Оценка удовлетворенности потребителя свойствами товара
Степень удовлетворения потребителя зависит от того, насколько множество показателей товара соответствует множеству показателей, определяющих саму сущность его потребности. В математическом плане каждую из потребностей (потенциальных покупателей) Mj можно представить в виде множества определяющих ее показателей, т. е.
M. = {/7.} (i = й)где Mj - потребность,
F. - показатели, определяющие j-ю потребность, t - количество показателей.
Товар Tq, с помощью которого удовлетворяется потребность, характеризуется множеством полезных показателей Fs, т. е.
Ms = {Fs } (s = 1,2,...,r),
Где Fs - показатели товара, r - количество показателей.
Степень удовлетворения потребности Mj товаром Tq в первом приближении (по числу полезных показателей) определяется мощностью пересечения множеств Mj и MS, т. е. множеством:
Ue = Mj n Ms = Fn (n = 1,2,...,m),
Где " n " - логический знак пересечения множеств, m - количество показателей, вошедших в пересечение множеств.
Мощность любого множества, равная количеству его членов, характеризуется кардинальным числом K. Кардинальное число множества Ue определяется как Ku = m. Его семантическое значение представляет собой количество показателей, которые одновременно содержатся и в рассматриваемом товаре, и в перечне покупателя, связанном с его потребностью. Товар, как видно из множества MS, обладает r показателями, но полезными
Для покупателя являются только лишь m из них.. В товаре содержится определенное количество других, не нужных покупателю, свойств (показателей), за которые, однако, необходимо платить в виде увеличенной цены.
Степень удовлетворения покупателя наличием нужных свойств - это только первое приближение. Более высокая степень удовлетворения потребности достигается тогда, когда обеспечивается не только достаточное сближение показателей товара и потребности, но и обеспечивается нужная глубина этого удовлетворения в виде качества по каждому показателю. Например, очень важно, что в товаре заложен показатель его эстетичности, но покупателя интересует также, насколько глубоко она проработана в интересующем товаре. Возвращаясь к формированию структуры оценочных показателей товаров, необходимо отметить сложность и неоднозначность этой процедуры.
В качестве примера рассмотрим определение степени удовлетворения покупателей при приобретении такого товара, как зернодробилка. Рассмотрим, каким образом формируются свойства такого гипотетического товара, выпускаемого фирмами "Лира", "Орион", "Стрелец", и оценивается его конкурентоспособности.
Производим формирование функциональных свойств зернодробилок. Состав этих свойств зависит от субъекта оценки: производителя или потребителя товара. Полный состав оценочных показателей может быть сформирован применительно к эталонному товару. В обиходной практике - это товар, к которому необходимо стремиться, чтобы обеспечить требуемую конкурентоспособность. Из этого полного набора функциональных и потребительских свойств субъект оценки выбирает те, которые он считает наиболее значимыми в своей оценке. Полным будет следующий набор свойств для эталонной зернодробилки: F - режимность работы, F2 - комплектность изделия,
F3 - дизайн изделия, F4 - безопасность работы, F5 - гарантийный срок службы, F6 - престижность изготовителя, F7 - сервис,
F8 - многофункциональность изделия,
F9 - экономичность в работе,
F10 - удобство в эксплуатации и ремонте.
Субъектами оценки F могут быть независимый орган определения индекса конкурентоспособности (НОК), который может дать индексы конкурентоспособности товаров трех независимых конкурентов, производящих зернодробилки, а также покупатели товара, у которых имеются собственные воззрения на то, какими свойствами должен обладать покупаемый товар и какова должна быть важность этих свойств. Кроме них субъектом оценки является производитель товара. Его подход к оценке конкурентоспособности определяется следующими соображениями. Производитель исходит из главного принципа маркетинга: надо производить тот товар, который нужен потребителям и может быть продан. Поэтому необходимо определить, что представляет собой потенциальный покупатель товара, в данном случае зернодробилки. Психологический портрет такого усредненного покупателя может быть получен в результате сегментирования рынка зернодробилок. Сегментирование рынка каждый производитель производит исходя из своих собственных возможностей. Для этого он определяет показатели сегментации, которыми могут быть:
1. уровень дохода потребителя (Д),
2. престижность товара (П).
Каждый из производителей может принимать свои показатели сегментации. В данном случае все три производителя приняли одинаковые показатели сегментации.
Определяем значения каждого из показателей сегментации. Для уровня дохода - это высокий (ДВ) и низкий доходы (Дн); для престижности - это высокая престижность (ПВ), часто представляемая в виде повышенного качества и цены, и средняя престижность (ПС). Формируем сегменты: С1 = {Дв, Пв}, С2 = {Дв, Пс}, С3 = {Дн, Пв}, С4 = {Дн, Пс}.
Исходя из возможностей привлечения клиентов, технического и финансового потенциала фирмы J1 -"Лира", ее технологической базы и наличия квалифицированного персонала, определяется привлекательность показателей сегментации. Результаты экспертной оценки (по 10-балльной шкале) следующие:
ДВ = 8 бал.; ДН = 5 бал., ПВ = 5 бал., ПС = 10 бал.
Определяем привлекательность сегментов:
ДСО = 8 х 5 = 40 бал.,
Р(С2) = 8 х 10 = 80 бал.,
Р(С3) = 5 х 5 = 25 бал.,
Р(С4) = 5 х 10 = 50 бал.
Фирма J1 -"Лира" выбирает для себя сегмент С2 как наиболее привлекательный. Психологический портрет потенциального потребителя этого сегмента имеет следующий вид «это лицо, имеющее повышенный доход, и не ориентированное на престижный товар».
Аналогично, фирма J2 -"Орион", определяет привлекательность показателей сегментации. Результаты экспертной оценки (по 10-балльной шкале) следующие:
ДВ = 9 бал.; ДН = 5 бал., ПВ = 10 бал., ПС = 6 бал.
Определяем привлекательность сегментов:
Р(С0 = 9 х 10 = 90 бал.,
Р(С2) = 9 х 6 = 54 бал.,
Р(Сз) = 5 х 10 = 50 бал.,
Р(С4) = 5 х 6 = 30 бал.
Фирма J2 -"Орион" выбирает для себя сегмент С1 как наиболее привлекательный. Психологический портрет потенциального потребителя этого сегмента имеет следующий вид «это лицо, имеющее повышенный доход, и ориентированное на престижный товар».
Фирма J3 -"Стрелец" определяет привлекательность показателей сегментации. Результаты экспертной оценки (по 10-балльной шкале) следующие: ДВ =5 бал.; ДН = 10 бал., ПВ = 4 бал., ПС = 10 бал. Определяем привлекательность сегментов: Р(С1) = 5 х 4 = 20 бал., Р(С2) = 5 х 10 = 50 бал., Р(Сз) = 10 х 4 = 40 бал., Р(С4) = 10 х 10 = 100 бал.
Фирма J3 -"Стрелец" выбирает для себя сегмент С4 как наиболее привлекательный. Психологический портрет потенциального потребителя этого сегмента имеет следующий вид «это лицо, имеющее низкий доход, и не ориентированное на престижный товар».
С учетом потребностей своих потенциальных покупателей, которые определяются по их психологическим портретам, товаропроизводители J1, J2 и J3 формируют множества функциональных и потребительских свойств производимых ими зернодробилок:
F = [F, F2, F3, F4, F5, F7, Fz, F9}, Fn = {F1, F2, F3, F4-, F5, F6, F7, F8, F10} F13 = {Fi, F4, F5, F7, F8, F9}.
Дальнейший анализ покупательской привлекательности зернодробилок и их конкурентоспособности ведем, например, только применительно к региональному рынку в разрезе приведенных показателей F функциональных и потребительских свойств. Товаропроизводители ("Лира", "Орион" и "Стрелец"), обозначаемые как J1, J2 и J3, а также три типичных покупателя, обозначаемые как Q1, Q2 и Q3, определили свои приоритеты (в виде знака +) или отсутствие интереса к ним (в виде знака -). Сводные данные по ним приведены в табл. 1.1. Таблица 1.1. Наличие свойств товаров.
Свойства товара |
Производители товара |
Потребители товара |
||||
J1 |
J2 |
J3 |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
|
F1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
F2 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
F3 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
F4 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
F5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
F6 |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
F7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
F8 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
F9 |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
F10 |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Вышеприведенная таблица позволяет произвести относительную качественную оценку совпадения точек зрения производителей и потенциальных потребителей на состав функциональных и потребительских свойств зернодробилок, а также отличия товаров реальных трех производителей от эталонного товара. Анализ таблицы показывает, что у всех трех производителей зернодробилок из 10 свойств эталонного товара в наличии имеется только часть свойств, причем отсутствующими являются различные свойства.
Потребители Q1, Q2 и Q3 формируют свои наборы показателей функциональных и потребительских свойств, которые соответствуют целям покупки. После этого определяется степень их удовлетворения наличием нужных им свойств в товарах, предлагаемых их производителями. Производится обсуждение этих свойств с точки зрения производителей товара и усредненных потребителей. Множество свойств, которые должны быть в товаре по мнению потребителя, отличается от того множества свойств, которые закладывает в него производитель.
Степень возможной удовлетворенности товаром можно количественно выразить степенью соответствия этих двух множеств. Мощность множества, определяемая числом его членом, выражается кардинальным числом множества КС.
Исходя из табл. 1.1., формируем множества свойств зернодробилки, которые отвечают целям покупки потребителей Q1, Q2 и Q3: FQ1 = {F1, F3, F5, F7, F9, F10}, FQ2 = {Fb F2-, F4-, F5-, F6-, F7,F8, F10}
FQ3 = {F1, F2, F5, F6, F8, F9, F1Q}.
Применительно к "Лире" совпадение свойств зернодробилки может быть представлено множествами совпадений мнений потребителей Q1, Q2 и Q3 с мнением фирмы. Множество совпадений потребителя и фирмы представляет собой пересечение множеств свойств, которыми по их мнению должен обладать товар (зернодробилка). Формируется, например, множество совпадений М11, в которое входят функциональные и потребительские свойства товара, выбранные его производителем J1 и потребителем Q1 . Множество М11 является пересечением множеств FJ1 и FQ1, т. е. М11= FJ1 п FQ1 = {F1, F3, F5,
F7, F9 }.
Аналогичные множества совпадений мнений потребителей Q2 и Q3 с мнением фирмы F1 представляются множествами:
М12= F11 п FQ2 = {F1, F2, F4, F5, F7 F8}, М13= F11 п FQ3 = {F1, F2, F5, F8, F9}.
Такую же качественную оценку можно провести и применительно к зернодробилке фирмы "Орион" и «Стрелец». Результирующие множества совпадений свойств имеют вид:
М21= Fn п FQ1 = {F1, F3, F5, F7, F10},
М22= F12 п F^2 = {F1, F2, F4, F5, F6, F7, F8, F10},
М23= F12 п FQ3 = {F1, F2, F5, F6, F8, F1q},
М31= F13 п FQ1 = {F1, F5, F7, F9},
М32= F13 п FQ2 = {F1, F4, F5, F7, F8},
М33= F13 п FQ3 = {F1, F5, F8, F9}.
Графически множество совпадений 1-го потребителя Q1 и первого производителя J1 представлено на рис. 1.5.
Рис.1.5. Совпадение мнений производителя и потребителя.
Степень потребительского удовлетворения определяется следующим образом:
□ Определяются кардинальные числа множеств пересечений свойств потребителей и производителей. Чем больше кардинальное число пересечения каких-либо множеств, тем в большей степени совпадают мнения производителей и потребителей по составу свойств товара. Например, кардинальное число КС11 множества М11 равно количеству членов этого множества, т. е.
КСп = 5. Аналогично определяются кардинальные числа остальных множеств Mjq: КС12 = 6, КС13 = 5, КС21 = 5, КС22 = 8, КС23 =6, КС31 = 4, КС32 = 5, КС33 =4.
□ Определяется степень удовлетворения потребителя предлагаемым товаром, принимая в качестве количественного критерия индекс удовлетворения:
Y = KCjQn 100%.
JQ KC(Fq)
Где КС, jQ - кардинальное число множества КС, Jq (количество свойств, нужных потребителю Q и, в то же время, имеющихся в товаре производителя J); KC(FQ) - кардинальное число множества FQ (то количество свойств, которое хотел бы видеть потребитель в товаре).
Шкала удовлетворения товаром может иметь следующий вид:
Если Y |
JQ |
100% - полное. удовлетворение, 99 - 80% - хорошее. удовлетворение, 79 - 50% - среднее. удовлетворение, менее50% - неудовлетворенность.
Результаты расчетов по определению степени удовлетворенности трех потребителей зернодробилками трех товаропроизводителей приведены в табл. 1.2. (в %). Таблица 1.2. Удовлетворенность потребителей товаров.
|
Из анализа приведенной таблицы видно, что товар по составу своих функциональных и потребительских свойств не в полной мере отвечает требованиям покупателей, а также следует и то, что потребитель Q1 удовлетво
рен зернодробилками фирм «Лира» и «Орион» на 83,3%, зернодробилкой фирмы «Стрелец» на 66,7%. Следовательно, покупку предположительно он совершит, скорее всего, у одной из первых двух фирм. У какой конкретно - все будет зависеть от дополнительных условий сделки на покупку. Потребитель Q2 полностью удовлетворен зернодробилкой фирмы «Орион». Потребитель Q3 в наибольшей степени удовлетворен зернодробилкой фирмы «Орион». Как видно, в наименьшей степени по набору функциональных и потребительских свойств зернодробилок привлекателен товар фирмы «Стрелец». Видно, что степень несовпадения мнений производителей и покупателей на то, какими свойствами должен обладать товар значительная. Это можно объяснить тем, что, по всей вероятности, производители недостаточно изучают и знают вкусы потребителей товара.