Конкурентные позиции бизнеса

Обеспечение конкурентоспособности в процессе управления предприятием

От качества управления во многом зависит конкурентоспособность предприятии, под которой подразумевается эффективность его функциони­рования по наиболее важным аспектам деятельности. Конкурентоспособ­ность предприятия в первую очередь определяется эффективностью произ­водственной, финансовой деятельности, конкурентоспособностью произво­димой продукции и эффективностью продвижения и сбыта товаров. Произ­водственная деятельность и управленческая надстройка находятся в адап­тивной взаимосвязи, обусловленной теми изменениями, которые происходят на предприятии вследствие воздействия факторов внешней и внутренней среды. Необходимость рационального ведению хозяйственно-финансовой деятельности в условиях дефицитности ресурсов и сильной конкуренции предъявляют к системе управления предприятием жесткие требования по качеству принимаемых решений. В этих условиях управление представляет собой профессиональную деятельность, направленную на оптимальное формирование, мобилизацию и приведение в движение всех видов ресурсов предприятия с целью решения поставленных задач в соответствии с его мис­сией и принятой стратегией. Процесс управления практически реализуется через систему коммуникаций, элементами которой является объект и субъ­ект управления, а также управленческая информация в виде принимаемых решений. Конкурентоспособность предприятия, оцениваемая эффективно­стью деятельности по основным его направлениям, зависит от качества функционирования всех элементов системы коммуникаций.

Носителями информации обычно является разнообразная документа­ция, в состав которой входит и организационно-распорядительская доку­ментация (ОРД), используемая для оформления распорядительской и испол­нительской деятельности аппарата управления. Инженерно-техническая ин­формация и документация принадлежит к числу наиболее ценных активов предприятия. Перестройка экономической деятельности привела к опреде­ленному снижению серийности производства, что явилось следствием уси­ления маркетинговых требований по индивидуализации товаров. Этот фак­тор и постоянное совершенствование изделий, их модификация в соответст­вии с требованиями конкурентного рынка привели к многократному росту объема документации. Эффективное управление предприятием в подобных условиях без использования специальных компьютерных систем докумен­тооборота практически невозможно. Эффективность управления во многом зависит от достоверности и актуальности данных, что может быть достигну­то только при наличии комплексной системы, объединяющей результаты деятельности всех подразделений и связывающей все существующие на предприятии автоматизированные системы.

Опыт работы развитых стран показывает, что в качестве такой интегри­рующей системы автоматизации может быть использована РБМ-система (Product Data-Management — управление данными об изделии). Ее целью является обеспечить полноту, актуальность и целостность информации о выпускаемой продукции и ее доступность для всех подразделений, участ­вующих в обеспечении жизненного цикла продукции (ЖЦП). PDM-системы появились в начале 90 гг. прошлого века. Их необходимость определялась пониманием того, что информация об изделии не исчерпывается конструк­торскими и технологическими материалами, а включает данные об осталь­ных этапах ЖЦП. Эти системы позволили упорядочить лавинообразно уве­личивающуюся информацию о разработке сложных изделий. PDM-система реализует следующие функции:

• управление системами классификации производимых продуктов;

• управление нормативно-справочными разделами баз данных (БД),

• управление вариантами, версиями и конфигурацией изделий;

• управление характеристиками изделий, входящих в БД;

• управление потоками работ;

• поиск содержимого БД по различным критериям;

• хранение комплектов документов;

• управление изменениями;

• регистрация статусов (утверждений) документов с использованием элек­тронной цифровой подписи;

• управление организационной структурой предприятия и ролевое управ­ление сотрудниками;

• управление технологическими данными;

• управление доступом к объектам БД;

• взаимодействие с другими автоматизированными системами;

• генерация отчетов.

Важным является вопрос обеспечения информационной совместимости различных автоматизированных систем. Это может быть решено путем ис­пользования международного CALS-стандарта ISO 10303 - STEP (ГОСТ Р ИСО 10303), который обеспечивает возможность расширения информаци­онной модели данных и ее адаптации в соответствии профилем деятельно­сти предприятия. Этот стандарт имеет статус государственного стандарта России. В настоящее время возможности PDM-систем расширяются путем перехода от управления данными об изделии к управлению данными по объектам «поставщик-производитель-потребитель». Такое управление реа­лизуется с помощью PLM - систем (Product Lifecycle Management). Посте­пенный переход к полному электронному описанию производимых изделий с помощью EPD-технологий позволил PDM-системе стать основным компо­нентом CALS-проекта, предусматривающего передачу потребителю вместе с производимым товаром документации о нем в электронном виде. Конку­рентоспособность товара и предприятия на современном рынке в очень большой степени зависят от того использует ли оно в своей деятельности PDM-систему.

Дальнейшим развитием PDM-систем является семейство PDM - продуктов в виде системы SmartTeam, которая кроме ядра функционирует на трех уровнях:

• 1-й уровень: подготовка конструкторской и технологической докумен­тации по производимому изделию;

• 2-й уровень: подготовка документации для всего предприятия;

• 3-й уровень: подготовка документации для работы с поставщиками и заказчиками.

Ядро SmartTeam содержит базы данных, средства автоматизации для взаимосвязи с библиотеками и др. На 1-м уровне обеспечивается работа со специализированными конструкторскими и технологическими системами автоматизированного проектирования изделий. 2-й уровень дает возмож­ность управлять движением документов при их прохождении через подраз­деления предприятия и рабочие места. На 3-м уровне обеспечивается обмен информацией и документацией между производителем, поставщиками и по­требителями с возможностью проводить онлайновые встречи, конференции, просматривать различные документы и обеспечивать их печать.

Структура предприятий предусматривает, наряду с архивом, копиро­вально-множительный отдел, который выполняет задачу подготовки доку­ментов для его внутренних и внешних заказчиков. На архивную службу воз­ложены функции по контролю за обращением документов (срокам возврата в архив, соответствия выданного количества копий и др.). Технология элек­тронного документооборота позволяет:

• создать объединенный отдел, включающий архив и копировально - множительную службу;

• ускорить обращение документов;

• перевести бумажную документацию предприятия в электронный вид;

• сократить время на подборку документации из архива;

• снизить затраты на получение копий документов;

• повысить защищенность документации.

Одним из принципов организации интегрированной информационной среды является безбумажный обмен данными. Такая технология обеспечи­вает легитимность электронного документа путем использованием элек­тронной цифровой подписи (ЭЦП). Государственная Дума - приняла закон РФ «Об электронной цифровой подписи» и применение ЭЦП приобрело юридическую силу Система автоматизированного документооборота позво­ляет одновременно использовать несколько систем ЭЦП. Например, при ут­верждении важных документов используется дорогостоящая, сертифициро­ванная ФАПСИ, система ЭЦП. Для менее важных документов - система ЭЦП, реализованная на WinAPI, которая бесплатно поставляется с MS Win­dows. Система документооборота имеет встроенный модуль учета и хране­ния открытых ключей сотрудников, что упрощает проверку корректности ЭЦП.

С увеличением сложности производимых изделий на всех этапах жиз­ненного цикла изделий прогрессивно возрастает количество допускаемых ошибок, которые ведут к потере качества и дополнительным издержкам на их устранение. Цена ошибок в процессе управления предприятием различна и это оказывает значительное влияние на его конкурентоспособность. Если принять в первом приближении, что цена ошибок в зависимости от их вида изменяется линейно, то может быть определена величина потерь на внесе­ние изменений в документацию и устранение ошибок (рис.2.1.). В данном случае рассматриваются основные виды деятельности, такие как подготовка товара к производству и его производство, маркетинг и стратегическое управление. Цена ошибок при маркетинге и стратегическом управлении наибольшие, так как они связаны с продажами и принципами управления на самом верхнем уровне. Верхняя прямая определяет цену ошибок при тради­ционном управлении и документообороте, нижняя - при автоматизирован­ном управлении данными и автоматизированном документообороте. Эконо­мия при упорядочении документооборота путем его автоматизации может очень значительной. Повышение конкурентоспособности предприятия за счет использования автоматизированных систем обеспечивается по двум направлениям :

1. За счет снижения издержек, связанных с исправлением ошибок, кото­рые будут отнесены на себестоимость товара.

2. За счет повышения качества документации по изделию и повышения качества управления при подготовке и производстве товара.

3. За счет упорядочения системы внесения изменений в документацию, что обеспечивается средствами автоматизации документооборота.

Обеспечение конкурентоспособности в процессе управления предприятием

 

Обеспечение конкурентоспособности в процессе управления предприятием

Рис.2.1. Издержки в связи с ошибками при различных видах документооборота.

 

В целом можно отметить, что с усложнением производимой продукции, усложнением управления предприятиями, конкурентоспособность которых должна соответствовать требованиям рынка, требования к документооборо­ту будут возрастать. Соответственно значимость таких факторов как качест­во информации и качество документов, являющихся ее носителями будет увеличиваться.

Обеспечение конкурентоспособности на этапе испытания продукции. Ис­пытанием называют экспериментальное определение количественных или качественных характеристик свойств объекта в результате воздействия на него при функционировании или моделировании. Под объектом понимают продукцию - изделие или материалы, подвергаемые испытаниям. Испыта­ния осуществляют по заданным программам.

Испытания, обеспечивающие получение объективной, достоверной ин­формации о фактических значениях показателей качества продукции, явля­ются тем органом в системе управления качеством, без которого не может осуществляться обратная связь, являющаяся важнейшим звеном любой сис­темы управления.

Испытания опытных образцов, установочных и первых промышленных партий, контрольные периодические испытания серийной продукции - это основа построения всей системы разработки и постановки продукции на производство.

Испытания являются неотъемлемой частью взаимоотношений заказчи­ка и изготовителя продукции, предприятия-изготовителя конечной продук­ции и предприятий-смежников, поставщика и потребителя при внутреннем и международном товарообмене.

Во всем мире остро стоит проблема сокращения материальных средств и труда, затрачиваемых на испытания, исключения дублирования испытаний у поставщика и потребителя. Поэтому в последнее время стало уделяться все большее внимание сертификации продукции как на национальном, так и на международном уровнях.

Важнейшей составной частью требований, предъявляемых при аттеста­ции к испытательным лабораториям, являются требования к метрологиче­скому обеспечению методов и средств испытаний как основному фактору достижения требуемой точности, воспроизводи мости и достоверности ре­зультатов испытаний.

Наибольшая эффективность обеспечивается в том случае, когда система управления предприятием является комплексной и охватывает его основные сферы. Это обеспечивается в случае использования электронных систем управления, одной из которых является MFG/PRO. Рассмотрим ее возмож­ности. Система поддерживает такие направления хозяйственной деятельно­сти предприятия, как производство, финансовые операции, сбыт, матери­ально-техническое снабжение, складское хозяйство, транспорт, управление проектом, техническое и сервисное обслуживание в следующих отраслях индустрии:

• машиностроение;

• химическая и фармацевтическая;

• пищевая;

• производство товаров народного потребления;

• производство электроники, электротехники, приборов;

• промышленное производство.

Система поддерживает весь спектр типов сборочных производств: се­рийное/поточное, штучное, "по заказу".

Блок "Планирование" позволяет эффективно управлять и контролиро­вать движение материальных и соответствующих им информационных по­токов от поставщика к потребителю. Технология "Управления глобальными цепочками поставок" дает индустриальным предприятиям возможность представлять свою деятельность в виде эффективных цепочек логистики: от поставщиков сырья и комплектующих до продажи готовых изделий конеч­ному потребителю. При этом обеспечиваются широкие возможности управ­ления транснациональными компаниями, координации распределенного между многими дочерними компаниями производства. Использование дан­ного блока позволяет предприятию строить свою политику на рынке, учи­тывая все изменения, происходящие на рынке, гибко переналаживать произ­водство, и тем самым, обеспечивать высокую конкурентоспособность про­изводимых изделий. Состоит из модулей:

• Финансовое планирование / Планирование ресурсов предприятия;

• Главный план производства;

• Планирование потребности сырья, материалов и комплектующих;

• Планирование загрузки производственных мощностей;

• Планирование потребностей распределенных структур.

Блок "Производство" используется для управления производственной деятельностью предприятия в соответствии с различными типами производ­ственных процессов и состоит из модулей:

• Состав / Спецификации / Рецептуры;

• Операции / Центры производства работ;

• Формула / Технологический процесс;

• Ведение наряд-заказов на производство;

• Пооперационный контроль рабочего времени;

• Поточное производство;

• Глобальное управление качеством.

Блок "Распределение" используется для контроля товарно-сырьевых за­пасов на складах (остатки на складе) и управления закупками и сбытом про­дукции и состоит из модулей:

• Управление запасами;

• Физический склад;

• Заказы на поставку;

• Поставки / закупки точно по графику (технология JIT);

• Квотирование продаж;

• Заказы на продажу / Счета;

• Отгрузка / продажи точно по графику (технология JIT);

• Конфигурирование изделий;

• Анализ продаж.

Блок "Финансы" полностью интегрирован с блоками "Распределение", "Планирование" и "Производство" позволяет оперативно получать инфор­мацию о финансовом состоянии компании и, тем самым, находить правиль­ные решения по финансово-экономическим вопросам. Состоит из модулей:

• Главная бухгалтерская книга;

• Валютные операции;

• Расчёты с потребителями / заказчиками;

• Расчёты с поставщиками;

• Ценообразование и управление себестоимостью;

• Банковские и кассовые операции;

• Учет основных средств.

Блок "Техническое обслуживание" обеспечивает послепродажное тех­обслуживание и поддержку проданной продукции и производственных мощностей, предоставляя полный спектр функций от создания графика тех­нического обслуживания, заказа комплектующих, учета контрактов на об­служивание и формирования счетов до учета прибыли, получаемой от по­слепродажного обслуживания. Состоит из модулей:

• Управление обслуживанием;

• Услуги и гарантии;

• Ведение договоров на обслуживание;

• Возврат продукции;

• Справочник клиентов;

• Справочник персонала;

• Учёт локальных особенностей;

• Ценообразование;

• Справочник услуг.

Блок "Общие данные" обеспечивает хранение и обработку основной нормативно-справочной информации, которая используется остальными блоками MFG/PRO и прикладными программами. Состоит из модулей:

• Справочники продукции и структуры предприятий. В этом модуле ус­танавливается информация о структурных подразделениях компании, ме­стоположении складов, спецификации изделий и компонентах, их ценах, единицах измерения, системах пересчета.

• Система учета налогов. В этом модуле вводится справочная информа­ция о клиентах, торгующих организациях и лицах, служащих компании. Здесь же хранится информация о ставках налогов. Причем налоговые став­ки, условия их платежей связаны с информацией о клиентах, торгующих ор­ганизациях и лицах, служащих компании. Практика эксплуатации MFG/PRO в 83 странах доказала гибкость и мощь MFG/PRO по учёту специфики прак­тически любых систем налогообложения (в т. ч. и Российского).

• Установки для модуля управления запасами. Этот модуль использует­ся для обработки различных документов: товарных накладных, денежных переводов, платежных требований и поручений. Ведется история докумен­тов.

• Физическая инвентаризация склада. Этот модуль используется для учета наличия на складе полного количества комплектующих деталей и го­товых изделий.

• Администрирование системы. Этот модуль используется для систем­ных установок по умолчанию, выполнения команд операционной системы, установок принтеров, поддержания системы безопасности, модификации пользовательского интерфейса, выполнения операций по администрирова­нию базы данных (восстановление после сбоев, архивирование данных).

• Справочники ингредиентов, полуфабрикатов и готовой продукции. Этот модуль обеспечивает ввод информации об изделиях и их составляю­щих, наличии их на складе, информации о поставках, планировании поста­вок и закупок изделий и ингредиентов, информации о ценах на них. Модуль содержит следующие экранные формы:

O данные об изделиях;

O данные по позициям на складе;

O данные о покупных комплектующих;

O данные о планируемых изделиях;

O данные о ценах изделий и себестоимости любой позиции.

• Отчеты. Этот модуль позволяет производить необходимые установки для получения отчетов. Использование таких продуктов, как Actuate, Crystal Reports или Progress Report Builder, позволяет генерировать свои собствен­ные отчеты. Кроме того, в системе MFG/PRO имеется подсистема принятия решений (ППР), которая снабжена собственным генератором отчетов. ППР предназначена:

O на стратегическом уровне - для управляющих компанией;

O на управленческом уровне - для менеджеров среднего звена; o на оперативном уровне - для ответственных исполнителей.

• Пользовательский интерфейс. Позволяет формировать для каждого пользователя свое меню для работы в системе. Существуют три структуры меню, доступных для выбора:

O меню в графическом режиме с использованием значков (Icons)

Делает систему более дружественной для конечного пользователя и похожей на другие Windows-приложения;

O Tear-Off-меню - прямая навигация по имени/внутреннему номе­ру функции/программы;

O меню в символьном режиме (ASCII) - поддержка символьных

Экранов (терминалов).

Блок "Клиентские модули" реализует возможность включения в систе­му приложений, разработанных Заказчиком, и ссылок к внешним программ­ным системам. Дополнительные модули, которые устанавливаются по жела­нию Заказчика:

• Подсистема поддержки принятия решений;

• Библиотека функций подсистемы поддержки принятия решений;

• Операции с торговыми партнерами;

• Подсистема работы с хранилищами данных (Enterprise Data Warehouse);

• Управление модификациями изделий;

• Протоколы проверок;

• Автоматизированная система бухгалтерского учета.

Конкурентные позиции бизнеса

10 маркетинговых советов для маркетинга вашей компании

10 маркетинговых советов Давайте рассмотрим 10 маркетинговых советов, которые предлагают улучшить ваш маркетинг и проведем краткий анализ этих советов. Диверсификация. Поиск возможностей Специалисты перформанс маркетинга предлагают диверсифицировать маркетинговые бюджеты так, …

Средства корпоративного общения — успех в бизнесе

Для успеха в бизнесе компания должна сосредоточиться на выпуске сообщения, которое вызовет желаемый ответ от получателя. Таким образом, эта идея или тема должны быть найдены, чтобы мотивировать аудиторию. В зависимости …

Разработка стратегий для слабо развитого бизнеса

Для бизнеса России особый интерес представляет его развитие в пе­реходный период, когда не полностью развернута его инфраструктура, су­ществует множество препятствий, оставшихся от прежней экономической системы, а также объективных и субъективных …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.