КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Конкурентоспособность государства

Сравнительный анализ понятий конкурентоспособности государства и существующих методик оценки уровня конку­рентоспособности позволяет сделать следующие выводы:

• понятие конкурентоспособности государства имеет как достаточно широкое толкование (".степень возможности страны при условии свободного и справедливого рынка производить товары и услуги. " - Комиссия по промышленности конкурентоспособности при Президенте США), так и достаточное узкое толкование, увязанное либо только с одним блоком параметров (".экономическая возможность расплачиваться за полученные средства" - Всемирный банк развития), либо с одним параметром (".это производительность" - М. Портер, профессор Гарвардской школы бизнеса);

• показатели оценки "конкурентоспособности страны", чаще всего, не имеют идентичной базы для сравнения и ис­пользуются авторами произвольно, например, при отсутствии исходных данных по странам за данный год используются данные более раннего периода [58];

• в качестве критериев для сравнения некоторых показателей используются экспертные оценки, что снижает степень объективности.

Предлагаемая автором [34] иерархия уровней конкурентоспособности субъектов рынка включает:

• базовое понятие (понятие продукции) и базовый уровень (конкурентоспособность предприятия);

• конкурентоспособность носителей технологии - макротехнологии производства продукции (конкурентоспособность отрасли, кластера) и конкурентоспособность носителей ресурсов или нормативно-правовых условий формирования конку­рентной среды [конкурентоспособность государства (региона)].

Уточнение понятийного аппарата конкурентоспособности, связанное с изменениями практики мировой экономики, ба­зируется на следующих моментах:

• наличие и уровень использования имеющихся ресурсов должны не только обеспечивать конкурентоспособность на данный момент времени, но и иметь способность (создавать условия) наращивать потенциал роста конкурентоспособности;

• из всех ресурсов наибольшее значение для достижения, удержания и наращивания потенциала роста конкурентоспо­собности для всех субъектов рынка имеют инновационные, интеллектуальные и инвестиционные ресурсы;

• скорость наращивания ресурсов (инновационных, интеллектуальных) как потенциала роста конкурентоспособности должна соответствовать скорости, обеспечивающей уровень роста производства ВВП и качества жизни на уровне мировых значений.

В соответствии с этим при уточнении понятийного аппарата конкурентоспособности следует определять (табл. 4) [34]:

• пороговое значение конкурентоспособности - наличие и эффективность использования освоенных (факторов) на уровне, позволяющем считать субъект рынка конкурентоспособным;

• потенциал роста конкурентоспособности - наличие инновационных ресурсов (технологии, ноу-хау, интеллектуаль­ный потенциал);

• скорость формирования инновационных факторов роста - наличие условий и механизмов (инновационная и пред­принимательская привлекательность, риски) для наращивания потенциала роста конкурентоспособности.

4. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка

Уровень иерархии

Понятие конкурентоспособности

Конкурентоспособность страны

Способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые

Уровень иерархии

Понятие конкурентоспособности

Темпы роста ВВП и качество жизни насе­ления на уровне мировых значений

Конкурентоспособность региона

Способность региона производить товары и услуги, отвечающие требованиям внут­ренних и мировых рынков, создавать усло­вия наращивания региональных ресурсов для обеспечения роста потенциала конку­рентоспособности хозяйствования со ско­ростью, обеспечивающей устойчивые тем­пы роста ВВП и качество жизни населения региона на уровне мировых значений

Конкурентоспособность отрасли

Способность отрасли производить товары и услуги, отвечающие требованиям миро­вых и внутренних рынков, и создавать ус­ловия роста потенциала конкурентоспо­собности предприятий отрасли на основе базовых макротехнологий (организация производств с высокой добавленной стои­мостью, с высоким уровнем переработки, с высоким научно-техническим потенциа­лом)

Конкурентоспособность кластера

Способность использовать потенциал мак­ротехнологий для получения мультипли­кативных эффектов на всех уровнях верти­кальной интеграции производства товаров и услуг, отвечающих требованиям миро­вых и внутренних рынков, и наращивания конкретных преимуществ за счет лидерст­ва в технологиях производства, оптимиза­ции форм организации и управления сбы­том как базового условия потенциального роста конкурентоспособности

Конкурентоспособность предприятия

Для потребителей - способность удовле­творять потребности (решать проблемы) потребителей на основе производства то­варов и услуг, превосходящих конкурентов по требуемому набору параметров.

Для конкурентов - способность произво­дить товары и услуги, отвечающие требо­ваниям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала кон­курентоспособности.

Для инвесторов - способность использовать ресурсы предприятия для динамичного раз­вития и расширения рынков сбыта, увели­чения рыночной стоимости предприятия.

Для субъектов рынков - партнеров (от­расль, регион, кластер, государство) - спо­собность производить конкурентоспособ­ную продукцию и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности на основе инновационных факторов роста

Исходя из вышесказанного, произведенное автором [34] уточнение понятийного аппарата конкурентоспособности по­зволяет:

• разработать методический аппарат (параметры и критерии оценки уровня конкурентоспособности) в соответствии с требованиями развития мировой экономики;

• использовать систему показателей, учитывающие специфические требования каждой группы субъектов рынка;

• определять пороговые значения ресурсов, ниже значения которых субъект рынка не способен формировать конку­рентоспособность;

• определять скорость, с которой необходимо наращивать потенциал роста конкурентоспособности, обеспечивающей устойчивый экономический рост и качество жизни населения в соответствии с мировыми значениями;

• формировать комплекс стратегических и тактических управленческих решений по повышению уровня конкуренто­способности и механизмов взаимодействия при создании конкурентных преимуществ и по усилению рыночных позиций.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Помощь в создании предприятия

С каждым годом идея собственного бизнеса привлекает все больше людей. Монотонная работа в офисе подходит далеко не каждому. Кто-то создает стартапы, другие реализуют их. В основном люди далеки от юридических …

Средства корпоративного общения — успех в бизнесе

Для успеха в бизнесе компания должна сосредоточиться на выпуске сообщения, которое вызовет желаемый ответ от получателя. Таким образом, эта идея или тема должны быть найдены, чтобы мотивировать аудиторию. В зависимости …

Что такое система учета рабочего времени и для чего она нужна?

Система учета рабочего времени – неотъемлемый атрибут любой организации. Ведь без неё невозможно грамотно управлять самым ценным ресурсом – временем. Давайте разберемся, каких видов бывают системы учета и какая подойдет именно вашей компании.

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.