Практическое использование методики оценки конкурентоспособности товаров
Рассмотрим практическое использование методики оценки конкурентоспособности применительно к таким конкурирующим товарам, как зернодробилки. После выбора показателей оценки и определения удовлетворенности потребителей, эти работы составляют второй этап оценочных работ.
На этом этапе оценки определяется показатель широты функциональных и потребительских свойств товаров по следующей формуле:
F = Р1 F1 + Р2 F2 + ...+Pe Fe,
Где Fe - свойства заявочного списка потребителя, в котором он отражает те свойства товара, которые желает иметь. Однако, как мы видели раньше, совпадение желаний покупателей с тем, что предлагает производитель, далеко не полное. Если какого-либо свойства, нужного потребителю, в товаре нет, то тем самым оценка F понижается и тем в большей степени, чем больше различия в составе этих свойств.
Ре - коэффициент важности соответствующих свойств (определяемых номерами индексов).
Каждому свойству поставлен в соответствие коэффициент важности pq, отсюда формируем вектор важности Р — (р1, р2, Рз, Р4, Р5, Р6, Р7, Р8, Рэ, P1o }.
При этом векторы важности мельниц у трех их производителей (J1 - "Лира", J2 -"Орион" и J3 -"Стрелец") рР1, рР2 и рР3 различны и могут существенно отличаться от векторов важности трех покупателей pQ1, pQ2, и pQ3, а также от полного вектора важности эталонного товара, состоящего из полного набора - 1o свойств.
Определяются оценки важности функциональных и потребительских свойств подготавливаемых к изготовлению товаров с помощью группы экспертов, которая дает заключение и усредненную оценку. Результатом оценки является вектор важности Р функциональных и потребительских свойств товара, входящих в множество потребителя. Каждый из этих векторов изменяется в диапазоне от o до 1, но их общая сумма должна быть равна 1.
Если субъектом оценки является НОК, то он определяет свой вектор важности функциональных и потребительских свойств, который должен определять интегральное мнение потребителей этого товара и который может иметь, например, следующий вид:
Р1 |
В2 |
Рз |
В4 |
В5 |
Рб |
Pv |
В8 |
В9 |
Рю |
O, o5 |
O,1o |
O,15 |
O,1o |
O,12 |
O,18 |
O,1o |
O, o5 |
O, o5 |
O,1o |
Так как НОК является независимой организацией, то приведенные векторы важности свойств можно условно считать эталонными. |
Формируем табл. 3 коэффициентов важности по свойствам. В столбце J1 приведены коэффициенты важности свойств, которыми должна обладать мельница с точки зрения фирмы "Лира"; в столбцах Q1, Q2 и Q3 приведены коэффициенты важности, которыми должны обладать свойства, фактически отобранные покупателями Q1, Q2 и Q3 из своих сегментов:
Векторы важности в |
Производители товара |
Потребители товара |
||||
J1 |
J2 |
J3 |
01 |
02 |
03 |
|
В1 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,15 |
0,05 |
0,10 |
В2 |
0,10 |
0,05 |
- |
- |
0,10 |
0,05 |
В3 |
0,15 |
0,15 |
- |
0,05 |
- |
- |
В4 |
0,20 |
0,05 |
0,20 |
- |
0,15 |
- |
В5 |
0,10 |
0,10 |
0,15 |
0,15 |
0,20 |
0,25 |
Вб |
- |
0,15 |
- |
- |
0,15 |
0,30 |
В7 |
0,10 |
0,10 |
0,15 |
0,20 |
0,20 |
- |
В8 |
0,10 |
0,20 |
0,25 |
- |
0,05 |
0,05 |
В9 |
0,15 |
- |
0,15 |
0,30 |
- |
0,10 |
В10 |
- |
0,10 |
- |
0,15 |
0,10 |
0,15 |
Всего |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
Определяем показатель широты свойств F в том случае, когда привлекается независимый оценщик (НОК):
• для товара производителя J1 - F11 = р1 F1 + р2 F2 + ...+pe Fe = р1 F1 + Р2 F2 + Рз F3 + Р4 F4 + Р5 F5 + Ps Fg = 0,05*1 + 0,10*1 + 0,15*1 + 0,10*1 + 0,12*1 + 0,10*1 + 0,05*1 + 0,05*1 = 0,72.
Цифры 1 в качестве второго сомножителя при Р показывают, что изделие обладает этим свойством.
J2
• для товара производителя J2 - F = р1 F1 +р2 F2 +р3 F3 + р4 F4 + р5 F5 + Рб F6 + Р7 F7 + Р10 F10 =0,05 *1+0,10 *1+0,15 *1+0,10 *1 +0,12 *1 +0,18 *1 +0,10 *1 +0,05 *1+ 0,10 *1 = 0,95.
• для товара производителя J3 - F3 = р1 F1 + р4 F4 + р5 F5 + р7 F7 + ps Fg + Р9 F9 =0,05 *1+0,10 *1 +0,12 *1 +0,10 *1 +0,05 *1 + 0,05*1 = 0,47.
Определяем показатель широты свойств F в том случае, когда оценка выполняется потребителем Q1 товара производителя J1:
FJ1q1 =pi Fi + Рз F3 + Ps F5 + Pv F7 + P9 F9 =0,15 *1+0,05 *1 +0,15 *1 +0,20 *1 + 0,30 *1 = 0,85.
Аналогично оценивают предлагаемые товары по показателю F другие потребители Q2 и Q3 . Результаты оценки сведены в табл. 1.4. (верхний индекс при F показывает, кто производитель товара, нижний - номер потребителя).
Таблица 1.4. Показатели широты свойств товаров.
"Лира" |
"Орион" |
"Стрелец" |
|||
0,85 |
RJ2 F Q1 |
0,70 |
F Q1 |
0,80 |
|
Fi1q2 |
0,75 |
F Q2 |
1,0 |
FJ3 F Q2 |
0,65 |
0,55 |
FJ2 F Q3 |
0,90 |
F Q3 |
0,50 |
Как видно из таблицы, разброс показателя широты функциональных и потребительских свойств одного товара достаточно широкий (от 0,55 до 1,0). Это говорит о несовпадении взглядов производителей товара и их потребителей как по составу свойств, так и по оценке их значимости.
По показателю широты функциональных и потребительских свойств для потребителя Q1 предпочтительной является мельница фирмы «Лира» (F Q1=0,85) . Потребитель Q2 в наибольшей степени удовлетворен мельницей фирмы «Орион» (Fj2q2= 1,0). Потребитель Q3 удовлетворен мельницей фирмы "Орион" (Fj2q3 = 0,90). Эти результаты хорошо коррелируют с выводами по определению степени удовлетворения свойствами товаров, приведенными выше.
Представляет интерес оценка широты функциональных и потребительских свойств самими производителями. Так, фирма J1 «Лира» следующим образом оценивает по этому показателю товары конкурентов:
Товар фирмы J2 «Орион» FJ1J2 = 0,10*1 + 0,10*1 + + 0,15*1 + 0,20*1 + 0,10*1 + 0,10*1 + 0,10*1 = 0,85;
Товар фирмы J3 «Стрелец» FJ1J3 = 0,10*1 + 0,20*1 + 0,10*1 + 0,10*1 + 0,10*1 + 0,15*1=0,75.
Фирма J2 «Орион» по - другому оценивает по этому показателю товары конкурентов:
• товар фирмы J1 «Лира» FJ2J1 = 0,10*1 + 0,05*1 + 0,15*1 + 0,05*1 + 0,10*1 + 0,10*1 + 0,20*1 = 0,75;
• товар фирмы J3 «Стрелец» FJ2J3 = 0,10*1 + 0,05*1 + 0,10*1 + 0,10*1 + 0,20*1 = 0,55.
Аналогично может быть получена оценка фирмы J3 «Стрелец»: товара фирмы J1 «Лира» FJ3J1=1,0 и товара фирмы J2 «Орион» FJ3J2=0,S5.
Видно, что фирмы J1 «Лира» и J2 «Орион» оценивают товар фирмы «Стрелец» недостаточно высоко по показателю F, фирма "Стрелец", наоборот, дает достаточно высокую оценку товарам своих конкурентов.
Третий этап определения конкурентоспособности является одним из самых трудоемких, так как связан с формированием шкал качественной и количественной оценки свойств и процедурой самой оценки. Определяем уровень качества К по каждому из оцениваемых свойств. Каждый функциональный показатель будем pассматривать в виде лингвистической переменной, т. е. такой переменной, значениями которой являются слова или фразы естественного языка. Лингвистическая переменная F определяется следующей четверкой характеристик:
< Fj, 7j(i), j, j >,j = M), (i = 1,r);
Где Fj - название переменной; Zj^) - теpм-множество переменной Fj, представляющий собой множество всех названий лингвистической переменной; Pj(i) - семантические правила, порождающие множество названий лингвистической переменной и определяющие меру значимости качества; Wj - меpа значимости качества, соответствующая Zj(i) . Каждому функциональному показателю в виде лингвистической переменной поставлен в соответствие теpм-множество Zj(i) . i-й теpм J-го функционального показателя представляет собой градуированное значение качества этого показателя, обладающее именем Fj и мерой качества Wj(i). Семантические правила позволяют конкретизировать каждую из градаций качества по какой-либо переменной F, что позволяет сформулировать процедуры определения качества путем проведения испытаний, маркетингового замера качества или путем экспертной оценки.
При назначении шкал количественной оценки необходимо обосновывать выбор сходящихся или расходящихся шкал. На сходящихся шкалах SC значения шкалы взаимозависимы и находятся в отношении включения, на расходящихся шкалах RC значения шкалы независимы. Если, например, считать шкалу оценки сервиса сходящейся, то все приведенные градации этого свойства S (So, S1, S2, S3, S4, S5) находятся в отношении включения, т. е. So с S1 с S2 с S3 с S4 с S5, где символ " с " - отношение включения. С точки зрения оценки качества здесь важно то, что если, например, достигнуто качество S4, то подразумевается, что автоматически достигнуты и все градации качества, входящие в S4, т. е. S0, S2 и S3 . Если шкала является расходящейся, то такого отношения включения нет.
Градация качественных и количественных шкал может производиться методами экспертной оценки. Количество делений шкал может быть различным, но в любом случае необходимы обоснования. При градуировании шкал необходимо ориентироваться на имеющуюся информацию по товарам данного вида, на мнения специалистов или экспертов и иметь квалиметрические шкалы по каждому свойству. Принимаем, для упрощения, что шкалы являются сходящимися и на каждой шкале имеется пять качественных делений со следующими численными значениями качества: ^посредственное качество (порог) W0 = 0; ^удовлетворительное качество W1 = 0,30; ^хорошее качество W2 = 0,50; ^отличное качество W3 = 0,70;
^суперкачество W4 = 1,0;
Каждая из градаций качества имеет определенное семантическое содержание технического или экономического характера. Определение их производится или самими независимыми оценщиками, использующими соответствующие методы и средства, или с помощью средств экспертной оценки. В частности, потребитель, желающий определить конкурентоспособность покупаемого товара, может привлечь квалифицированных экспертов.
Рассмотрим градации качества применительно к принятым для оцениваемого товара показателям свойств:
^F^ - режимность работы на качественном уровне подразделяется на следующие градации:
1. W0 = 0 - посредственное качество (порог качества), предполагающее однорежимную работу, без которой зернодробилка вообще не может функционировать. Работа в одном режиме не дает никакого конкурентного преимущества товару P1(1) .
2. W1 = 0,30 - двухрежимная работа по жесткой схеме регулирования; P1(2) .
3. W2 = 0,50 - трехрежимная работа по жесткой схеме регулирования;
Р1(3) .
4. W3 = 0,70 - четырехрежимная работа по жесткой схеме регулирования; P1(4) .
5. W4 = 1,0 - универсальная схема регулирования, P1(5.
Переменными, влияющими на режимность работы, являются: R - количество режимов работы и S - вид схемы регулирования. В логической форме правила представляются как:
P1(1): (R=1)&(S=1)^ W0; P1(2): (R=2)&(S=1) ^ W1;
P1(3): (R=3)&(S=1) ^ W2; P1(4): (R=4)&(S=1) ^ W3; P1(5): (R=1v2v 3v4)&(S=2) ^ W4, где «&» и «v»- логические связки "И" и "ИЛИ", - условие "если - то". Для последующих оценочных показателей формирование правил производится аналогично.
^F? - комплектность изделия, на качественном уровне подразделяется На следуюшие градации:
1. W0 = 0 - поставляется только изделие P2(1).
2. W1 = 0,30 - поставляются изделие и емкость для продукта P2(2)
3. W2 = 0,50 - поставляются изделие и набор емкостей для различных продуктов P2(3).
4. W3 = 0,70 - поставляются решетки для различных исходных продуктов р2(4),
5. W4 = 1,0 - поставляется резервный электродвигатель P2(5) .
^/'3 - дизайн изделия, на качественном уровне подразделяется наследующие градации:
^1. W0 =0 - общепринятое оформление конструкции товара P3(1).
2. W1 =0,30 - компактная конструкция основного изделия P3(2).
3. W2 =0,50 - компактная конструкция изделия с дополнением P3(3).
4. W3=0,70 - компактная конструкция с эргономикой P3(4).
5. W4 =1,0 - супероформление "Модерн" P3(5) .
Безопасность работы, на качественном уровне подразделяется на следующие градайии:
1. W0 =0 - минимально допустимая P4(1).
2. W1 =0,30 - гарантированная электробезопасность P4(1) .
3. W2 =0,50 - гарантированная механическая безопасность P4(1) .
4. W3 =0,70 - гарантированная электробезопасность при работе в любых средах P4(1) .
5. W4 =1,0 - полная безопасность при работе во всех видах сред P4(1) .
^Fs - гарантийный срок службы, на качественном уровне подразделяЕтся на следующие градации:
1. W0 =0 - до одного года P5(1).
2. W1 =0,30 - до полутора лет P5(1).
3. W2 =0,50 - до двух лет P5(1).
4. W3 =0,70 - до трех лет P5(1).
5. W4 =1,0 - до четырех лет P5(1),
- престижность изготовителя, на качественном уровне подраздеЛяется на следующие градации:
1. W0 = 0 - известен на региональном уровне P6(1).
2. W1 = 0,30 - известен на уровне рынка России P6(1).
3. W2 = 0,50 - известен на уровне рынка СНГ P6(1) .
4. W3 = 0,70 - известен на уровне мирового рынка P6(1) .
5. W4 = 1,0 - известен и популярен на уровне мирового рынка P6(1) .
^F7 - сервис, на качественном уровне подразделяется на следующие градации:
1 W0 = 0 - сервис не предусмотрен P7(1).
2 W1 = 0,30 - продажа по образцам P7(1).
3 W2 = 0,50 - компьютерный подбор товара с обучением P7(1).
4 W3 = 0,70 - гарантийное и сервисное обслуживание P7(1).
5 W4 = 1,0 - организация сервисной сети на территории России P7(1) .
^Fg - многофункциональность изделия, на качественном уровне подРазделяется на следующие градации:
1 W0 = 0 - изделие настроено на переработку одного вида продукта Pg(1).
2 W1 = 0,30 - изделие настроено на переработку не более двух продуктов
P8(1).
3 W2 = 0,50 - изделие настроено на переработку любых зерновых продуктов
P8(1).
4 W3 = 0,70 - может использоваться в качестве точила P8(1).
5 W4 = 1,0 - может выполняться функция привода насоса для поливки P8(1) .
^F9 - экономичность в работе, на качественном уровне подразделяется На следующие градации:
1 Wo = 0 - при энергоемкости процесса 50 квт. час/т P9(1).
2 Wi = 0,30 - при энергоемкости процесса 40 квт. час/т P9(1).
3 W2 = 0,50 - при энергоемкости процесса 30 квт. час/т P9(1).
4 W3 = 0,70 - при энергоемкости процесса 20 квт. час/т P9(1).
5 W4 = 1,0 - при энергоемкости процесса 15 квт. час/т P9(1) .
^F10 - удобство в эксплуатации и ремонте, подразделяется на следующие градации:
W0 = 0 - обеспечиваются минимально необходимые удобства P10(1).
W1 = 0,30 - обеспечивается возможность монтажа изделия в различных производственных условиях Pi0(1).
W2 = 0,50 - предусмотрены устройства для подключения к различным электрическим сетям P10(1).
W3 = 0,70 - предусматривается возможность автоматизированной загрузки исходного продукта P10(1).
W4 = 1,0 - изделие и комплектующие имеют высокую ремонтопригодность
P10(1) .
Результаты оценки глубины качества по каждому из показателей свойств товаров К оформим следующим образом (табл. 1.5.). Дадим оценку качественных свойств трех товаропроизводителей независимым оценщиком (НОК) по каждому из свойств F.
Fi Рх |
Ji |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
J2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
|
J3 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
|
F2 Р2 |
Ji |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
J2 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
|
J3 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
F3 рэ |
Ji |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
J2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
|
J3 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
F4 Р4 |
Ji |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
J2 |
+ |
- |
- |
- |
- |
|
J3 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
|
F р5 |
Ji |
+ |
+ |
- |
- |
- |
J2 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
|
J3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
|
F6 ре |
Ji |
- |
- |
- |
- |
- |
J2 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
|
J3 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
F7 р7 |
Ji |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
J2 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
|
J3 |
+ |
- |
- |
- |
- |
|
Fs Р8 |
Ji |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
J2 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
|
J3 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
|
F9 р9 |
Ji |
+ |
+ |
+ |
- |
|
J2 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
J3 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
|
F10 Р10 |
Ji |
- |
- |
- |
- |
- |
J2 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
|
J3 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Уровень качества - W |
Wo |
Wi |
W2 |
W3 |
W4 |
Товаропроизводителями являются фирмы "Лира" (J1), "Орион" (J2) и "Стрелец" (J3). Знаком "+" отмечается, что данная градация качества достигнута, знаком "-", что она не достигнута.
При качественной оценке товара могут быть использованы как сходящиеся, так и расходящиеся шкалы. Количество численных градаций по шкалам может быть различным (а не как в приведенном примере, когда все шкалы имеют пять численных градаций). В этом общем случае сводная табл.1.6. качественных показателей по различным свойствам будет иметь следующий вид.
Таблица 1.6. Качество по свойствам товаров (расходящаяся шкала).
Свойства |
Товаропроизводители |
Значения качества К |
J1 |
0,50 |
|
F1 р1 |
J2 |
0,70 |
J3 |
0,30 |
|
J1 |
0 |
|
F10 Р10 |
J2 |
0,30 |
J3 |
0 |
По результатам приведенной таблицы определяем показатель качества К. Его численное значение определяется по формуле: і р
К = 1Z W, (, )>
° i=1
Где b - количество показателей качества, по которым должна производиться оценка НОК или потребителем, но если в действительности оно меньше,(так как мы видели выше, те или иные показатели не были предусмотрены в товаре), то в определении К берется большее число,
Wi(j) - численные градации качества по свойствам Fj; p - фактическое количество оценочных показателей.
Определяем показатель качества К"1 товара первого производителя - фирмы "Лира" (Л):
Кп = 1 f w = - f (0,50+0,70+0,50+0,50+0,30+0+0,70+0,50+
FrZi УУ •(j) 10 j=1
+0,50+0)=4,2/10=0,42.7
J2
Аналогично определяем показатели качества товаров второго К и
J3 J2 J3 і p
Третьего к производителей: К = 1 fw = 3,6/10=0,36, К =1 fw =
B^W ал ь^УУ '(J)
2,3/10=0,23.
Посмотрим, как определяется показатель качества К1 qj первого покупателя фирмы "Лира". Как показано выше, этот покупатель хотел бы оценить товар по следующему набору свойств: Fj1q1 ={F1, F3, F5, F7, F9, F10 }. Количество членов множества его заявочного списка составляет b = 6, однако свойство F10 в товаре отсутствует, так как оно не было предусмотрено товаропроизводителем. Поэтому оценка производится по остальным имеющимся свойствам F1, F3, F5, F7, F9 . 1 p 1 5
К% = bfW,(j)=6f (0,50+0,50+0,30+0,70+0,50)=2,5/6=0,42.
В скобках приведены оценочные показатели по свойствам товара F1, F3, F5, F7, F9, которые сформировал потребитель. Видно, что его оценка (0,42) совпадает с той, которую дал этой мельнице оценщик НОК (0,42), что лишний раз подтверждает достоверность оценки. Учитывая, что верхний предел этой оценки (у эталонного товара) составляет 1,0, можно констатировать невысокое качество товара. Сводные результаты оценки товаров имеют следующий вид:
К Q1 |
К Q2 |
К Q3 |
К Q1 |
К Q2 |
К Q3 |
ЫЗ К Q1 |
ЫЗ К Q2 |
ЫЗ К Q3 |
0,42 |
0,40 |
0,36 |
0,45 |
0,36 |
0,34 |
0,28 |
0,25 |
0,23 |
Как видно, уровень качества по функциональным и потребительским свойствам недостаточен. Высшей оценкой является 1,0, и товары нуждаются в повышении своего качества.
Рассмотрим взаимную оценку качественных свойств мельниц производителями. Показатель качества товара, производимого фирмой «Орион» (J2), в оценке фирмы "Лира" (J1) будет равен К11^ =
1 7
-£(0,7 + 0,3 + 0,7 + 0 + 0,5 + 0,5 + 0,3) =0,38. Аналогично определяются показатели
8 і=1
Взаимной оценки по достигнутому качеству, верхний индекс - это фирма, которая производит оценку, нижний индекс - фирма, товар которой оценивается. Сводные результаты оформим следующим образом:
™.J1 К J2 |
J1 К J3 |
TT-J2 К J1 |
TT-J2 К J3 |
J3 К J1 |
TV-J3 К J2 |
0,38 |
0,29 |
0,39 |
0,20 |
0,50 |
0,33 |
Видно, что наиболее высокие оценки дает фирма "Стрелец" товарам своих конкурентов. Они, в свою очередь, очень низко оценивают качественные достоинства зернодробилок фирмы "Стрелец".
На четвертом этапе определяем показатель стоимости зернодробилок
С = 1 - Rg- R рэ |
Как
1+a+b+С1
= 1 - RL * s,
R рэ
1+a0+b0+С0 у где Rg - рыночная цена товара; Rp3 - цена эталонного товара;
A1, b1, c1 - коэффициенты удельных затрат на ремонт, расходные материалы,
Эксплуатацию и обслуживание рассматриваемого товара;
A0, b0, С0 - аналогичные коэффициенты для эталонного товара;
1 + a1 + b + С1
Где S = і + a + ь + c - коэффициент затрат потребления.
Коэффициент s зависит от уровня приведенных затрат потребления для оцениваемого и эталонного товаров. При незначительном их отличии в случае оценки конкурентоспособности товаров можно принять, что S = 1. При этом показатель стоимости товара будет равен:
С = 1 - ^.
R рэ
Исследование рынка показало, что товаропроизводители продают свои товары по следующим рыночным ценам:
Фирма "Лира" - по 3 тыс руб / шт.; фирма "Орион" - по 3,8 тыс руб / шт.; фирма "Стрелец"- по 3,2 тыс руб / шт.;
Стоимость эталонного товара, имеющего высшее качество, принимается равной R^, =5 тыс. руб / шт.
Показатели цены товара этих трех конкурирующих фирм составят: Сл = 1- 3 / 5 =0,40; С12 = 1- 3,8 / 5 =0,24; С13 = 1- 3,2 / 5 =0,36.
Можно отметить, что ошибка в назначении цены эталонного товара является систематической и не окажет существенного влияния на результат.
На пятом этапе определяется результирующий индекс конкурентоспособности товаров:
Iq = ai F + a2 K + аз С.
Где, а1, а2, а3 - удельные веса значимости показателей F, K и С, соответственно.
При покупке одного и того же промышленного товара различными покупателями цели приобретения могут значительно отличаться друг от друга. В одном случае нас в первую очередь интересует степень универсальности приобретаемого изделия, что определяется показателем F, и в меньшей степени нас беспокоят показатели качества K и стоимости C. Естественно, что значение коэффициента а1 должно быть существенно больше, чем а2 и а3 . Но не менее важно, чтобы численные значения этих коэффициентов устанавливал бы не продавец товара, а покупатель или независимый представитель по его пожеланию, который приобретает товар для удовлетворения своих специфических потребностей. Точно так же, другой покупатель аналогичного товара может ставить другие цели. Например, при покупке товара на первое место ставится показатель С, что определяется финансовым положением этого покупателя. В этом случае доминирующим будет коэффициент а3. Следовательно, механизм воздействия потенциального покупателя на оценку конкурентоспособности товара представляется в виде реализуемой возможности устанавливать значения а1, а2, а3, исходя из поставленных целей. Необходимо помнить, что сумма этих коэффициентов, входящих в вектор влияния, всегда равна 1, что позволяет легко перераспределять свои приоритеты.
Можно выделить потребителей, ориентированных на цену (экономные покупатели), персонифицированных потребителей, для которых образ товара более важен, чем цена, и апатичных потребителей, для которых на первом плане качество товара, его комфортный потенциал или престижность, а цена не имеет значения.
Рассмотрим определение индекса конкурентоспособности четырьмя субъектами оценки:
•Независимым органом оценки конкурентоспособности (НОК), который, к примеру, может принять следующие коэффициенты: а1 = 0,30; а2 = 0,40; а3 = 0,30.
•Экономным покупателем Q1, ориентированным на цену товара, который, к примеру, может принять следующие коэффициенты: а1 = 0,20; а2 = 0,30; а3 = 0,50. К типу таких покупателей можно отнести потребителей сегмента С4 = {Дн, Пс}.
•Персонифицированным покупателем Q3, ориентированным на образ товара, который, к примеру, может принять следующие коэффициенты: а1 =
0,40; а2 = 0,30; а3 = 0,30. К типу таких покупателей можно отнести потребителей сегмента С1 = {ДВ, ПВ}.
•Апатичным покупателем Q2, ориентированным на качество товара, который, к примеру, может принять следующие коэффициенты: а1 = 0,20; а2 = 0,50; а3 = 0,30. К типу таких покупателей можно отнести потребителей сегмента С2 = {Дв, Пс}.
•Индексы конкурентоспособности мельниц, выпускаемых производителями J1, J2 и J3 в оценке НОК: при а1 = 0,30; а2 = 0,40; а3 = 0,30,будут следующими:
Iqj1 = 100(а1 FJ1 + а2 Кл + аз CJ1) =100(0,30*0,72 + 0,40*0,42 + 0,30*0,40) = 50,4;
Iqj2 = 100(а1 FJ + а2 К2 + аз CJ2) =100(0,30*0,95 + 0,40*0,36 + 0,30*0,24) = 50,1;
Iqj3 = 100(а1 FJ3 + а2 К13 + аз CJ3) =100(0,30*0,47 + 0,40*0,42 + 0,30*0,360) = 34,6.
Сводные значения индексов конкурентоспособности мельниц в оценке потребителей Q1, Q2 и Q3 приведены в табл.1.7.
Таблица 1.7. Конкурентоспособность зернодробилок.
|
Результаты сравнительной оценки конкурентоспособности показаны на рис. 1.6. |
- 50
S
&
О
X
Ю о о о с о
Е
X О) о.
£ 20 X
О
Ь: о
ЬЙ
О)
40 |
30 |
О |
О О О О |
О О О О |
10 |
Ч:
Товар фирмы J "Лира" |
Товар фирмы J "Орион" |
Товар фирмы J3 "Стрелец" |
Рис.1. 6. Индексы конкурентоспособности товаров
Индексы конкурентоспособности во взаимной оценке конкурентов определяются исходя из весовых коэффициентов, соответствующих независимой оценке:аі=0,30; а2= 0,40; а3=0,30.
7j2j1 = 100(аі Fj2j1 + а2 J + аз CJ2) =100(0,30*0,85 + 0,40*0,38 + 0,30*0,24) = .47,4;
Lj3J1 = 100(аі Fj3J1 + а2 Kj3J1 + а3 CJ3) =100(0,30*0,75 + 0,40*0,29 + 0,30*0,36) = 44,9;
J2 = 100(аі Fjij2 + а2 Kjij2 + а3 CJ1) =100(0,30*0,75 + 0,40*0,39 + 0,30*0,40) = 50,1;
J2 = 100(аі Fj3J2 + а2 J2 + а3 CJ2) =100(0,30*0,55 + 0,40*0,20 + 0,30*0,24) = 31,7;
1jij3 = 100(аі Fjij3 + а2 Kjij3 + а3 CJ1) =100(0,30*1,0 + 0,40*0,50 + 0,30*0,40) = 62,0;
Lj2J3 = 100(аі J + а2 Kj2J3 + а3 CJ2) =100(0,30*0,55 + 0,40*0,33 + 0,30*0,24) = 36,9.
В обозначениях верхний индекс - это фирма, которая производит оценку, нижний индекс - фирма, товар которой оценивается. Взаимные оценки
конкурентов значительно отличаются друг от друга, что можно объяснить различием частных показателей оценки (F, К и С).
1. В оценке НОК наиболее конкурентоспособными являются мельницы фирм «Лира» и «Орион», различие индексов конкурентоспособности которых незначительно. Товар фирмы «Стрелец» имеет существенно более низкую конкурентоспособность, что можно объяснить следующим. Рыночный сегмент этой фирмы ориентирован на неприхотливых покупателей, делающих акцент на сравнительно дешевые мельницы, которые по набору функциональных и потребительских свойств уступают мельницам первых двух фирм. Но это осознанная товарная политика, которая формирует свою прибыль именно в среде таких клиентов. Стремясь к низкой цене фирма «Стрелец» всеми путями сокращает издержки на производство своего товара, в том числе и уменьшая набор его полезных свойств.
2. Экономичный покупатель Q1 скорее всего предпочтет товар фирмы «Стрелец», который в его оценке имеет наиболее высокий индекс конкурентоспособности. Мельница этой фирмы имеет минимальный набор полезных свойств и достаточно низкую цену покупки, что может склонить потребителя к покупке. Достаточно привлекательными товарами для этого покупателя являются мельницы фирм «Орион» и «Лира». На возможность сделки о покупке могут повлиять условия ее заключения и какие-либо дополнительные условия, связанные с льготами.
3. Персонифицированный покупатель Q3, ориентированный на имидж товара, скорее всего будет покупать мельницы фирмы «Лира», которые в его оценке имеют наибольший индекс конкурентоспособности. Однако если фирме по условиям сделки предоставят льготные условия, то она может приобрести мельницы фирмы «Орион».
4. Апатичный покупатель Q2, предпочитающий качественный товар, ориентируется на товар фирмы «Лира». Однако при наличии дополнительных условий может купить и мельницу фирмы «Орион», товар которой незначительно отличается от товара фирмы «Лира».
5. Результаты оценки конкурентоспособности, кроме фиксации фактического положения, служат основанием для разработки мероприятий по повышению этого показателя. Что необходимо делать в этом плане, ясно из системы оценочных показателей, их фактического наличия (или отсутствия) в товаре, качественного фактического уровня, достигнутого по каждому из них. Результаты оценки могут быть использованы для продвижения товара на рынок и в целях рекламы.
Вопросы.
1. Какие показатели используются для определения конкурентоспособности товара?
2. Каким образом определяется удовлетворенность потребителя свойствами товара?
3. Как определяется показатель конкурентоспособности товара и рейтинг качества?
4. Какова процедура определения показателя широты функциональных и потребительских свойств товара?
5. Какова процедура определения качества товара?