Процедуры определения индекса конкурентоспособности товаров
Рассмотрим процедуры определения приведенных выше показателей конкурентоспособности F, K и C.
Последовательность определения значения F представляется следующим пошаговым алгоритмом:
1::= Субъект оценки (орган сертификации, общество защиты прав потребителей, потенциальный покупатель или уполномоченное им лицо) должен ознакомиться с предлагаемой ему методикой оценки конкурентоспособности. В ней может содержаться определенное количество групп товаров Tg (g = 1,k), аналогичных тем, к которым проявляет интерес покупатель. Каждой группе товаров поставлено в соответствие множество показателей в виде набора эталонных свойств F_E = {Fe} (e= 1,m). Покупатель, который желает приобрести товар Tp, должен решить к какой группе множества Tg соотнести интересующий его товар. Это операция идентификации, т. е. определения соответствия товаров Tp <=> Tg. В дальнейшем при пользовании методикой оценки конкурентоспособности товар Tg будет условно заменять товар Tp, т. е. Tg осуществляет представительские функции товара Tp.
2::= Пользуясь методикой, субъект оценки из расширенного множества функциональных показателей, поставленных в соответствие товару Tg, формирует свое множество показателей F_G = Fj (j = 1,a), в которое он включает только те показатели, по которым желает оценить приобретаемый товар. В одном случае это может быть весь набор показателей товара Tg на уровне эталонного товара, в другом случае - это только часть этих свойств, соответствующая конкретным целям покупки. При необходимости покупатель может порекомендовать включить в методику какой-либо показатель, которого там нет.
3::= Локальные показатели Fj из множества FG покупатель ранжирует по степени значимости. Исходя из тех целей, которые он поставил при покупке товара, выбранные и ранжированные показатели Fj представляются в виде кортежа R_G = < F1, F2, ..., Fa >, где F1 - показатель, имеющий наибольшую важность (первый член кортежа); Fа - показатель, имеющий наименьшую важность (последний член кортежа).
4::= Покупатель формирует линейный вектор важности р1, р2, ра, оценивая локальными коэффициентами в степень важности показателей, входящих в кортеж R G. ^и этом должно быть выполнено условие - р1 + р2 +
... + ва = 1.
5::= Только после того, как субъект оценки детально изучил товар Tg, не реальный, а представительский, ознакомился с его функциональными показателями на уровне эталонных свойств, он переходит к ознакомлению и реальной оценке того товара Tp, который ему предлагает изготовитель. Естественно, что после предварительного изучения всех особенностей функционального назначения товара Tg работа по оценке реального товара Tp является целенаправленной и эффективной. На этом шаге оценки товара покупатель идентифицирует показатели Fj из кортежа RG с аналогичными показателями реального товара Tp. Для этого последовательно рассматриваются показатели кортежа R G, например, покупатель берет первый показатель F1, которым может быть универсальность товара. В соответствии с F1 производится оценка наличия в реальном товаре этого признака. Если этот признак имеется, то это соответствующим образом фиксируется и осуществляется переход к признаку F2, фиксируется наличие или отсутствие этого признака в товаре Tp и эта операция повторяется до конца кортежа R G. Список наличных показателей товара Tp оформляется в виде множества, FP = Fj (j = 1,b), где b - количество показателей в FP, которое может быть равно или меньше количества показателей (эталонных) множества F_G. Этот шаг - составление заявочного списка показателей.
6::= Проверка заявочного списка показателей предлагаемого товара. Цель проверки - удостовериться в том, что показатели заявочного списка FP действительно имеют место в товаре Tp. Вся важность заключается в том, чтобы показатели товара не были подменены признаками показателей. Имеется в виду, что градация показателей начинается с определенного минимального значения, которое надежно удостоверяет наличие показателя какого-либо качества. Эти минимальные пороговые значения показателей являются границей между признаками показателей и их действительным наличием в товаре. Пороговые значения показателей приведены в процедуре определения показателей качества K и обозначаются как Wi(j) ^и j = 1. Подтверждение наличия показателя Fj в оцениваемом товаре Tp фиксируется в двоичном виде: 1 - если показатель имеется в товаре; 0 - если показатель отсутствует или имеют место лишь признаки показателя. Если имеют место оценки Wi(1), Wi(2) и т. д., то m(Fj) =1. В этом случае значение качества превышает пороговое значение и это дает товару определенное конкурентное преимущество. Результатом проверки заявочного списка является список F_Z = Fj (j = 1,e), содержащий e показателей рассматриваемого товара, прошедших проверку. Если все показатели заявочного списка прошли проверку, то e = b, если часть показателей из заявочного списка не прошла проверку и оказалась за чертой пороговых значений, то e < b.
7::= Определение численного значения показателя функционального назначения рассматриваемого товара: F = в1 F1 + в2 F2 + ...+ ве Fe
Все члены множества F_Z имеют двоичное значение 1, а те члены множества F_P, которые не прошли проверку и не вошли в F_Z, получили двоичное значение 0. В подсчете они не участвуют. При e < b, суммарное значение коэффициентов ве в вышеприведенном уравнении < 1.
Рассмотрим методику определения показателей качества К. Численное значение показателя качества К товара определяется по тем показателям функционального и потребительского назначения, которые внесли какой - либо положительный вклад в оценку F. Дальнейшая оценка качества производится по каждому функциональному показателю, вошедшему в проверенный заявочный список F_Z=Fj (j = 1,e). Для этого необходимо по каждому показателю Fj установить градации качества. Каждый функциональный показатель будем pассматривать в виде лингвистической переменной, т. е. такой переменной, значениями которой являются слова или фразы естественного языка. Лингвистическая переменная F определяется следующей четверкой характеристик:
< Fj, j, PM, Wj(i) >,(j = 1,e), (i = 1,r);
Где Fj - название переменной; j - теpм-множество переменной Fj, представляющий собой множество всех названий лингвистической переменной; Pji) - семантические правила, порождающие множество названий лингвистической переменной; Wj(i) - меpа значимости качества, соответствующая Iji). Каждому функциональному показателю в виде лингвистической переменной поставлен в соответствие теpм-мн0жеств0 j), i-й теpм j-го функционального показателя представляет собой градуированное значение качества этого показателя, обладающее именем Fj и мерой качества Wj^) .
В качестве примера рассмотрим механизм оценки качества применительно к такому функциональному показателю, как надежность изделий. Надежность, как лингвистическая переменная F11, определяется теpм - множеством
Т11 = {Т11(1),. ^Л^ ^ЦЗ^ ^П^ Т11(5)} },
Где Т11(1) - недостаточная надежность, Т11(2) - низкая надежность, Тщз) - средняя надежность, Т11(4) - высокая надежность, Т11(5) - сверхвысокая надежность.
Переменная "надежность" в каждом отдельном случае может принимать одно из приведенных названий: недостаточная надежность, низкая надежность и т. д. Эти случаи определяются соответствующими правилами
P11 = {P11(1), P11(2> P11(3> P11(4> P11(5)} },
Каждому терму поставлено в соответствие определенное правило, т. е.
P11(1), ^ Т11(1), ^^11(2),, ^ P11(3> ^ ^11(3^ ^^11(4)^, ^ ^П^ P11(5), ^
Т11(5),
Где знак соответствия.
Для того чтобы сформировать логические правила или продукции P11, необходимо произвести предметный анализ всех факторов, влияющих на надежность изделий и выявить основные логические переменные, которые в наибольшей степени влияют на качественную градацию надежности. Анализ имеющейся литеpатуы показывает, что в качестве таких переменных могут быть приняты следующие:
1. Долговечность (DL) с количественной мерой в виде вероятности V(DL) сохранять работоспособность до наступления предельного состояния. В зависимости от состояния надежности устанавливаются количественные значения этой вероятности на основании технических данных по эксплуатации рассматриваемых изделий или методом экспертных оценок. Например, порог недостаточной надежности соответствует вероятности VD1, низкая надежность определяется вероятностью VD2 и т. д.
2. Безотказность (BZ) с количественной мерой в виде вероятности V(BZ) изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение заданного времени (наработки). Аналогично долговечности, устанавливаются значения этой вероятности VB1, VB2, VB3, VB4, VB5, соответствующие состоянию надежности изделия.
3. Ремонтопpигодность (RM), которая может принимать одно из значений двоичной оценки: 1 - если изделие обладает ремонтопригодностью, и 0 - если не обладает.
4. Сохpаняемость (SX), оцениваемая в двоичном виде.
5. Резеpвиpуемость (RZ), также определяемая оценкой в двоичном
Виде.
Используя приведенные логические переменные, формируем продукции, представляющие собой нормальную конъюнктивную форму:
P11 = {P11(1> P11(2> P11(3> P11(4> P11(5)} К
P11(1): VD1 & VB1 & (RMo v RM1) & (SXo V SX1);
Pn(2): VD2 & VB2 & (RMo v RM1) & (SXo v SX1);
Pn(3): VD3 & VB3 & (RMo v RM1) & (SXo v SX1) (RZo v RZ1);
Pn(4): VD4 & VB4 & RM1 & SX1 RZ1 ;
Pn(5): VD5 & VB5 & RM1 & SX1 RZ1 ; где знаки " & ", " v " - логические знаки "И" и "ИЛИ";
RM0, SX0, RZ0 - обозначение отсутствия ремонтопригодности, со - хpаняемости и pезеpвиpуемости в рассматриваемом изделии, соответственно;
RM1, SX1, RZ1 - обозначения наличия ремонтопригодности, со - хpаняемости и pезеpвиpуемости в изделии, соответственно.
Численные значения VD1, VD2, VD3, VD4, и VD5, VB1, VB2, VB3,..., VB5 устанавливаются специалистами предметной области, которые участвуют в работах по оценке конкурентоспособности изделий.
Мера значимости качества по показателю "надежность" устанавливается экспертами и представляет собой следующее множество оценок:
W11 = { W11(1), W11(2), W11(3), W11(4), W11(5) }.
Оценки W11(1), W11(2), и т. д. поставлены в соответствие термам Т11(1), P11(2), и т. д. Оценки W11(1) изменяются от 0 до 1, например,
Wn(1) =0; Wn(3) = 0,5; Wn{S) = 0,95.
Wn(2) = 0,2; Wn(4) = 0,8.
^иведенный пример только лишь демонстрирует механизм оценки качества применительно к такому широко используемому показателю, как надежность.
Задачей специалистов предметной области является выбор таких способов количественной оценки качества, которые были бы удобны в практическом использовании, достаточно точны и максимально информативны. Наиболее ответственной частью работы по качественной оценке товара является определение шкалы качества (шкалирование) по каждому из оцениваемых показателей Fj. Общие рекомендации по шкалированию показателей качества следующие:
^После разработки модели эталонного товара по каждому показателю функционального или потребительского назначения Fj устанавливаются предельные значения его свойств (Wmax и Wmin). Это могут быть, например, численные значения коэффициента полезного действия (КПД) какого-либо устройства или изделия, изменяющиеся от 0,70 (Wmax) до 0,90 (Wmin). При этом меньшее значение КПД соответствует, например, изделию предприятия Ф1, а большее - КПД изделия предприятия Ф2. Предельные значения могут иметь качественные значения. Например, дизайн изделия предприятия Ф1 будет отличным (Wmax), а дизайн изделия предприятия Ф2 - будет посредственным (Wmm).
^Предельным значениям свойств по показателям Fj ставятся в соответствие предельные качественные оценки, изменяющиеся в диапазоне от 0 до 1. Например, для приведенного случая, если КПД = 0,70, то Wmin = 0 (нижняя часть шкалы), а при КПД = 0,90 - Wmax = 1,0 (верхняя часть шкалы). Аналогично определяются верхняя и нижняя части шкалы и при качественных показателях. В случае оценки дизайна верхним пределом шкалы (Жщах) будет качественное значение дизайна, соответствующее оценке отлично, нижним (Wmm) - посредственно.
^Формируется средняя часть шкалы качественной оценки по показателям Fj. Количество промежуточных градуированных значений устанавливается индивидуально по каждому показателю. Например, применительно к шкале КПД можно принять пять значений шкалы, из которых одно - это верхнее, одно - нижнее, а три значения - промежуточные. Если шкала гра-
0,90 - 0,70
Дуируется равномерно, то цена деления шкалы составит ——— = 0,05, а вся
Шкала будет иметь вид: 0,70^0,75^0,80^0,85^0,90. Применительно к оценке дизайна при пяти ее значениях шкала может иметь вид: посредственный дизайн ^-средний^-хороший^-очень хороший ^-отличный. Шкалы могут быть сходящимися, если каждая предыдущая градация входит в последующую, и расходящимися, если каждая градация является самостоятельной.
^Достоверность результатов оценки по каждому из принятых показателей качества зависит от способов измерения качества и от сопоставимости результатов. Качественные показатели определяются обычно экспертным путем, а для определения количественных показателей могут применяться специальные способы измерений или испытаний. Сопоставимость предполагает, что результаты качества, полученные различными субъектами оценки, отличаются между собой несущественно.
Последовательность оценки качества К (на примере надежности какого-либо изделия) можно представить в виде следующего пошагового алгоритма:
1::= Определить значения логических переменных, входящих в правила P11 . Это значит, что необходимо конкретизировать вероятность VD (задать одно из пяти значений шкалы VD), вероятность VB и определить одно из двоичных значений параметров RM, SX и RZ, исходя из достигнутого уровня качества оцениваемого изделия.
2::= Решить логические продукции P11, подставляя в них значения переменных. Результат имеет двоичную форму: 1 (истина) или 0 (ложь). Определяется та продукция, решение которой дает результат 1. Например, это может быть продукция P11(3) .
3::= Определяется терм, соответствующий продукции, с результатом решения в виде 1. Если, например, это была продукция P11(3), то ей соответствует терм W11(3) . Этот терм определяет имя лингвистической переменной <надежно сть>:=<ср едняя надежность>.
4::= По терму определяется количественная мера надежности. Так, например, если был определен терм Т11(1), то ему соответствует мера надежности W11(3) .
Аналогично определяется степень качества по всем другим функциональным показателям, вошедшим в проверочный заявочный список F_Z, на основании которого определяется показатель качества K.
Если какая-либо градация степени качества, являющаяся промежуточной на расходящейся шкале, пропущена, то из конечной оценки вычитается соответствующая доля. Например, в приведенном множестве оценок, конечной является оценка W11(4) = 0,8, но W11(3) = 0, то подсчет ведется следующим образом. Определяется вычитаемая доля в размере W11(3) - W11(2) = 0,5 - 0,2 = 0,3. На эту долю уменьшается конечная оценка, т. е. W11(4) = 0,8 - 0,3 = 0,5.
Если по каждому функциональному показателю, вошедшему в множество F_Z = Fj (j = 1,e), определены показатели качества Wo где j - номер функционального показателя, а i - номер терма или градуированного значения качества по j - му показателю, то можно перейти к определению показателя качества K товара в целом. Численное значение качества 1 р
K=1Z W, (j)
° ,=1
Где b - количество функциональных показателей, включенных покупателем в заявочный список FP.
Требуется дополнительное пояснение, почему показатель качества K усредняется не по фактическому количеству функциональных показателей e, по которым определялись оценки Wj(i), а по количеству показателей b, которые покупатель включил в свой заявочный список. Короткое пояснение заключается в том, что если усреднение значения K проводить по e, то это может привести к необоснованному завышению величины K.