Процедура определения ценового показателя С
При оценке конкурентоспособности товара учитывается его рыночная цена, которая, в свою очередь, зависит от издержек производства на выпуск товара, планируемой прибыли и стратегии его продажи на рынке. Единство методики определения конкурентоспособности, ориентированной на сопоставление реальных показателей товара с показателями аналогичного эталонного товара, предполагает, что рыночная цена товара должна сопоставляться с ценой эталона. Сразу же возникает вопрос о возможности и целесообразности определения цены эталона какого-либо товара, имея в виду, что эталон - это собирательный образ товара, оценить который весьма сложно. При определении показателя С нам, собственно говоря, и не нужна точная стоимость эталонного товара. Эта стоимость нужна как точка отсчета на линейной шкале стоимостей товаров данного вида. В зависимости от положения рыночной цены рассматриваемого товара относительно точки отсчета и положения цены товара-конкурента на этой же шкале можно делать обоснованные выводы о предполагаемой конкурентоспособности этих товаров. Поскольку эталонный товар - это товар с широким диапазоном функциональных свойств, то и его стоимость будет выше среднерыночной стоимости товаров данного вида.
Численное значение показателя стоимости товара может быть определено следующим образом:
С=1 - R0 / Rp0
Где R0 - цена продажи и потребления рассматриваемого товара, Rp0 - цена продажи и потребления эталонного товара.
Величина R0 может быть определена следующим образом:
R0 = Rg (1+a1+b1+c1+a1*b1+a1*c1+b1*c1), где a1, b1, c1 - коэффициенты удельных затрат на ремонт, расходные материалы, эксплуатацию и обслуживание рассматриваемого товара, соответственно. Состав издержек потребления может быть расширен. Соответственно увеличиается количество коэффициентов. Значения коэффициентов определяются как:
A1 — Ra / Rg, b1 — Rb / Rg, с — Rc / Rg, где Ra - затраты на ремонт оцениваемого товара, Rb - затраты на расходные материалы для оцениваемого товара, Rс - затраты на эксплуатацию и обслуживание оцениваемого товара, Rg - стоимость изготовления оцениваемого товара.
Величина Rpo определяется аналогично:
Rpo — Rpэ(1+ао+bо+Cо+ао*bо+а0*Cо+bо*Cо),
Где ао, Ьо, со - коэффициенты удельных затрат на ремонт, расходные материалы, эксплуатацию и обслуживание эталонного товара, соответственно. Эти коэффициенты определяются как отношение соответствующих затрат потребления к стоимости изготовления эталонного товара. Rp3 - стоимость изготовления эталонного изделия.
Если пренебречь парными произведениями коэффициентов a*b, а*с, b*c, как величинами второго порядка малости, то численное значение показателя стоимости товара будет определяться следующим образом:
С = 1 - ^ |
= 1 - J^L*s. |
R |
R |
Рэ |
Рэ |
1 + a1 + B + С1
Где S = [1] + a1 + b1 + c1 .
1 + a о + bo + Со
Коэффициент затрат потребления S зависит от уровня приведенных затрат потребления для оцениваемого и эталонного товаров. При незначительном их отличии в случае оценки конкурентоспособности товаров можно принять, что S — 1. При этом показатель стоимости товара будет равен:
Rg
С = 1 - R
Рэ
Так, если Rg < Rp3, то при Rg —> Rp3, C —> o. Снижая цену продажи товара Rg для повышения его конкурентоспособности, мы обеспечиваем увеличение показателя стоимости C. Диапазон его колебаний изменяется от o до 1.
Видно, что механизм определения показателя C является довольно простым. Необходимо помнить, что другие показатели, учитывающие свойства потребления, были включены в состав свойств F. Вопросы может вызвать методика определения рыночной цены эталонного товара Rp3, который обладает элементами некоторой неопределенности и это, соответственно, вызывает вопросы по цене. Цена эталона может быть установлена на уровне самого дорогого товара соответствующей товарной группы. Эта цена может быть несколько повышена учитывая ценовую значимость этого товара. Но в конечном итоге абсолютное значение цены Rp3 большого значения не имеет. Цена эталонного товара - это, скорее, точка отсчета цены конкурирующих товаров.