Показатели оценки конкурентоспособности товаров
Под промышленной продукцией понимается материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера.
Частным случаем промышленной продукции является изделие. Виды изделий, представляющие объекты конструкторской документации, являются изделиями машиностроения и к ним относят детали, сборочные единицы, комплекты.
Научная область, объединяющая количественные методы оценки качества, используемые для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством продукции и стандартизации, называется квалиметрией. Основные задачи квалиметрии - определить номенклатуру необходимых показателей качества изделий и их оптимальных значений, а также разработать методы количественной оценки качества; создать методику учета изменения качества во времени.
В квалиметрической оценке качества продукции различают понятия свойств и показателей качества изделий машиностроения [2, 3]. Под свойством продукции понимается объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Свойства изделий машиностроения обусловлены его структурой, внешними и внутренними связями его элементов. Под свойствами изделий основной функции (функционирование изделий) понимают свойства, определяющие такое состояние изделия, при котором оно способно выполнять служебные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных НТД. К числу таких свойств относят свойства отдельных изделий (точность, надежность), а также свойства совокупности изделий (взаимозаменяемость, стабильность). Среди свойств изделий вспомогательной функции рассматривают свойства эргономического и эмоционального воздействия и т. д.
Свойство объективно присуще самому изделию и проявляется тем или другим образом при его применении. Свойство как объективную особенность изделия можно описывать качественно или количественно. Качественную или количественную характеристику любых свойств или состояний продукции называют признаком продукции. Количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматривая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называют показателем качества продукции. Показатель качества, являясь внешним выражением свойства в конкретных условиях, позволяет судить о наличии самого свойства. При изменении свойств изделий изменяются показатели качества. Показатель качества выступает как мера свойства, причем эта мера может отражать устойчивость изделия, принадлежность к классификационной группе или относительную количественную характеристику его свойства. В первом случае показатель качества определяет границу устойчивости изделия, его перехода в другой предмет. Показатель качества может являться признаком классификации изделий. В этом случае количественный диапазон устойчивости разбивается на несколько классификационных интервалов. Для квалиметрической оценки качества продукции количественную характеристику свойств изделий машиностроения дают по значениям и допустимым отклонениям показателей качества; среди значений различают базовое, относительное, регламентированное, номинальное, предельное, оптимальное.
По степени укрупнения показатели качества делятся на единичные и комплексные. Единичный - показатель качества продукции, характеризующий одно из ее свойств. Комплексный - показатель качества продукции, характеризующий несколько ее свойств.
Общая классификация показателей имеет следующий вид:
1. По характеризуемым свойствам:
◊ показатели назначения,
◊ показатели надежности,
◊ показатели технологичности,
◊ показатели унификации,
◊ показатели экономические.
2. По способу выражения:
◊ показатели в натуральных единицах,
◊ показатели в стоимостных единицах.
3. По количеству характеризуемых свойств:
◊ единичные показатели,
◊ комплексные показатели.
4. По применению для оценки:
◊ базовые (эталонные) показатели,
◊ относительные показатели.
5. По стадии определения:
◊ производственные показатели,
◊ эксплуатационные показатели,
◊ прогнозируемые показатели.
В целом, показатели, учитывая метод оценки конкурентоспособности, можно рассматривать состоящими из двух групп:
А) технических показателей (назначения, эргономические, эстетические и нормативные);
Б) экономических и примыкающих к ним показателей потребности. Рассмотрим технические показатели, раскрывающие с точки зрения
Конкурентоспособности, техническое совершенство оцениваемого изделия. Показатели назначения определяют область применения изделия и раскрывают его функциональное назначение. Сюда входят конструктивные признаки, раскрывающие оригинальность или уникальность конструктивных решений, примененных в изделии; показатели, например, грузоподъемности, скорости перемещения, габаритов и др. для транспортных средств; признаки и показатели технической эффективности, включающие, например, производительность, коэффициент полезного действия и др.; показатели технологичности, например, удельной металлоемкости, энергоемкости и др. Эргономические показатели определяют соответствие оцениваемого изделия особенностям человеческого организма в процессе эксплуатации. Эстетические показатели отображают внешнее восприятие изделия потребителем, рациональность и выразительность его форм, товарный вид в целом. Нормативные показатели связаны с обязательной регламентацией изделия в соответствии с относящимися к нему нормами, стандартами и правовыми законами в привязке к товарному рынку. В условиях выхода на внешние рынки особую значимость приобретают патентно-правовые показатели, показывающие степень патентной "чистоты" изделия в стране, где предполагается реализация продукции. Принятые в изделии технические решения не должны подпадать под действие патентов этой страны, что может вызвать трудности с коммерческой реализацией товара или потребует приобретение лицензий с соответствующими дополнительными расходами.
Экономические показатели в первую очередь определяют ценовую привлекательность оцениваемого изделия, условия его реализации и поставки. Основой является цена, как интегральный критерий затрат, стоимость потребления товара, а также целый ряд показателей, связанных с приобретением товара, его использованием и сервисом. В стоимость потребления входят расходы на эксплуатацию или коммерческое использование товара в виде затрат на эксплуатацию (условия монтажа, гарантийные обязательства, расходы на страхование, на покупку запчастей, на утилизацию, на непредвиденные расходы по оцениваемому изделию, на послегарантийное обслуживание), ремонт и обслуживание. Учитываются условия сбыта (условия оплаты и поставки, размер поставляемой партии, скидки к цене, сроки поставки). В связи с усложнением технических товаров особое внимание обращается на соотношение между потребительскими свойствами товара и расходами на его приобретение и использование. Покупатель стремится к максимизации потребительского эффекта на единицу затрат. В качестве примера можно привести процесс формирования решения о покупке принтеров для ЭВМ. Лучшим вариантом решения является не подбор самого дешевого принтера, пусть и обладающего хорошими техническими характеристиками, а выбор принтера с подходящими характеристиками, но с минимальными затратами на расходные материалы (картриджи, бумага и др.).
Формирование структуры оценочных показателей для определения конкурентоспособности должно учитывать, кто является субъектом оценки. Если оценка нужна покупателю, то он заинтересован в том, чтобы в структуру оценочных показателей были включены те, которые наилучшим образом согласуются с целями его покупки. Часть из них может соответствовать латентным (скрытым) возможностям, удовлетворять какую-либо потребность, при использовании товара. Товаропроизводителю зачастую очень трудно учесть такие возможности использования своего товара, которые со своей точки зрения он считает незначащими, но для покупателя они далеко не являются таковыми. Поэтому факт различия структуры оценочных показателей в представлении товаропроизводителя и покупателя является объективным и он вытекает из различного понимания потребности в данном товаре, различного понимания его функциональных особенностей, возможностей и целого ряда других факторов, трудно поддающихся учету.
Процесс формирования показателей для оценки конкурентоспособности товаров является сложным, неоднозначным и это может оказать существенное влияние на конечные результаты. Для конкретного случая трудно назвать такие производственные и рыночные факторы, которые не оказывали бы прямого или косвенного влияния на результаты оценки. Поэтому важно определить факторы оценки, произвести их ранжирование по степени влияния на оценку и выделить наиболее существенные. По ним, в дальнейшем и будет производиться определение показателей конкурентоспособности. Так как формирование оценочных показателей в большой степени зависит от субъекта оценки, то получить сопоставимые данные по такой оценке весьма проблематично. Однако к процессу формирования набора оценочных показателей может быть применена процедура валидации. Сущность ее сводится в данном случае к тому, чтобы подтвердить посредством представления объективных свидетельств обоснованность принятого набора оценочных показателей. Чтобы процесс определения конкурентоспособности не сводился к простому сопоставлению свойств оцениваемого товара с каким-либо рыночным прототипом, а носил общий характер, необходим образ идеализированного товара, свойства которого могут определять своеобразную систему отсчета. Таким товаром может быть эталонный товар.
Под эталонным подразумевается товар, обладающий таким набором функциональных и потребительских свойств в рассматриваемое время и применительно к определенному типу рынка, который ставит его в исключительное положение по сравнению с другими товарами-конкурентами. В обиходной практике - это товар, к которому необходимо стремиться, чтобы обеспечить требуемую конкурентоспособность. Рассмотрим концепции эталонного товара.
Эталонный товар (ТЕ) различен для всех видов товарных рынков, классифицируемых по следующим признакам :
• По степени охвата - региональный, российский, рынок СНГ, мировой рынок.
• По форме конкуренции - рынок чистой конкуренции, рынок монополистический, олигополистический, чисто монополистический.
• По степени регулирования - нерегулируемый, регулируемый, централизовано управляемый.
Единство ТЕ для всех видов рынков позволяло бы решить такие проблемы оценки конкурентоспособности, как обеспечение сопоставимости оценок вне зависимости от вида рынка в единой системе координат. Однако это потребовало бы существенного увеличения требуемого объема информации для формирования единого эталонного товара, на основе которого может быть выполнена оценка конкурентоспособности. Поэтому более целесообразно создавать локальные эталонные товары определенного вида применительно к интересующему нас виду оцениваемого товара. Например, для такой оценки в пределах регионального рынка требуется информация о конкурентах только регионального масштаба. Но в последующем, при освоении рынков с большим охватом (России, СНГ, мировом) состав конкурентов может быть расширен, а соответственно и скорректирована модель эталонного товара.
Эталонный вид товара представляет собой математическую модель, состоящую из показателей, используемых для оценки его конкурентоспособности. Желательно, чтобы такие математические модели, применительно к различным видам рынков, находились в отношении включения. Это значит, что региональная модель эталона такого товара, например, как автомобили, включается по своим показателям в общероссийскую модель эталона арматуры, которая, в свою очередь, включается в модель СНГ этого же товара. Модель эталона СНГ включается модель самого высокого уровня - модель эталона мирового рынка.
В процессе стратегического планирования деятельности предприятия в связи с освоением рынков более высокого уровня, необходимо только лишь дополнять и расширять имеющуюся модель эталонного товара. Если сегодня предприятие работает на общероссийском рынке промышленной продукции, а необходимо освоить рынок СНГ, то имеющуюся общероссийскую модель эталона этой продукции расширяем до долее высокого уровня эталона СНГ, но соблюдая свойства включения. Предполагаемое расширение состава показателей оценки определяется тем фактом, что при переходе на более высокий по охвату уровень рынка повышается уровень конкуренции, а следовательно и «жесткость» оценки товара. Однако, в определенных случаях могут быть и исключения. Например, если в определенной стране имеют место уникальные достижения по производству определенного товара, то конкуренция на национальном рынке может быть выше конкуренции соответствующего мирового рынка ввиду отсутствия сильных конкурентов в других странах.
Формирование эталонного товара. Рассмотрим этот процесс для эталонов различного уровня (начиная от регионального до мирового рынков) :
Если рынок региональный R э L1(R) (т. е. рассматриваемый рынок R, принадлежит (э) к числу региональных L1(R) рынков), то определяем состав региональных производителей оцениваемого товара Т1. Список товаропроизводителей можно представить как следующее множество : Jg = {jg}(i = й),
Где jg - региональные товаропроизводители товара Т1.
Если рынок общероссийский R э L2(R), то национальных производителей товара Т1 можно представить множеством
J = {jrk](k = ±b).
Аналогично определяются производители товара на рынке СНГ т. е когда
R э L3(R), то jc = {jcl}(l = 1,e) и на мировом рынке R э L4(R) -
Jm = {jmn}(n = ~p).
Следующий шаг - это изучение и анализ функциональных и потребительских свойств товара Т1 на четырех рассматриваемых видах рынков L1(R),..., L4(R).
Результатом анализа являются множества этих свойств товара, например, Т1, специфичных для каждого из рынков :
• { Fg } ^ L1(R) на уровне региона,
• {F;)m} ^ L2(R) на уровне России,
• {Fo)m} ^ Ls(R) на уровне СНГ,
• {pm)m} ^ L4(R) на мировом уровне.
Необходимо ответить на вопрос о том, чем же отличаются эти множества свойств товара друг от друга. Здесь важно следующее соображение. Чем выше уровень рынка, тем большее разнообразие конкурирующих товаров и тем больше может быть спектр функциональных и потребительских свойств, которые могут оказать влияние на оценку конкурентоспособности. С повышением уровня рынка увеличивается степень конкуренции, что заставляет товаропроизводителей разнообразить свойства арматуры, улучшать ее потребительские свойства. Это, в свою очередь, также расширяет спектр ее свойств, которые включаются в оценку.
В целом можно полагать, что полнота функциональных и потребительских свойств в приведенных множествах будет считаться достаточной, если это позволит товаропроизводителю или дистрибьютору обосновано убедить потребителя в физическом соответствии объявленных и фактических свойств по каждому виду реализуемой арматуры.
Практический интерес представляет изучение закономерности изменения приведенных множеств свойств с изменением уровня рынка. Например, отличие функциональных и потребительских свойств товара Т1, рассматриваемых на региональном и национальном уровнях может быть представлено в виде периферической разности соответствующих множеств, т. е.
Л F(1)m = { F(1)m } {F(1)m} ,
Где « »обозначение периферической разности множеств.
Необходимо иметь ввиду, что множества { Fg } , {F(1)m} получены в результата анализа и синтеза множества аналогов товара Т1 на региональном и национальном уровнях и представляют собой некие усредненные списки показателей свойств этого товара, наиболее полно характеризующие его достоинства явные и потенциальные. Эти множества могут быть искусственными, подразумевая под этим, что отдельные члены множества могут принадлежать различным видам товара. Эталонный товар при этом выступает в виде интеграционной математической модели, включающей в себя лучшие свойства рассматриваемой однородной товарной группы.
Отличие свойств товаров на рынке СНГ от национального представляется разностью
А F(1) {F(1)m} {F(1)m} '
А отличие свойств товаров на рынке СНГ и мировом рынке - разностью
А F(1)
{F(1)m} {F(1)m} .
Приведенные периферические разности свойств товаров представляют практический интерес в плане последовательного ее совершенствования при продвижении на рынки все более высокого уровня.
Рассмотрим эволюцию функциональных свойств какого-либо гипотетического товара Тё на различных этапах его жизненного цикла. Основными
Субъектами рынка являются производители товара Jk и потребители ps,
Выступающие в как бы опосредствованном виде, т. е. первый выпускает товар Тё, обладающий необходимым набором функциональных и потребительских свойств {fJ0)(} . При этом конкретный товаропроизводитель jo є jk. Потребитель ps для упрощения анализа представляется также в опосредствованном виде. Его покупательские предпочтения выражены в виде усред
ненного мнения совокупности однородных потребителей, которые желали бы иметь в товаре Тё множество функциональных и потребительских свойств {Fp1)m}. Товаропроизводитель заложил в этот же товар множество
Следующих свойств {FjO)m} , которые несколько отличаются от желаний потребителя. Соотношение этих множеств показано на рис.1.1.
{F'm} ^ ^
^ '{FLo }
<-1 (i)m^
IF'0 }
(FD,0 |
(1)mJ |
<--1 (1) m ^
Желательные для потребителя свойства товара {FP0)m} можно рассмат
Ривать как объединение двух групп свойств :
{F(1)m} = {F(1)m} U {F(1)m} '
Где {F(i)m} " множество функциональных и потребительских свойств, присутствующих в товаре и соответствующих пожеланиям потребителя,
{F(0m} " множество свойств, которые потребитель желал бы видеть в товаре, но которые в ней отсутствуют.
(1)m |
{F Zo } <-1 (1)m' |
Рис. 1.1. Множества свойств товара на этапе его вывода на рынок. |
Множество {F(0m} " это недополученные потребителем свойства. Множество {FL°)m} - это излишние для потребителя свойства, которые в продаваемом товаре заложены производителем, входят в его стоимость, но они не нужны покупателю. Однако, покупатель приобретая арматуру, оплачивает стоимость не нужных ему свойств, рискуя, в противном случае, лишиться и того, что ему предоставляют.
Отсутствие нужных свойств {F^m} и наличие ненужных свойств {f^} в товаре порождает конфликтную ситуацию между товаропроизводителем jk и потребителем ps. Естественным является нежелание потребителя платить за ненужные ему функциональные дополнительные или потребительские возможности товара, недополучая при этом то, что ему нужно для ее нормальной эксплуатации. Это заставляет товаропроизводителя корректировать свою товарную политику, ориентируя ее в первую очередь на запросы потребителя. Возможна попытка производителя сформировать ассортиментный ряд, базовым товаром которого будет имеющийся товар Тё. За счет множества «ненужных» свойств {fLL} создаются разновидности товара Т„ =
{Tg1,Tg2,...,Tgi}
Где Tg1 ,T |
G2 ' |
, t l.-однородные товары созданного ассортиментного ряда.
{FmJ = 0 |
{FP3 } |
{F(1)m} |
Рис. 1.2. Свойства ассортиментного ряда товаров |
Возможный вариант распределения свойств товаров этого ряда может иметь вид, показанный на рис. 1.2.
{FP1 } 1-І (1)mJ |
{FD2
Товаропроизводитель создал, например, три вида товаров Tg1 , T g2 ,
И Tg3. Однако вследствие технических трудностей не удалось полностью
Обеспечить пожелания потребителей. Поэтому применительно к первому
Виду товара Tg1 сложилась ситуация, когда
{FD1 } + {FZ1 } = {FP1 }
LF(1)mJ VT(1)mJ lF(1)m.» '
При этом наличие не пустого множества {F((()m} ^ 0 показывает, что покупатель р1 ,приобретая товар, недополучает нужные ему свойства, составляющие множество {F(1)m}. Аналогичное положение имеет место и с покупателем товара Tg2 , который тоже приобретает ее с дефицитом нужных
Свойств {F(2m} . Только лишь у третьего покупателя {F^ojJ = 0 т. е. нет дефицита свойств и он получает полноценный товар, обладающий всеми функциональными и потребительскими свойствами, соответствующими запросам, т. е. множеству свойств {F}.
Из рис 1.2. видно, что первоначальный базовый товар, имеющий набор свойств в виде множества {FJ1)m} по сравнению с товаром Tg3, обладающим наиболее широким спектром свойств, является избыточной. Имеет место избыток свойств {F(14m}, который представляется нужным товару, но
Не востребован ни одним потребителем. На практике такие представления товаропроизводителя о нужности тех или иных свойств товаров не подтверждаются запросами потребителей. Принципиальным является то, что «излишние» свойства товара, не востребованные потребителями, представляют собой дополнительные не всегда окупаемые издержки производства, от которых необходимо освобождаться.
Множество этих невостребованных свойств {FL4m} = {Fj1)m} {Fp1)m}.
Наилучшим будет вариант, когда полностью удовлетворяются запросы потребителя. На рис. 1.3. показан такой вариант формирования ассортиментного ряда, состоящего из трех видов товара.
В этом случае путем совершенствования товаров все те свойства, которые недополучал потребитель, будут ему предоставлены и соответствующие «дефицитные» множества свойств окажутся пустыми, т. е.
0=0, 0=0.
Ассортиментный ряд арматуры будет иметь следующий вид :
ТА ={ Tgb Tg2 , Tg3 І-та^ что Тg1 ^ {Fp11)m} ,Тg2 ^ {Fp:2)m}, Тg3 ^ {Fp1)m}
Так как пожелания потребителей учтены, то имеет место равенство множеств свойств товаров предоставляемых производителем и покупаемых
^тр^те^ {Fp1)m} = {F(l)mF } , {Fp')m} = {FJ2)m} и {Fo)m} = {FJ3)m} .
Товар Т^, обладающий расширенным набором потребительских свойств, может играть роль престижного товара с расширенным универсальным применением, имеющего более высокую стоимость. Товар Т^, наоборот, имеющий наиболее узкий спектр функциональных и потребительских свойств, является специализированным и имеет наименьшую стоимость.
Идеальным является случай, когда и производитель и потребитель товара смотрят на него одинаковыми глазами, т. е. когда удовлетворяющие их структуры оценочных показателей совпадают. Это позволяет производителю создавать товар в полном соответствии с запросами заказчика, что часто имеет место при изготовлении продукции по индивидуальным заказам. Единство структуры оценочных показателей достигается путем их предварительного согласования. Такая согласованность снимает множество вопросов при продаже товаров и значительно упрощает этот процесс. Противоположным является случай, когда изготовляется продукция широкого применения и ее производитель не имеет возможности дойти до каждого потребителя. Их надежды и желания как можно более полно удовлетворить потребность при помощи какого-либо товара, используя его полезные свойства, представленные в виде структуры оценочных показателей, превращаются в очень неопределенную задачу, имеющую вероятностный характер.
Для анализа нужна оценка множеств по количеству свойств, которые в них входят. Таким оценочным показателем мощности множеств может быть их кардинальное число (КС). При этом необходимо иметь в виду, что кардинальное число показывает только лишь количество членов того или иного множества, не затрагивая семантической оценки членов множества, т. е. не дает возможности устанавливать степень важности этих свойств. Для этой цели в дальнейшем будут применяться другие показатели.
Стоимость товара повышается с увеличением количества реализованных в нем функциональных и потребительских свойств, т. е. КС. Соответствующая зависимость на качественном уровне применительно к ассортиментному ряду товаров, приведенному на рис 3, показана на рис 1.4. Потенциальные возможности использования товаров с широким спектром функциональных и потребительских свойств увеличиваются. Функциональные свойства определяют возможности такого использования в соответствии с назначением товара, потребительские - возможности, связанные с покупкой и последующей эксплуатацией. Многое зависит от степени специализации производства товара.
Стоимость С |
С повышением серийности производства степень разделения труда обычно растет и увеличивается специализация. Обеспечение гибкости производства ведет к необходимости применять товары с универсальными свойствами, что характерно для таких товаров, как например, технологическое оборудование. В условиях рынка одинаково требуются товары, как широко универсальные, так и специальные. Другое дело, что потребность в них может быть различной. Если спрос на какой-либо товар ассортиментной группы будет ограниченным из-за его узко ограниченного применения, то может встать вопрос об экономической целесообразности производить его в небольших количествах. Принимая, что зависимость стоимости товара от количества заложенных в нем свойств (координационного числа) является экспоненциальной, как показано на рис.5, можно сделать некоторые предположения.
Если реализован принцип вложенности свойств товаров, входящих в ассортиментный ряд, то видно, что расширение свойств в каждом последующем товаре этого ряда вызывает все уменьшающуюся «добавочную» стоимость. С технической точки зрения это понятно и легко объяснимо.
Именно в первом товаре ряда, у которого kcP)m ^ min, заложен минимум
Самых необходимых функциональных свойств, реализация которых вызывает необходимость наибольших финансовых затрат С. Процесс распределения свойств по каждому из товаров ассортиментного ряда является сложной задачей, решение которой во многом зависит от результатов анализа спроса по данному виду товаров. На этапах разработки и вывода товаров на рынок не всегда удается полностью удовлетворить все требования потребителей к данному виду товаров. Поэтому в отдельных товарах ассортиментного ряда могут отсутствовать некоторые функциональные или потребительские свойства, как это видно из рис.1.2. Применительно к первому товару ассортиментного ряда этот лимит свойств определяется множеством с координаци-
D1
Онным числом kc(1)m, применительно ко второму товару - множеством с КС°{і)т. Видно, что kcD)m > KC, т. е. каждый последующий товар ассортиментного ряда все больше приближается по своим возможностям к запросам потребителей. У третьего товара {f}P1 = {f} , т. е. товар по своим функ-
V У (1)m v У (1)m
Циональным и потребительским свойствам полностью удовлетворяет запросам потребителя, что подтверждается соответствующим равенством множеств.
Как видно из рис 1.4., изготовленный и предлагаемый для покупки товар обладает некоторой избыточностью свойств, которые покупатель оплачивает в виде повышенной цены. Условно эта дополнительная стоимость распределяется по отдельным товарам ассортиментного ряда в виде допол-
P1 P 2 P3
Нительных стоимостей д С, д С и д
АС (1)m' ДС (1)m A„(1)m
Приведенная методология формирования ассортиментного ряда товаров является основой инновационной политики при подготовке и выводе товаров на конкурентный рынок.