КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПРАВОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

В настоящее время по правовому обеспечению управления конкурентоспособности действует только один норматив­ный акт - Федеративный закон "О конкуренции ограничений монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. № 948-1 (с изменениями от 30 декабря 2001 г.) [60].

Целями настоящего закона являются определение организационных и правовых основ предприятия и пресечения:

- монополистической деятельности на товарных рынках в Российской Федерации (РФ);

- ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъ­ектов РФ, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти.

Настоящий закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории РФ и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Добросовестная конкуренция товаропроизводителей возможна лишь при создании цивилизованного рынка, функцио­нирование которого обеспечивается решением следующих задач:

- правовая регламентация рыночных отношений;

- создание товаров и услуг, удовлетворяющих растущие потребности потребителей;

- обеспечение безопасности использования товаров и услуг;

- защита государством участников рыночных отношений.

Вопрос правового обеспечения реализации стратегии, повышения конкурентоспособности организации тесно связан с качеством продукции как главным фактором конкурентоспособности.

Правовое обеспечение качества продукции осуществляется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федераль­ными законами "О защите прав потребителей", "О техническом регулировании" и другими нормативными актами федераль­ного, регионального и муниципального уровня.

Верхний уровень иерархии правового обеспечения качества продукции занимают законы РФ, обладающие высшей юридической силой.

Все иные нормативные акты называются подзаконными, которые принимаются уполномоченными органами власти и управления:

• указы и распоряжения Президента РФ;

• постановления и распоряжения Правительства РФ;

• акты государственных региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и органов ад­министрации), которые в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц в пределах данной терри­тории региона, края, области, города, района;

• ведомственные акты, т. е. акты конкретных министерств, комитетов, департаментов, имеющие в основном внутриве­домственное юридическое значение и распространяющиеся на лиц, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения данного ведомства.

Осуществляя контроль качества продукции, организация обязана выполнять основные требования ведения производст­венных процессов и обеспечения соответствующего качества продукции, которое может определяться различными способа­ми: по образцу, по спецификации, на основе стандарта, по предварительному осмотру и др.

Известно, что основой унификации и методического обеспечения производственных, информационных и управленче­ских процессов во всех сферах деятельности является стандартизация. Роль стандартизации особенно повышается в услови­ях глобализации экономики расширения функций Всемирно-торговой организации (ВТО) и других международных органи­заций.

Учитывая возросшие требования к стандартизации, сертификации, техническому и правовому регулированию в мировом масштабе, развитие международной интеграции, необходимость повышения конкурентоспособности производимой продукции и страны в целом, в России был разработан и принят 27 декабря 2002 г. Федеральный закон "О техническом регулировании", который вступил в силу с 1 июля 2003 г.

Особенности данного закона заключается в следующем:

- он отменил действия федеральных законов "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг";

- он установил, что технический регламент имеет статус обязательного для соблюдения и применения документа на всей территории РФ, а стандарты - добровольного применения;

- он нацеливает российские хозяйствующие субъекты на повышение (обеспечение) конкурентоспособности россий­ской продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Эти особенности Федерального закона "О техническом регулировании" подтверждается соответствующими его статья­ми.

В обеспечении реализации стратегии повышения конкурентоспособности организации важную роль играет и информа­ционная система организации [60].

Основные требования к информации:

1) своевременность;

2) достоверность (с определенной вероятностью);

3) достаточность;

4) надежность (с определенной степенью риска);

5) комплексность (по качеству и ресурсоемкости, стадиям жизненного цикла товаров фирмы и конкурентов и т. д.);

6) адресность;

7) правовая корректность;

8) многократность использования;

9) высокая скорость сбора, обработки и передачи;

10) возможность кодирования;

11) актуальность информации и др.

Основные направления информационного обеспечения системы повышения конкурентоспособности организаций (СПКО):

1. Информация о потребителях, их потребностях, параметрах рынка и конкуренции: демографические показатели; покупательная способность потребителей; размер спроса на товары; доля на рынке и тенденции ее изменения; объем, история, тенденции и прогноз для конкретного товара; рыночная политика и планы;

Цены, скидки, условия договоров, спецификация товаров; отношения с потребителями и репутация; сила конкуренции по товарам; система распределения товаров; система и качество сервиса потребителей; численность и размещение торговых агентов; система стимулирования ускорения продаж; программы и действенность рекламы;

Эффективность функционирования институтов рыночной инфраструктуры и др. параметры.

2. Информация о внешней среде организации и ее основных конкурентах.

3. Информация о применяемых конкурентами законах, научных подходах, принципах, методах, моделях.

4. Информация о динамике жизненных циклов объектов.

5. Информация о конкурентных преимуществах и слабостях конкурентов и организации.

Рис. 16. Современная информационная система организации

Современные компании применяют информационные технологии для совершенствования методов работы. В результате изменяется организационная структура компании, разрабатываются новые организационные взаимосвязи, которые ранее экономически были невозможны. Вот почему информационные технологии являются весьма перспективной и эффективной для капиталовложений. Принципиальная схема построения и взаимодействия основных элементов современной информаци­онной системы организации приведена на рис. 16 [97].

Изменения в организации и технике управления под влиянием информационных технологий и автоматизированных офисов происходят по следующим направлениям:

1. В корне меняются организация и техника информационного обеспечения руководителя. Особое значение приобре­тает массовое внедрение мини - и микрокомпьютеров, персональных компьютеров как составных частей информационных систем, связанных с сетью банков данных. При этом работа по сбору, обработке и распространению информации осуществ­ляется удобными интерфейсами "человек-ЭВМ", не требующими специальной подготовки (диалоги на естественном языке, речевой ввод-вывод информации и т. д.). Существенно меняется также техника хранения и обработки информации. Автома­тизируются системы принятия, упорядочения, хранения и передачи информации, в которых поддерживается чистота инфор­мационных каналов и не допускаются неполнота информации, дублирование, ввод информации, рассчитанной на другие уровни управления и т. д.

2. Осуществляется автоматизация отдельных функций руководителя. Выросло количество эффективно функционирую­щих автоматизированных систем, охватывающих производство, хозяйственную деятельность, организационно- технологические процессы и т. п. Все большая часть работы при составлении планов передается компьютеру. При этом сущест­венно повышается качество планов, разработанных с использованием микрокомпьютеров на более низком уровне управления. Кроме того, четко согласуются планы для отдельных подсистем системы управления. Совершенствуются системы контроля, в том числе дающие возможность обнаружить отклонения от запланированного уровня и обеспечивающие обнаружение причин возникновения таких отклонений.

3. Существенно изменяются средства коммуникации, не считая обмена сообщениями через сеть микропроцессоров. Особое значение приобретает система телекоммуникаций, которая дает возможность проведения заочных совещаний, теле­конференций и т. п. (участники которых могут находиться друг от друга на значительных расстояниях), оперативной переда­чи информации. Соответственно меняются методы и техника коммуникационных отношений руководителей с подчиненны­ми и вышестоящими органами управления.

Автоматизированный офис предъявляет новые требования к деловым качествам руководителя, среди которых умение и на­выки пользоваться сложной техникой управления, определять стратегию развития системы, руководить коллективом, мотивиро­вать и направлять его деятельность. Особое место занимает умение разрешать конфликты, оперативно реагировать на возникнове­ние проблемных ситуаций, четко обосновывать принятые решения, своевременно доводить их до исполнителей. Творческий под­ход к решению управленческих задач, развитие стратегического мышления руководителей предполагают использование новых информационных технологий, возможностей автоматизированных офисов.

6. Информация об организационно-техническом уровне участников.

7. Информация о финансовом состоянии.

8. Информация о персонале.

9. Информация о качестве систем управления.

10. Информация об уровне конкурентоспособности.

ПРАВОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

При обучении руководителей современным информационным технологиям главное внимание уделяется собственно управлению, а не машинным языкам и математическим методам. В действующих на фирмах системах повышения квалифи­кации важное значение придается базовому курсу - "умению управлять", улучшению стиля работы руководителя, развитию стратегического мышления. Формируется набор методов обучения работе с новыми информационными технологиями, кото­рый предусматривает использование специальных обучающих модульных программ, реализованных на микропроцессорах, сетей для передачи информации о новых методах, средствах и технике управления. Наряду с этим проводятся различные занятия через систему телекоммуникаций (анализ ситуаций, деловые игры, дискуссии и т. п.), применяются средства массо­вой информации (в основном телевидение) с целью мотивации саморазвития руководителей и специалистов, решения неко­торых информационных задач обучения, рекламы новых методов, средств и техники управления.

При обучении кадров большое внимание в настоящее время уделяется, так называемым корпоративным системам, т. е. комплексным информационным системам управления предприятиями. В этом случае электронная обработка данных обеспе­чивает все стороны управления предприятиями. Находясь на своем рабочем месте, управляющие получают необходимую информацию по новым изделиям, производству, поставкам, финансам, экономике и др. Появление персональных компьюте­ров, которые могут быть подключены к другим ЭВМ, значительно расширило возможности использования баз данных кон­кретными пользователями для оперативного получения необходимой информации из больших ее массивов. Персональная ЭВМ дает возможность получать сопоставимые данные, отслеживать динамику изменения показателей, в том числе и в гра­фическом виде.

Появление микрокомпьютера привело к дальнейшему изменению технического оснащения аппарата управления и рож­дению его нового типа - "электронного офиса". Преобразуя информацию по сложной программе, микрокомпьютер вопло­щает примитивную форму интеллекта. Изобретение микропроцессора в такой степени снизило стоимость электронных вы­числений, в результате чего он стал применяться в самых широких сферах.

Отличительной чертой перехода к "электронному офису" является получение возможности использовать технику для обработки содержания информации. Пишущая машинка, телефон, копировальная машина, диктофон и факсимильный аппа­рат позволяют только менять форму или расположение информации. Они переводят ее из устной формы в письменную, электрическую и передают ее от отправителя к получателю со скоростью света. Но они не меняют содержания информации (если не вкрадется ошибка или не помешает шум). Тем самым они дополняют функции аппарата управления, которые по своему характеру являются механическими.

Компьютер меняет содержание поступающей в него информации в соответствии со сложным набором процедур, назы­ваемых его программой. Она может материализовать некоторые из видов деятельности, практических навыков и методов работников офиса - специалистов, управленческого персонала и руководителей. В целом структура потоков информации и механизмов ее переработки и анализа может быть представлена в следующем виде (рис. 17).

Банк

Платежные документы

Налоговая инспекция

Налоговые документы

МОДЕМ

Приказы

Счет

Руководство

Бухгалтерия

И------------ и

Отчет

Заказ

<----------- и

Канцелярия

Отдел реализации

СЕРВЕР

Сводка, отчет

Отчет

<------------ И

Аналитический отдел

Архив

ПРАВОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ФАКС

ПРАВОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Рис. 17. Типичная организация "электронного офиса"

Филиал

В "электронном офисе" техника используется в деятельности специалистов и руководителей, а также секретаря и клер­ка. Однако успех микрокомпьютера в офисе зависит от его интеграции с другими частями системы: дисплеями, печатающи­ми средствами и устройствами, средствами хранения информации и коммуникаций и, самое главное, программами, которые ими управляют при выполнении функций аппарата управления.

Благодаря многообразным информационным потокам каждое предприятие имеет возможность мгновенно узнавать о состоянии спроса и предложения, ориентироваться на рынке сырья, труда, инноваций и т. п. Это освобождает производство от расходов на дополнительный персонал, занятый в промежуточных звеньях, от расходов на складирование, исправление расчетов, неизбежных в прошлом из-за отсутствия необходимых данных. Компьютеры, информационные сети, системы свя­зи непосредственно влияют на протекание и интеграцию производственных и обслуживающих процессов в подразделениях предприятия и повышение конкурентоспособности.

Информационные сети создают реальные предпосылки для формирования целого ряда новых принципов управления, соответствующих изменениям внешней и внутренней среды предприятия. Суть этих принципов сводится к следующему:

• происходят контакты не руководителя с подчиненными, а равноправных работников;

• каждый сотрудник должен иметь доступ к любой информации о предприятии, быть взаимозаменяемым на соответ­ствующем уровне;

• должны действовать команды, работающие либо над определенным проектом, либо с определенным заказчиком или

Классом клиентов;

• целостность предприятия поддерживается за счет создания сети команд;

• работа ведется в режиме реального времени, включает в себя "запараллеливание" работ и их интерактивно- коммуникационную организацию (вместо последовательной и кооперативной);

• создаются технико-организационные условия для формирования "виртуальных" звеньев, члены которых могут на­ходиться в различных географических точках.

Использование информационных технологий, сети Интернет и всех видов сетевой организации, бесчисленных компью­терных программ не только позволяет оперативно получать информацию и принимать решения, но и вызывает множество коренных организационных изменений. Сокращается бюрократический аппарат, пересматриваются традиционные взгляды на роль и механизм эффективной связи корпораций, открываются безграничные возможности финансовых рынков, инвести­рования, укрепляется сплоченность персонала. С интернетом связаны реальная диффузия знаний, их доступность в любом уголке Земли, всеобщее приобщение людей к культурным ценностям. Существенно увеличиваются темпы роста производи­тельности физического и умственного труда. В наибольшей мере информационную экономику олицетворяют инновации и знания. Экономический и управленческий потенциал организации во все большей степени зависит от способности менеджеров контролировать информацию, манипулировать ею, нацеливать персонал на наиболее эффективное использование ресурсов [97].

В условиях рынка глобальным условием обеспечения высокой конкурентоспособности товаров, организаций, страны является реализация двух всеобщих факторов [60]:

• обеспечение качества (образования, качества внешней среды, товаров и работ, сервиса потребителей, управления жизни и т. д.);

• ресурсосбережение (повышение научного уровня работ по управлению ресурсами, оптимизация воспроизводственной структуры экономики, снижение технологических потерь и отходов во всех звеньях от добычи сырья до конечного потребления продуктов, снижение на стадиях стратегического маркетинга и инновационного менеджмента доли будущего труда в совокуп­ном труде по большинству объектов и т. д.).

Основными задачами ресурсного обеспечения разработки и реализации стратегии повышения конкурентоспособности организации являются:

1) обеспечение высокого научного уровня работ и процессов по ресурсосбережению;

2) тщательное обоснование направлений расходования ресурсов и ресурсопотребляющих объектов как внутри системы (в организации), так и во внешней среде, связанной с организацией инновационных проектов;

3) применение научно обоснованных методов прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования, нормирования потребностей в различных видах ресурсов;

4) нахождение источников и форм ресурсного обеспечения из различных источников (федеральный бюджет, бюджет субъ­екта РФ, бюджет муниципального образования, собственные источники, спонсорство, иностранные инвестиции и т. д.);

5) стыковка в стратегии, инновационных и инвестиционных проектах целевых заданий, объектов, затрат ресурсов, места, сроков, исполнителей, эффективности и других компонентов;

6) выбор прогрессивных логистических технологий организации материальных потоков;

7) выбор современных информационных технологий нормирования - планирования, учета и контроля расходования ресур­сов;

8) анализ эффективности использования ресурсов;

9) стимулирование повышения эффективности использования ресурсов;

10) организация обучения персонала прогрессивным технологиям, методам, моделям и инструментам эффективного ис­пользования ресурсов [60].

Формирование и реализация стратегии ресурсосбережения на всех уровнях управления - один из важнейших вопросов стратегического менеджмента, так как, во-первых, ресурсоемкость является второй стороной товара (первое - качество), во - вторых, Российская Федерация по эффективности использования ресурсов значительно отстает от промышленно развитых стран. Например, эффективность использования электроэнергии в Российской Федерации примерно в два раза ниже, чем в США, коэффициент использования металлов в машиностроительной промышленности США составляет порядка 0,92, а в Российской Федерации - 0,7. Российская Федерация значительно отстает от промышленно развитых стран по коэффициенту извлечения из недр полезных ископаемых, использования технологического оборудования и машин, основных и оборотных средств, трудовых ресурсов и т. д.

Стратегия ресурсосбережения - это комплекс принципов, факторов, методов, мероприятий, обеспечивающих неуклон­ное снижение расхода совокупных ресурсов на единицу валового национального продукта (в рамках страны), либо на еди­ницу полезного эффекта конкретного товара при условии обеспечения безопасности страны, экосистемы, регионов, фирм, человека [61].

Рассмотрим это понятие по элементам и уровням иерархии. Принципы ресурсосбережения в рамках страны [60]:

• совершенствование структуры потребляемых ресурсов путем уменьшения доли экспорта сырьевых ресурсов, увели­чения удельного веса экологически чистых и эффективных видов ресурсов;

• повышение коэффициентов извлечения из недр полезных ископаемых;

• увеличение доли ресурсосберегающих технологий;

• анализ использования ресурсов по всем стадиям жизненного цикла объектов;

• развитие методов анализа, прогнозирования, оптимизации и стимулирование улучшение использования ресурсов;

• применение при разработке проблем ресурсосбережения научных подходов менеджмента.

Для уровня фирм перечисленные принципы должны адаптироваться к конкретным объектам, технологиям, возможностям, стандартам.

Методы ресурсосбережения - конкретные технологические способы, организационные и экономические методы эконо­мии расхода ресурсов на единицу полезного эффекта (работы) по новому варианту инвестиционного проекта по сравнению с заменяемым вариантом.

Методы ресурсосбережения реализуются через организационно-технические мероприятия, например, по замене физи­чески или морально устаревших технологий, оборудования, организационных проектов, экономических и других методов менеджмента.

Для уровня страны (региона) стратегия ресурсосбережения должна разрабатываться на длительную перспективу (на­пример, в США действует программа ресурсосбережения на 40 лет) на основе рассмотренных выше принципов.

Стратегиями ресурсосбережения на предприятии могут быть следующие:

1) упрощение кинематической схемы (структуры, принципа действия) товара;

2) межвидовая и внутривидовая унификация составных частей товара;

3) совершенствование технологичности конструкции товара;

4) организационно-техническое развитие производства;

5) расширение зарубежного производства качественного товара без изменения его конструкции в стране (странах), где дешевле (эффективнее) конкретный вид ресурса;

6) реализация факторов ресурсосбережения.

Цели ресурсного обеспечения системы менеджмента:

• своевременное обеспечение потребителей фирмы необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количест­ва;

• улучшение использования ресурсов - повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительно­сти производственных циклов, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, пол­ное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиции.

Виды ресурсов:

• трудовые ресурсы - промышленно-производственный персонал (основные и вспомогательные рабочие, руководите­ли, специалисты и служащие, ученики) и непромышленный персонал;

• материальные ресурсы (сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, запасные части);

• основные производственные фонды - здания и сооружения, передаточные устройства, силовые машины, технологи­ческое оборудование, транспортные средства, средства автоматизации управления, измерительные приборы, хозяйственный инвентарь и пр.;

• финансовые ресурсы - собственный капитал, заемный капитал, нематериальные активы и пр.;

• совокупные ресурсы - сумма предыдущих видов ресурсов в денежном выражении.

Наличие и состав ресурсов определяется объемом конкретного вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассор­тименту, качеством и сроками поставок.

Процесс движения ресурсов включает:

- формирование ресурсов, т. е. привлечение ресурсов для выполнения маркетинговых исследований, НИОКР, органи - зационно-техноло-

Гической подготовки производства, производства товаров и выполнения услуг, капитального строительства, гарантийного обслуживания товара фирмы. В свою очередь, привлечение ресурсов для производства товаров, выполнения услуг подразде­ляется на ресурсы для непосредственного изготовления товаров, выполнения услуг, ремонтоэксплуатационых нужд, непро­изводственных нужд; для капитального строительства на новое строительство, расширение производства, техническое пере­вооружение, реконструкцию;

- использование ресурсов по одному из перечисленных направлений;

- восстановление ресурсов;

- утилизация или списание ресурсов.

Направление улучшения использования ресурсов:

- применение к процессам движения ресурсов совокупности научных подходов и принципов менеджмента;

- оптимизация формирования и использования ресурсов путем применения методов нормирования, моделирования, прогнозирования, факторного, функционально-стоимостного анализа, экономического обоснования мероприятий по оптими­зации, балансовых методов, сетевых моделей и других методов;

- совершенствование конструкции товара;

- совершенствование технологии путем применения лазерных, электрофизических, электрохимических, электронно­лучевых, плазменных, биологических, радиационных и других прогрессивных методов, обеспечивающих минимум отходов и затрат труда;

- применение материалов с заранее заданными свойствами;

- типизация технологий путем унификации элементов конструкций технологических процессов и оборудования, осна­стки, организации производства;

- совершенствование управления ресурсами;

- применение оптимальных для данных условий методов обеспечения ресурсами;

- стимулирование улучшения использования ресурсов.

Способы обеспечения ресурсами:

- через товарно-сырьевые биржи;

- прямые связи, аукционы, конкурсы;

- собственное производство или подготовка;

- спонсорство и др.

Показатели ресурсоемкости отдельных видов товаров подразделяются на:

• абсолютные;

• структурные;

• относительные;

• удельные.

К абсолютным показателям ресурсоемкости товара относятся затраты по стадиям жизненного цикла на:

- маркетинг (на единицу товара);

- НИОКР (на единицу товара);

- организационно-технологическую подготовку производства нового товара;

- производство товара;

- подготовку товара к функционированию;

- эксплуатацию и техническое обслуживание товара;

- восстановление (ремонт) товара;

- утилизацию товара.

К структурным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели, характеризующие долю укрупненного вида ресурса на каждой стадии жизненного цикла единицы товара:

- сырье и материалы (в % от полных затрат на этой стадии жизненного цикла товара);

- комплектующие покупные изделия или запасные части (и % от полных затрат);

- топливно-энергетические ресурсы (в натуральном выражении в % от полных затрат);

- заработная плата промышленно - производственного персонала фирмы, приходящаяся на единицу товара (в % от полных затрат);

- амортизация основных производственных фондов в расчете на единицу товара на данной стадии (в %).

К относительным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели расхода ресурса на единицу технического па­раметра объекта или технологические потери ресурса. Например, расход топлива на 100 км пробега конкретного автомобиля, расход конкретного вида угля на выработку (1 кВт • ч) электрической энергии, процент усушки при транспортировании сельскохозяйственной продукции, процент технологических потерь конкретного вида ресурса на конкретной стадии жиз­ненного цикла, коэффициент использования конкретного вида ресурса и др.

К удельным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели, характеризующие расход абсолютного значения конкретного вида или совокупности ресурсов на отдельной стадии жизненного цикла товара на единицу его полезного эф­фекта [61].

Например, удельная материалоемкость создания товара определяется по формуле [61]:

М = Мм +Мниокр + мотпп , (38)

Уд N Пс

Где Муд. с - удельная материалоемкость создания товара, кг/единица полезного эффекта или денежное выражение материаль­ных затрат/едини-ца полезного эффекта товара; Мм - затраты на маркетинговые исследования по данной группе товара, со­ответственно, в натуральном или денежном выражении; МНИОКР - затраты на проведение НИОКР по данной группе товара, соответственно, в натуральном или денежном выражении; МОТПП - затраты на организационно-технологическую подготовку нового товара, соответственно в натуральном или денежном выражении; N - предполагаемое количество товара, которое будет выпущено по данной конструкторской (технологической) документации, шт. (или другие измерители); Пс - суммар­ный полезный эффект использования товара за его нормативный срок службы, единица полезного эффекта (в натуральном, денежном выражении или в баллах).

Удельная материалоемкость производства товара определяется по формуле

Мпр

М =—— (39)

Уд. с П '

Пс

Где Мпр - расход материалов на производство единицы товара в натуральном либо стоимостном выражении.

Удельная материалоемкость подготовки товара к функционированию определяется по формуле

М

М = (40)

Уд. подг п ' У '

Пс

Где Мподг - расход материалов на подготовку товара к функционированию (на транспортирование, монтаж, строительство, при необходимости технической и ремонтной базы, отладку и пуск) в натуральном либо стоимостном выражении.

Удельная материалоемкость эксплуатации и технического обслуживания товара за его нормативный срок службы опре­деляется по формуле

/Мэ, + М0,) t=1

П

Где Тсл - нормативный срок службы товара, лет; Мэ. t - расход материалов на эксплуатацию товара в году t, в натуральном либо стоимостном выражении; Mo. t - расход материалов на техническое обслуживание в году t.

Удельная материалоемкость восстановления (ремонтов) товара за его срок службы определяется по формуле

T

Р-t

Муд. р, (42)

С

-1 сл

I (

Мудэ. о = ^--------- ------------ , (41)

Где Mp t - расход материалов на восстановление (ремонт) товара в году t, в натуральном либо стоимостном выражениях. Удельная материалоемкость товара за его жизненный цикл определяется по формуле

М = Мм + Мниокр + МОТПП + Мпр + Мподг уд N Пс Пс

ПРАВОВОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

+

Пс

£ (Мэ, + М0, + МР,)

Рис. 18. Факторы ресурсосбережения

По аналогичным формулам определяются удельные показатели по расходу остальных элементов структуры ресурсоем­кости товара:

- удельная энергоемкость (по стадиям жизненного цикла, в натуральном выражении по видам энергии и стоимостном выражении);

- удельная зарплатоемкость (трудоемкость);

- удельная фондоемкость (отношение амортизации основных производственных фондов, приходящихся на единицу товара, к его полезному эффекту).

К показателям ресурсоемкости производства относятся показатели, характеризующие эффективность использования отдельных видов ресурсов в целом по фирме, без привязки к конкретным товарам.

К этим показателям целесообразно отнести следующие показатели:

- эффективности рабочего капитала;

- эффективности накопленного капитала;

- рентабельности производства;

- задолженности;

- эффективности активов и др.

Дополнительно к перечисленным показателям ресурсоемкости производства рекомендуется включить следующие:

• производительность труда (отношение общего объема продаж за год к среднегодовой численности персонала фир­мы);

• сверхнормативные потери рабочего времени, например, за год;

• сверхнормативные потери материальных ресурсов (включая топливно-энергетические);

• сверхнормативные простои технологического оборудования основного, вспомогательного и обслуживающего про­изводств;

• сверхнормативные выплаты штрафов и неустоек.

Основные факторы ресурсосбережения приведены на рис. 18. Разработка конкретных мероприятий по реализации пере­численных факторов позволит улучшить основные и дополнительные показатели ресурсоемкости отдельных товаров и про­изводств в целом [61].

Таким образом, реализация стратегии повышения конкурентоспособности предприятия во многом определяется эффек­тивностью использования его ресурсов.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Что такое система учета рабочего времени и для чего она нужна?

Система учета рабочего времени – неотъемлемый атрибут любой организации. Ведь без неё невозможно грамотно управлять самым ценным ресурсом – временем. Давайте разберемся, каких видов бывают системы учета и какая подойдет именно вашей компании.

ООО «НЦСНК «Синергия Плюс»: неразрушающий контроль и диагностика профессиональными экспертами

ООО «Независимый центр сертификации неразрушающего контроля «Синергия Плюс» осуществляет свою деятельность по экспертизе промышленной безопасности с 2007 года. В структуре компании имеется специальная диагностическая лаборатория, которая укомплектована современным оборудованием. Подробнее …

Стратегия развития: разработка по стандартам EKS

Разработка стратегии развития является самым подходящим средством, чтобы избежать ошибок. Особенно это полезно для ведения бизнеса в малознакомой стране, ведь прежние уже принципы принятия решений здесь работают лишь отчасти.

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.