Конкурентные позиции бизнеса

Управление качеством и конкурентоспособностью продук­ции

Решение проблем качества обеспечивается путем разработки и вне­дрения систем менеджмента качества (СМК). Для создания системы ме­неджмента качества требуется стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая про­дукция, применяемые процессы, размер и структура организации.

СМК ориентированы на применение «процессного подхода» при раз­работке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей благодаря выполнению их требований.

Для успешного функционирования организация должна определить и управлять многочисленными взаимосвязанными видами деятельности.

Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразова­ния входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход од­ного процесса образует непосредственно вход следующего. Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодей­ствием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным под­ходом». Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рам­ках системы процессов, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в системе менеджмента качества такой подход под­черкивает важность:

А) понимания требований и соответствия им;

Б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавлен­ной ценности;

В) достижения результатов выполнения процессов и их результативно­сти;

Г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

Приведенная на рис. 2.2. модель системы менеджмента качества, ос­нованная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворённости потребите­лей требует оценки информации, касающейся восприятия потребителями выполнения организацией их требований. Приведенная на рисунке 2.1. мо­дель охватывает все требования стандарта ИСО 9001: 2001, но не показы­вает процессы на детальном уровне.

ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ СИСТЕ­МЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Управление качеством и конкурентоспособностью продук­ции

Рис. 2.2 - Модель системы менеджмента качества, основанной на про­цессном подходе

Организация, разрабатывающая и внедряющая СМК, должна:

А) определять процессы, необходимые для системы менеджмента ка­чества, и их применение во всей организации;

Б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

В) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения ре­зультативности как при осуществлении, так и при управлении этими про­цессами;

Г) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

Д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;

Е) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в со­ответствии с требованиями настоящего стандарта.

Важнейшими системообразующими факторами СМК являются :

1. Ответственность высшего руководства. Высшее руково­дство должно обеспечивать свидетельства принятия обязательств по раз­работке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянно­му улучшению ее результативности посредством:

А) доведения до сведения организации важности выполнения требова­ний потребителей, а также законодательных и обязательных требований;

Б) разработки политики в области качества;

В) обеспечения разработки целей в области качества;

Г) проведения анализа со стороны руководства;

Д) обеспечения необходимыми ресурсами.

2. Менеджмент ресурсов, в соответствии с этим организация должна определить и обеспечить ресурсы, требуемые для:

А) внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмен­та качества, а также постоянного повышения её результативности;

Б) повышения удовлетворенности потребителей благодаря выполнению их требований.

К числу ресурсов относятся человеческие ресурсы, инфраструктура предприятия и его производственная среда.

3. Управление процессами жизненного цикла продукции. Органи­зация должна планировать и разрабатывать процессы, необходимые для обеспечения жизненного цикла продукции. Планирование процессов жиз­ненного цикла продукции должно быть согласовано с требованиями к дру­гим процессам системы менеджмента качества. При планировании процес­сов жизненного цикла продукции организация должна установить, если это целесообразно:

А) цели в области качества и требования к продукции;

Б) потребность в разработке процессов, документов, а также в обеспе­чении ресурсами для конкретной продукции;

В) необходимую деятельность по верификации и валидации, монито­рингу, контролю и испытаниям для конкретной продукции, а также крите­рии приемки продукции;

Г) записи, необходимые для обеспечения свидетельства того, что про­цессы жизненного цикла продукции и произведенная продукция соответ­ствуют требованиям

4. Измерение, анализ и улучшение. Организация должна планировать и применять процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения, не­обходимые, чтобы:

А) демонстрировать соответствие продукции;

Б) обеспечить соответствие системы менеджмента качества;

В) постоянно повышать результативность системы менеджмента качества.

Это должно включать определение применимых методов, в том числе ста­тистических, и область их использования.

^ На рис. 2.3. приведена общая модель менеджмента качества (верхний уровень.

Каждый из системообразующих блоков модели имеет входы и выходы. К верхней части блока подходит управляющая информация, к нижней - данные о механизме его управления и потребные ресурсы. Модель наглядно показывает взаимосвязи между блоками, что позволяет упорядочить доку­ментацию по системе качества.

Функциональная схема управления несоответствиями показана на рис. 2.4. Это модель нижнего уровня. Из функциональной схемы видно, что сис­тема качества работает на двух уровнях :

1. управления несоответствиями производимой продукции,

2. управления несоответствующими издержками

ГОСТ Р 9001-2001 Внешние гравовые и нор-

Управление качеством и конкурентоспособностью продук­ции

Рис. 2.3. Общая модель менеджмента качества

В соответствии с концепцией качества и конкурентоспособности, объ­ектами управления выбраны ключевые процессы предприятия. Каждый из них оператором (i=1) последовательно запускается через контур управления. После этого производится внутренний аудит (контроль) процесса по заранее установленным параметрам. Составляется протокол аудита с его результа­тами в виде фактических значений контролируемых параметров. Протокол содержит констатационную часть и приложения в виде, например, кон­трольных карт. Далее фактические значения параметров процесса сопостав­ляются с нормативными (соответствующими нормам ИСО 9000:2000). Если в результате этого сопоставления установлено, что фактические значения параметров соответствуют нормативным (несоответствия процессов отсут­ствуют), то управляемый процесс является качественным. В противном слу­чае, производится анализ выявленных несоответствий и определяются при­чины их появления.

Полученная информация передается в регулятор, который формирует корректирующие воздействия для стабилизации качества управляемого про­цесса.

Управление качеством и конкурентоспособностью продук­ции

Рис. 2.4. Функциональная схема управления несоответствиями

Для выработки этих воздействий применяются статистические методы принятия решений. В соответствии с этими решениями определяется уро­вень доверия (самый низкий - Т1, самый высокий - Т6). В соответствии с уровнем доверия корректируется режим внутренних аудитов - при высоком уровне доверия принимается ослабленный режим с уменьшением частоты проверок. При низком уровне доверия устанавливается усиленный режим с высокой частотой аудитов. Предусматривается также нормальный режим проведения внутренних аудитов. Корректировка режимов аудитов произво­дится на основе статистических методов принятия решений. По результатам аудитов могут приниматься административные меры в качестве предупре-

Дительных мер при некачественной работе и как нематериальные формы мо­тивации - при качественной работе персонала.

После оценки качества процесса производится его проверка на соответ­ствие принятым предприятием нормативным ограничениям по издержкам. Для этого сопоставляются фактические издержки по процессу (результат внутреннего аудита по издержкам) с нормативными. Если несоответствия отсутствуют, то констатируется, что процесс является экономичным. В про­тивном случае - анализируются несоответствия по издержкам с определени­ем их причин. После этого в контуре регулирования на основе статистиче­ских методов принятия решений определяются уровни доверия по издерж­кам и режим аудитов. В случае необходимости принимаются администра­тивные меры. Аналогично через контур управления проходят все управляе­мые процессы (оператор i > 4).

Предполагается, что если все регулируемые процессы являются каче­ственными и экономичными, то это в большой степени определяет конку­рентоспособность выпускаемой продукции.

Основные положения контроля качества рассматриваются в управле­нии качеством [5, 6, 7].

Задачами контроля является проверка установления и обеспечения соответствия:

^проектно-конструкторских разработок требованиям современного технического уровня;

^процесса изготовления изделий требованиям конструкторской и технологической документации;

^обеспеченности организационно-технического уровня производст­ва требованиям проектно-конструкторской документации;

^уровня качества продукции установленным требованиям;

Ткачества технического обслуживания и ремонта изделий требова­ниям нормативно-технической документации;

Ткачества выполнения исполнителями возложенных на них обязан­ностей установленным требованиям.

Конкурентные позиции бизнеса

10 маркетинговых советов для маркетинга вашей компании

10 маркетинговых советов Давайте рассмотрим 10 маркетинговых советов, которые предлагают улучшить ваш маркетинг и проведем краткий анализ этих советов. Диверсификация. Поиск возможностей Специалисты перформанс маркетинга предлагают диверсифицировать маркетинговые бюджеты так, …

Средства корпоративного общения — успех в бизнесе

Для успеха в бизнесе компания должна сосредоточиться на выпуске сообщения, которое вызовет желаемый ответ от получателя. Таким образом, эта идея или тема должны быть найдены, чтобы мотивировать аудиторию. В зависимости …

Разработка стратегий для слабо развитого бизнеса

Для бизнеса России особый интерес представляет его развитие в пе­реходный период, когда не полностью развернута его инфраструктура, су­ществует множество препятствий, оставшихся от прежней экономической системы, а также объективных и субъективных …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.