Управление качеством и конкурентоспособностью продукции
Решение проблем качества обеспечивается путем разработки и внедрения систем менеджмента качества (СМК). Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации.
СМК ориентированы на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей благодаря выполнению их требований.
Для успешного функционирования организация должна определить и управлять многочисленными взаимосвязанными видами деятельности.
Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом». Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках системы процессов, а также при их комбинации и взаимодействии.
При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:
А) понимания требований и соответствия им;
Б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;
В) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;
Г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
Приведенная на рис. 2.2. модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворённости потребителей требует оценки информации, касающейся восприятия потребителями выполнения организацией их требований. Приведенная на рисунке 2.1. модель охватывает все требования стандарта ИСО 9001: 2001, но не показывает процессы на детальном уровне.
ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Рис. 2.2 - Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе Организация, разрабатывающая и внедряющая СМК, должна: А) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации; Б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов; В) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами; Г) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга; Д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов; Е) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов. |
Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Важнейшими системообразующими факторами СМК являются :
1. Ответственность высшего руководства. Высшее руководство должно обеспечивать свидетельства принятия обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результативности посредством:
А) доведения до сведения организации важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований;
Б) разработки политики в области качества;
В) обеспечения разработки целей в области качества;
Г) проведения анализа со стороны руководства;
Д) обеспечения необходимыми ресурсами.
2. Менеджмент ресурсов, в соответствии с этим организация должна определить и обеспечить ресурсы, требуемые для:
А) внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянного повышения её результативности;
Б) повышения удовлетворенности потребителей благодаря выполнению их требований.
К числу ресурсов относятся человеческие ресурсы, инфраструктура предприятия и его производственная среда.
3. Управление процессами жизненного цикла продукции. Организация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции. Планирование процессов жизненного цикла продукции должно быть согласовано с требованиями к другим процессам системы менеджмента качества. При планировании процессов жизненного цикла продукции организация должна установить, если это целесообразно:
А) цели в области качества и требования к продукции;
Б) потребность в разработке процессов, документов, а также в обеспечении ресурсами для конкретной продукции;
В) необходимую деятельность по верификации и валидации, мониторингу, контролю и испытаниям для конкретной продукции, а также критерии приемки продукции;
Г) записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, что процессы жизненного цикла продукции и произведенная продукция соответствуют требованиям
4. Измерение, анализ и улучшение. Организация должна планировать и применять процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения, необходимые, чтобы:
А) демонстрировать соответствие продукции;
Б) обеспечить соответствие системы менеджмента качества;
В) постоянно повышать результативность системы менеджмента качества.
Это должно включать определение применимых методов, в том числе статистических, и область их использования.
^ На рис. 2.3. приведена общая модель менеджмента качества (верхний уровень.
Каждый из системообразующих блоков модели имеет входы и выходы. К верхней части блока подходит управляющая информация, к нижней - данные о механизме его управления и потребные ресурсы. Модель наглядно показывает взаимосвязи между блоками, что позволяет упорядочить документацию по системе качества.
Функциональная схема управления несоответствиями показана на рис. 2.4. Это модель нижнего уровня. Из функциональной схемы видно, что система качества работает на двух уровнях :
1. управления несоответствиями производимой продукции,
2. управления несоответствующими издержками
ГОСТ Р 9001-2001 Внешние гравовые и нор- Рис. 2.3. Общая модель менеджмента качества |
В соответствии с концепцией качества и конкурентоспособности, объектами управления выбраны ключевые процессы предприятия. Каждый из них оператором (i=1) последовательно запускается через контур управления. После этого производится внутренний аудит (контроль) процесса по заранее установленным параметрам. Составляется протокол аудита с его результатами в виде фактических значений контролируемых параметров. Протокол содержит констатационную часть и приложения в виде, например, контрольных карт. Далее фактические значения параметров процесса сопоставляются с нормативными (соответствующими нормам ИСО 9000:2000). Если в результате этого сопоставления установлено, что фактические значения параметров соответствуют нормативным (несоответствия процессов отсутствуют), то управляемый процесс является качественным. В противном случае, производится анализ выявленных несоответствий и определяются причины их появления.
Полученная информация передается в регулятор, который формирует корректирующие воздействия для стабилизации качества управляемого процесса.
Рис. 2.4. Функциональная схема управления несоответствиями Для выработки этих воздействий применяются статистические методы принятия решений. В соответствии с этими решениями определяется уровень доверия (самый низкий - Т1, самый высокий - Т6). В соответствии с уровнем доверия корректируется режим внутренних аудитов - при высоком уровне доверия принимается ослабленный режим с уменьшением частоты проверок. При низком уровне доверия устанавливается усиленный режим с высокой частотой аудитов. Предусматривается также нормальный режим проведения внутренних аудитов. Корректировка режимов аудитов производится на основе статистических методов принятия решений. По результатам аудитов могут приниматься административные меры в качестве предупре- |
Дительных мер при некачественной работе и как нематериальные формы мотивации - при качественной работе персонала.
После оценки качества процесса производится его проверка на соответствие принятым предприятием нормативным ограничениям по издержкам. Для этого сопоставляются фактические издержки по процессу (результат внутреннего аудита по издержкам) с нормативными. Если несоответствия отсутствуют, то констатируется, что процесс является экономичным. В противном случае - анализируются несоответствия по издержкам с определением их причин. После этого в контуре регулирования на основе статистических методов принятия решений определяются уровни доверия по издержкам и режим аудитов. В случае необходимости принимаются административные меры. Аналогично через контур управления проходят все управляемые процессы (оператор i > 4).
Предполагается, что если все регулируемые процессы являются качественными и экономичными, то это в большой степени определяет конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Основные положения контроля качества рассматриваются в управлении качеством [5, 6, 7].
Задачами контроля является проверка установления и обеспечения соответствия:
^проектно-конструкторских разработок требованиям современного технического уровня;
^процесса изготовления изделий требованиям конструкторской и технологической документации;
^обеспеченности организационно-технического уровня производства требованиям проектно-конструкторской документации;
^уровня качества продукции установленным требованиям;
Ткачества технического обслуживания и ремонта изделий требованиям нормативно-технической документации;
Ткачества выполнения исполнителями возложенных на них обязанностей установленным требованиям.