, грязь

Продукты хранятся на складах, не очищенных и не обработанных против вредителей или там, где окна и двери остаются открытыми или плохо подогнаны

Продукты становятся несъедобными. Упаковка повреждена вредителями

Несанкциониро­ванное вскрытие

Продукты хранятся на складах, где расширен доступ посторонним лицам Продукты на витрине — при хранении

Продукт загрязнен. Недостача продукта Открытые упаковки

Запах

Продукты хранятся вблизи товаров с сильным запахом. Запах от плохо высушенных клеев — также очень важный фактор

Смешивание запахов приводит к потере вкуса и запаха

Таблица 1.2

Возможные повреждения упакованной продукции под влиянием

Окружающей среды

подпись: возможные повреждения упакованной продукции под влиянием
окружающей среды
Тенденция сокращения размеров упакованных единиц продукции, удобных в условиях оптовой торговли, приводит к системе групповой упаковки, облегчающей транспортировку. Такая система предусматри­вает комплектование упакованных в маленькие коробки, банки или бу­тылки продуктов в определенные количеством и размерами группы. Эти группы упаковывают различными способами (в коробки, связки, тер­моусадочную полимерную пленку, ящики и т. д.) и далее собирают в партии для отгрузки потребителю.

В большинстве случаев упакованный товар не может быть исполь­зован немедленно. Он может храниться либо на складе у производите-

Ля, либо у продавца, либо у покупателя. Поэтому упаковка должна обес­печить сохранение всех свойств товара в течение длительного времени. Современные материалы и технология упаковки открывают широкие перспективы разработки и применения специальных методов увеличе­ния сроков хранения продукции, таких как сублимация, охлаждение, стерилизация и т. п.

Выполнение функции хранения требует от конструкции упаковки простой и четкой маркировки, возможности штабелирования на стан­дартных поддонах и оптимального использования площади складских помещений. В случаях длительного хранения следует учитывать необ­ходимость контроля и проверки качества упакованной продукции.

Упаковка, выполняя функцию маркетинга, эффективно использу­ется как средство продвижения товара на потребительский рынок. Упа­ковка, представляя продукт, должна быть прежде всего привлекатель­ной за счет умелого дизайна и высокого качества полиграфического оформления. Сочетанием внешнего вида и содержащейся информации она способствует идентификации — установлению соответствия распоз­наваемого предмета своему образу, знаку (идентификатору).

Идентификация содержимого подбором соответствующей формы, художественного оформления и возможностью визуального обозрения была освоена давно. Постепенно это превратилось в одну из главных функций упаковки. Использование символов, торговых марок, фирмен­ных знаков и различной информации помогает установить связь между потребителем и изготовителем.

Маркетинговая функция приобрела особую значимость с ростом сети супермаркетов, где никто не помогает покупателю сделать свой выбор. Упаковка берет на себя роль «молчаливого продавца», и задача профес­сионала — максимально использовать эту роль в свою пользу.

Нормативно-законодательная функция упаковки является как бы производной от других функций. Так, в процессе выполнения функций защиты и хранения сложился комплекс санитарно-гигиенических тре­бований к упаковке. Дозирующая функция неразрывно связана с при­влечением к упаковке нормативного закона мер и весов. Для наиболее распространенных типов упаковки разработаны соответствующие нор­мативные документы — технические условия и ГОСТы.

Информационная функция упаковки получила большое значение в процессе развития формы самообслуживания в розничной торговле. Носящая достаточно информации о продукте, приятная на внешний вид упаковка часто служит единственным «продавцом» в магазинах само­обслуживания. Информацию на упаковке можно разделить на произ­вольную и обязательную. К произвольной информации относят разно­образные элементы художественного оформления, рекламу и т. п. Обя­зательная информация регламентирована нормативными документами на упаковываемый продукт. Она включает основные технические ха­рактеристики продукта, например список важнейших его компонентов, руководство по применению, хранению и уходу, предупреждения о воз­можных противопоказаниях, опасностях и т. п.

Информационная функция играет важную роль на многих этапах жизненного цикла упаковки.

Упаковка — это идеальное средство выдачи ценной информации по­купателю о продукте. И не только покупателю, но и любому, кто зани­мается погрузочно-разгрузочными работами при распределении и хра­нении продуктов. Всегда существует необходимость идентифицировать продукт и его производителя, а также все чаще выдвигается юридичес­кое требование — сообщать информацию о весе продукта, его ингреди­ентах, условиях хранения и пользования, а также наносить данные спе­циального предупреждения и обязательно указывать срок сохраннос­ти. Очень важно, чтобы эта информация была четкой, разборчивой и понятной для покупателя и оператора погрузочно-разгрузочных машин.

Для вторичной и транспортной упаковки такая важная информация, как название продукта, количество блоков в упаковке, вес и срок годно­сти, обычно указывается буквами или штриховым кодом. Штриховой код предназначен для автоматической электронной записи и считыва­ния данных. Поскольку все больше операций по загрузке и выгрузке осуществляется автоматически, обрабатываются и отправляются в боль­шом ассортименте быстро перемещающиеся товары, всесторонние зна­ния штриховых кодов являются необходимым стандартом, и не долж­но быть низкокачественного кодирования.

Информационная функция упаковки тесно связана с маркетинго­вой функцией.

Кроме носителя информации упаковка должна выполнять еще и роль рекламы и способствовать сбыту продукта. Разумное использование цвета, графики, формы и текстуры помогает выполнять эту роль, при­влекая внимание покупателя, вызывая у него интерес и побуждая его купить продукт. Обычная реклама работает параллельно с упаковкой. После закупки товаров именно упаковка остается перед глазами поку­пателя. Она создает имидж продукту до тех пор, пока не будет исполь­зована и выброшена как мусор.

Эксплуатационная функция упаковки предполагает легкость об­ращения с ней в процессе сортировки, хранения, перемещения и сбы­та, а также удобство для потребителя в использовании упакованного продукта.

Обеспечение удобства при пользовании продуктом — одно из основ­ных достоинств упаковки, дающее возможность конкурировать на рын­ке. Упаковка, обеспечивающая потребителю чистый и легкий доступ к продукту, возможность потребления его в нужных количествах, повтор­ной укупорки и надежного хранения оставшейся части, всегда будет предпочтительнее упаковки, создающей какие-то трудности при пользо­вании. Удобство пользования — очень существенный фактор, и иссле­дования показывают, что покупатели готовы платить значительно боль­ше за большие удобства. Легкость или трудность в пользовании упа­ковкой влияют также на расходы, связанные с затариванием продукта на производственной линии, а также с перемещением готовой продук­ции через цепочку распределения в торговую точку. Стабильность фор­мы и размеров упаковки в процессе затаривания непосредственно вли­яет на скорость производственной линии и уровень отходов. Разработ­ка упаковки, способной сделать этот процесс более удобным, приведет к оптимальным эксплуатационным свойствам. Использование поддо­нов, роликовых тележек и лотков, объединение одиночной упаковки в легко загружаемые и выгружаемые модули сокращают расходы на рас­пределение и хранение, а также снижают уровни повреждения. Если эти модули обеспечивают также удобное расположение продуктов в местах торговли, то получается дополнительное сокращение расходов.

Экологическая функция упаковки в последние годы приобретает все более важное значение. По мере увеличения темпов производства возникают проблемы уничтожения использованной упаковки, вызыва­ющие ухудшение экологической обстановки. Это связано с медленной скоростью ассимиляции (усвоения) природой под естественным воз­действием света, тепла, влаги, микроорганизмов материалов использо­ванной упаковки. Особые проблемы возникают с полимерными мате­риалами, период ассимиляции которых достигает 80 лет.

Решают экологические проблемы использованной упаковки различ­ными путями: сбор и вторичная переработка традиционными способа­ми; использование полимерных материалов, способных растворяться и в растворе подвергаться вторичной переработке; сжигание с использо­ванием фильтров и аппаратов, улавливающих вредные летучие продук­ты. Все большее внимание уделяют разработке и применению биораз - лагающихся полимерных материалов, а также повторному использова­нию переработанных полимеров — вторичных материалов.

Упаковка подвергается критике за расточительство ценных ресур­сов и за загрязнение окружающей среды. Эта критика редко бывает спра­ведливой. Упаковка уже является полезной за счет резкого сокращения потерь продукции. Она предотвращает загрязнения, защищает от фи­зического воздействия и предохраняет продукты от порчи. Особенно это относится к пищевой упаковке, которая сократила отходы от про­дуктов питания до 2 % в Западной Европе, в то время как потери про­дукции в некоторых неразвитых странах достигают 50 %.

Действующие законодательства в странах ЕС обязывают фирмы учитывать приемлемые методы устранения отходов. При конструиро­вании упаковки необходимо сводить к минимуму использование труд­но перерабатываемых отходов упаковки и ограничивать использование в упаковочных материалах тяжелых металлов и вредных веществ. Та­кая же директива устанавливает нормы для утилизации и рисайклинга упаковки из общего потока отходов.

Экономичность

Стоимость упаковки должна соотноситься с ценой продукта, его имиджем, целевым рынком и конечным потребителем. Для большин­ства производителей это означает минимальные затраты, соизмеримые с удовлетворением потребительского спроса на упаковку. Профессио­нальный упаковщик должен признавать важную роль упаковки в об­щей экономической характеристике продукта и в финансовой деятель­ности фирмы.

КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН ТАРЫ И УПАКОВКИ

EVOPACK – упаковка нового поколения!

Гофрокартон считается одним из наиболее универсальных материалов, который применяется при изготовлении упаковок. Сейчас он занимает первые места, а возник еще в середине 19 века. После того, как наладилось массовое производство …

Пакеты с логотипом от МПАК

Полиэтиленовые пакеты уже давно тесно вошли в жизнь современного человека. Они способствуют удобному хранению, транспортировке или упаковке любого вида продукции. Чаще всего эту покупку совершают во время приобретения какого-то вида …

Мягкие упаковки биг-бэг — надежно, доступно, универсально

С появление биг-бэгов в сфере упаковочных материалов произошел настоящий переворот. Мало того, за последние несколько лет им удалось почти полностью вытеснить остальные виды тары, использовавшейся для перевозки грузов на протяжении …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Контакты для заказов шлакоблочного оборудования:

+38 096 992 9559 Инна (вайбер, вацап, телеграм)
Эл. почта: inna@msd.com.ua