Обеспечение конкурентоспособности в процессе управления предприятием
От качества управления во многом зависит конкурентоспособность предприятии, под которой подразумевается эффективность его функционирования по наиболее важным аспектам деятельности. Конкурентоспособность предприятия в первую очередь определяется эффективностью производственной, финансовой деятельности, конкурентоспособностью производимой продукции и эффективностью продвижения и сбыта товаров. Производственная деятельность и управленческая надстройка находятся в адаптивной взаимосвязи, обусловленной теми изменениями, которые происходят на предприятии вследствие воздействия факторов внешней и внутренней среды. Необходимость рационального ведению хозяйственно-финансовой деятельности в условиях дефицитности ресурсов и сильной конкуренции предъявляют к системе управления предприятием жесткие требования по качеству принимаемых решений. В этих условиях управление представляет собой профессиональную деятельность, направленную на оптимальное формирование, мобилизацию и приведение в движение всех видов ресурсов предприятия с целью решения поставленных задач в соответствии с его миссией и принятой стратегией. Процесс управления практически реализуется через систему коммуникаций, элементами которой является объект и субъект управления, а также управленческая информация в виде принимаемых решений. Конкурентоспособность предприятия, оцениваемая эффективностью деятельности по основным его направлениям, зависит от качества функционирования всех элементов системы коммуникаций.
Носителями информации обычно является разнообразная документация, в состав которой входит и организационно-распорядительская документация (ОРД), используемая для оформления распорядительской и исполнительской деятельности аппарата управления. Инженерно-техническая информация и документация принадлежит к числу наиболее ценных активов предприятия. Перестройка экономической деятельности привела к определенному снижению серийности производства, что явилось следствием усиления маркетинговых требований по индивидуализации товаров. Этот фактор и постоянное совершенствование изделий, их модификация в соответствии с требованиями конкурентного рынка привели к многократному росту объема документации. Эффективное управление предприятием в подобных условиях без использования специальных компьютерных систем документооборота практически невозможно. Эффективность управления во многом зависит от достоверности и актуальности данных, что может быть достигнуто только при наличии комплексной системы, объединяющей результаты деятельности всех подразделений и связывающей все существующие на предприятии автоматизированные системы.
Опыт работы развитых стран показывает, что в качестве такой интегрирующей системы автоматизации может быть использована РБМ-система (Product Data-Management — управление данными об изделии). Ее целью является обеспечить полноту, актуальность и целостность информации о выпускаемой продукции и ее доступность для всех подразделений, участвующих в обеспечении жизненного цикла продукции (ЖЦП). PDM-системы появились в начале 90 гг. прошлого века. Их необходимость определялась пониманием того, что информация об изделии не исчерпывается конструкторскими и технологическими материалами, а включает данные об остальных этапах ЖЦП. Эти системы позволили упорядочить лавинообразно увеличивающуюся информацию о разработке сложных изделий. PDM-система реализует следующие функции:
• управление системами классификации производимых продуктов;
• управление нормативно-справочными разделами баз данных (БД),
• управление вариантами, версиями и конфигурацией изделий;
• управление характеристиками изделий, входящих в БД;
• управление потоками работ;
• поиск содержимого БД по различным критериям;
• хранение комплектов документов;
• управление изменениями;
• регистрация статусов (утверждений) документов с использованием электронной цифровой подписи;
• управление организационной структурой предприятия и ролевое управление сотрудниками;
• управление технологическими данными;
• управление доступом к объектам БД;
• взаимодействие с другими автоматизированными системами;
• генерация отчетов.
Важным является вопрос обеспечения информационной совместимости различных автоматизированных систем. Это может быть решено путем использования международного CALS-стандарта ISO 10303 - STEP (ГОСТ Р ИСО 10303), который обеспечивает возможность расширения информационной модели данных и ее адаптации в соответствии профилем деятельности предприятия. Этот стандарт имеет статус государственного стандарта России. В настоящее время возможности PDM-систем расширяются путем перехода от управления данными об изделии к управлению данными по объектам «поставщик-производитель-потребитель». Такое управление реализуется с помощью PLM - систем (Product Lifecycle Management). Постепенный переход к полному электронному описанию производимых изделий с помощью EPD-технологий позволил PDM-системе стать основным компонентом CALS-проекта, предусматривающего передачу потребителю вместе с производимым товаром документации о нем в электронном виде. Конкурентоспособность товара и предприятия на современном рынке в очень большой степени зависят от того использует ли оно в своей деятельности PDM-систему.
Дальнейшим развитием PDM-систем является семейство PDM - продуктов в виде системы SmartTeam, которая кроме ядра функционирует на трех уровнях:
• 1-й уровень: подготовка конструкторской и технологической документации по производимому изделию;
• 2-й уровень: подготовка документации для всего предприятия;
• 3-й уровень: подготовка документации для работы с поставщиками и заказчиками.
Ядро SmartTeam содержит базы данных, средства автоматизации для взаимосвязи с библиотеками и др. На 1-м уровне обеспечивается работа со специализированными конструкторскими и технологическими системами автоматизированного проектирования изделий. 2-й уровень дает возможность управлять движением документов при их прохождении через подразделения предприятия и рабочие места. На 3-м уровне обеспечивается обмен информацией и документацией между производителем, поставщиками и потребителями с возможностью проводить онлайновые встречи, конференции, просматривать различные документы и обеспечивать их печать.
Структура предприятий предусматривает, наряду с архивом, копировально-множительный отдел, который выполняет задачу подготовки документов для его внутренних и внешних заказчиков. На архивную службу возложены функции по контролю за обращением документов (срокам возврата в архив, соответствия выданного количества копий и др.). Технология электронного документооборота позволяет:
• создать объединенный отдел, включающий архив и копировально - множительную службу;
• ускорить обращение документов;
• перевести бумажную документацию предприятия в электронный вид;
• сократить время на подборку документации из архива;
• снизить затраты на получение копий документов;
• повысить защищенность документации.
Одним из принципов организации интегрированной информационной среды является безбумажный обмен данными. Такая технология обеспечивает легитимность электронного документа путем использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП). Государственная Дума - приняла закон РФ «Об электронной цифровой подписи» и применение ЭЦП приобрело юридическую силу Система автоматизированного документооборота позволяет одновременно использовать несколько систем ЭЦП. Например, при утверждении важных документов используется дорогостоящая, сертифицированная ФАПСИ, система ЭЦП. Для менее важных документов - система ЭЦП, реализованная на WinAPI, которая бесплатно поставляется с MS Windows. Система документооборота имеет встроенный модуль учета и хранения открытых ключей сотрудников, что упрощает проверку корректности ЭЦП.
С увеличением сложности производимых изделий на всех этапах жизненного цикла изделий прогрессивно возрастает количество допускаемых ошибок, которые ведут к потере качества и дополнительным издержкам на их устранение. Цена ошибок в процессе управления предприятием различна и это оказывает значительное влияние на его конкурентоспособность. Если принять в первом приближении, что цена ошибок в зависимости от их вида изменяется линейно, то может быть определена величина потерь на внесение изменений в документацию и устранение ошибок (рис.2.1.). В данном случае рассматриваются основные виды деятельности, такие как подготовка товара к производству и его производство, маркетинг и стратегическое управление. Цена ошибок при маркетинге и стратегическом управлении наибольшие, так как они связаны с продажами и принципами управления на самом верхнем уровне. Верхняя прямая определяет цену ошибок при традиционном управлении и документообороте, нижняя - при автоматизированном управлении данными и автоматизированном документообороте. Экономия при упорядочении документооборота путем его автоматизации может очень значительной. Повышение конкурентоспособности предприятия за счет использования автоматизированных систем обеспечивается по двум направлениям :
1. За счет снижения издержек, связанных с исправлением ошибок, которые будут отнесены на себестоимость товара.
2. За счет повышения качества документации по изделию и повышения качества управления при подготовке и производстве товара.
3. За счет упорядочения системы внесения изменений в документацию, что обеспечивается средствами автоматизации документооборота.
Рис.2.1. Издержки в связи с ошибками при различных видах документооборота. |
В целом можно отметить, что с усложнением производимой продукции, усложнением управления предприятиями, конкурентоспособность которых должна соответствовать требованиям рынка, требования к документообороту будут возрастать. Соответственно значимость таких факторов как качество информации и качество документов, являющихся ее носителями будет увеличиваться.
Обеспечение конкурентоспособности на этапе испытания продукции. Испытанием называют экспериментальное определение количественных или качественных характеристик свойств объекта в результате воздействия на него при функционировании или моделировании. Под объектом понимают продукцию - изделие или материалы, подвергаемые испытаниям. Испытания осуществляют по заданным программам.
Испытания, обеспечивающие получение объективной, достоверной информации о фактических значениях показателей качества продукции, являются тем органом в системе управления качеством, без которого не может осуществляться обратная связь, являющаяся важнейшим звеном любой системы управления.
Испытания опытных образцов, установочных и первых промышленных партий, контрольные периодические испытания серийной продукции - это основа построения всей системы разработки и постановки продукции на производство.
Испытания являются неотъемлемой частью взаимоотношений заказчика и изготовителя продукции, предприятия-изготовителя конечной продукции и предприятий-смежников, поставщика и потребителя при внутреннем и международном товарообмене.
Во всем мире остро стоит проблема сокращения материальных средств и труда, затрачиваемых на испытания, исключения дублирования испытаний у поставщика и потребителя. Поэтому в последнее время стало уделяться все большее внимание сертификации продукции как на национальном, так и на международном уровнях.
Важнейшей составной частью требований, предъявляемых при аттестации к испытательным лабораториям, являются требования к метрологическому обеспечению методов и средств испытаний как основному фактору достижения требуемой точности, воспроизводи мости и достоверности результатов испытаний.
Наибольшая эффективность обеспечивается в том случае, когда система управления предприятием является комплексной и охватывает его основные сферы. Это обеспечивается в случае использования электронных систем управления, одной из которых является MFG/PRO. Рассмотрим ее возможности. Система поддерживает такие направления хозяйственной деятельности предприятия, как производство, финансовые операции, сбыт, материально-техническое снабжение, складское хозяйство, транспорт, управление проектом, техническое и сервисное обслуживание в следующих отраслях индустрии:
• машиностроение;
• химическая и фармацевтическая;
• производство товаров народного потребления;
• производство электроники, электротехники, приборов;
• промышленное производство.
Система поддерживает весь спектр типов сборочных производств: серийное/поточное, штучное, "по заказу".
Блок "Планирование" позволяет эффективно управлять и контролировать движение материальных и соответствующих им информационных потоков от поставщика к потребителю. Технология "Управления глобальными цепочками поставок" дает индустриальным предприятиям возможность представлять свою деятельность в виде эффективных цепочек логистики: от поставщиков сырья и комплектующих до продажи готовых изделий конечному потребителю. При этом обеспечиваются широкие возможности управления транснациональными компаниями, координации распределенного между многими дочерними компаниями производства. Использование данного блока позволяет предприятию строить свою политику на рынке, учитывая все изменения, происходящие на рынке, гибко переналаживать производство, и тем самым, обеспечивать высокую конкурентоспособность производимых изделий. Состоит из модулей:
• Финансовое планирование / Планирование ресурсов предприятия;
• Главный план производства;
• Планирование потребности сырья, материалов и комплектующих;
• Планирование загрузки производственных мощностей;
• Планирование потребностей распределенных структур.
Блок "Производство" используется для управления производственной деятельностью предприятия в соответствии с различными типами производственных процессов и состоит из модулей:
• Состав / Спецификации / Рецептуры;
• Операции / Центры производства работ;
• Формула / Технологический процесс;
• Ведение наряд-заказов на производство;
• Пооперационный контроль рабочего времени;
• Поточное производство;
• Глобальное управление качеством.
Блок "Распределение" используется для контроля товарно-сырьевых запасов на складах (остатки на складе) и управления закупками и сбытом продукции и состоит из модулей:
• Управление запасами;
• Физический склад;
• Заказы на поставку;
• Поставки / закупки точно по графику (технология JIT);
• Квотирование продаж;
• Заказы на продажу / Счета;
• Отгрузка / продажи точно по графику (технология JIT);
• Конфигурирование изделий;
• Анализ продаж.
Блок "Финансы" полностью интегрирован с блоками "Распределение", "Планирование" и "Производство" позволяет оперативно получать информацию о финансовом состоянии компании и, тем самым, находить правильные решения по финансово-экономическим вопросам. Состоит из модулей:
• Главная бухгалтерская книга;
• Валютные операции;
• Расчёты с потребителями / заказчиками;
• Расчёты с поставщиками;
• Ценообразование и управление себестоимостью;
• Банковские и кассовые операции;
• Учет основных средств.
Блок "Техническое обслуживание" обеспечивает послепродажное техобслуживание и поддержку проданной продукции и производственных мощностей, предоставляя полный спектр функций от создания графика технического обслуживания, заказа комплектующих, учета контрактов на обслуживание и формирования счетов до учета прибыли, получаемой от послепродажного обслуживания. Состоит из модулей:
• Управление обслуживанием;
• Услуги и гарантии;
• Ведение договоров на обслуживание;
• Возврат продукции;
• Справочник клиентов;
• Справочник персонала;
• Учёт локальных особенностей;
• Ценообразование;
• Справочник услуг.
Блок "Общие данные" обеспечивает хранение и обработку основной нормативно-справочной информации, которая используется остальными блоками MFG/PRO и прикладными программами. Состоит из модулей:
• Справочники продукции и структуры предприятий. В этом модуле устанавливается информация о структурных подразделениях компании, местоположении складов, спецификации изделий и компонентах, их ценах, единицах измерения, системах пересчета.
• Система учета налогов. В этом модуле вводится справочная информация о клиентах, торгующих организациях и лицах, служащих компании. Здесь же хранится информация о ставках налогов. Причем налоговые ставки, условия их платежей связаны с информацией о клиентах, торгующих организациях и лицах, служащих компании. Практика эксплуатации MFG/PRO в 83 странах доказала гибкость и мощь MFG/PRO по учёту специфики практически любых систем налогообложения (в т. ч. и Российского).
• Установки для модуля управления запасами. Этот модуль используется для обработки различных документов: товарных накладных, денежных переводов, платежных требований и поручений. Ведется история документов.
• Физическая инвентаризация склада. Этот модуль используется для учета наличия на складе полного количества комплектующих деталей и готовых изделий.
• Администрирование системы. Этот модуль используется для системных установок по умолчанию, выполнения команд операционной системы, установок принтеров, поддержания системы безопасности, модификации пользовательского интерфейса, выполнения операций по администрированию базы данных (восстановление после сбоев, архивирование данных).
• Справочники ингредиентов, полуфабрикатов и готовой продукции. Этот модуль обеспечивает ввод информации об изделиях и их составляющих, наличии их на складе, информации о поставках, планировании поставок и закупок изделий и ингредиентов, информации о ценах на них. Модуль содержит следующие экранные формы:
O данные об изделиях;
O данные по позициям на складе;
O данные о покупных комплектующих;
O данные о планируемых изделиях;
O данные о ценах изделий и себестоимости любой позиции.
• Отчеты. Этот модуль позволяет производить необходимые установки для получения отчетов. Использование таких продуктов, как Actuate, Crystal Reports или Progress Report Builder, позволяет генерировать свои собственные отчеты. Кроме того, в системе MFG/PRO имеется подсистема принятия решений (ППР), которая снабжена собственным генератором отчетов. ППР предназначена:
O на стратегическом уровне - для управляющих компанией;
O на управленческом уровне - для менеджеров среднего звена; o на оперативном уровне - для ответственных исполнителей.
• Пользовательский интерфейс. Позволяет формировать для каждого пользователя свое меню для работы в системе. Существуют три структуры меню, доступных для выбора:
O меню в графическом режиме с использованием значков (Icons)
Делает систему более дружественной для конечного пользователя и похожей на другие Windows-приложения;
O Tear-Off-меню - прямая навигация по имени/внутреннему номеру функции/программы;
O меню в символьном режиме (ASCII) - поддержка символьных
Экранов (терминалов).
Блок "Клиентские модули" реализует возможность включения в систему приложений, разработанных Заказчиком, и ссылок к внешним программным системам. Дополнительные модули, которые устанавливаются по желанию Заказчика:
• Подсистема поддержки принятия решений;
• Библиотека функций подсистемы поддержки принятия решений;
• Операции с торговыми партнерами;
• Подсистема работы с хранилищами данных (Enterprise Data Warehouse);
• Управление модификациями изделий;
• Протоколы проверок;
• Автоматизированная система бухгалтерского учета.