Обеспечение конкурентоспособности на этапе проектирования изделий
В условиях постоянно растущей конкуренции на рынке товаров и услуг руководители предприятий стоят перед актуальной проблемой повышения эффективности производства, в том числе и на этапе проектирования изделий. Важность этого этапа создания изделия можно проиллюстрировать следующим соотношением (из опыта работы системы качества КАНАРСПИ) : 1 : 10 : 100, которое можно расшифровать следующим образом. Один и тот же полезный эффект может быть достигнут при затрате 100 руб. при эксплуатации изделия (обслуживание, ремонт, профилактические меры и т. д.), или при затрате 10 руб. при его производстве (гарантированная точность деталей, хорошая комплектация и качественная сборка), или при затрате 1 руб. при проектировании изделия (хорошая продуманность конструкции изделия). Аналогичные пропорции отмечаются и при создании изделий за рубежом. Исходя из этого, рыночный успех может быть достигнут в том случае, если изделие соответствует следующим требованиям :
• Конструкция изделия соответствует рыночным требованиям по таким параметрам, как безопасность, эргономичность, дизайн, безотказность и т. д.
• Конструкция изделия технологична, т. е. соответствует требованиям производства и упрощает процессы механообработки и сборки.
• Технологичность конструкции предопределяет высокий уровень самого производства по возможности использования качественных и ресурсосберегающих технологий.
• Конструкция изделия способствует обеспечению достаточного качества при минимальных издержках.
При проектировании изделия в него закладывается необходимый уровень качества продукции [3]. Комплекс мероприятий по управлению качеством осуществляется на следующих этапах:
^выполнение научно-исследовательских работ;
^разработка, рассмотрение и утверждение технического задания (ТЗ); ^разработка, рассмотрение и утверждение эскизного проекта (ЭП); ^разработка, рассмотрение и утверждение технического проекта (ТП); ^разработка, рассмотрение и утверждение рабочего проекта; ^изготовление, испытание и доводка, освоение опытного образца.
Техническое задание (ТЗ). Является основным исходным документом при создании новой продукции и соответствующей документации; оно разрабатывается на основе результатов выполненных научно - исследовательских и экспериментальных работ, научного прогнозирования, анализа передовых достижений отечественной и зарубежной промышленности. В ТЗ должны включаться прогнозируемые показатели технического уровня и качества продукции с отражением уровня стандартизации и унификации. Его подготовку, как правило, ведет разработчик продукции. Для предварительной оценки возможности реализации требований технического задания вводится этап технического предложения. При его разработке рассматривается, как правило, ряд вариантов структурных схем конструкции. Анализ выполнимости возможных структурных схем может быть проверен на основе использования опыта, с помощью моделирования и функционального анализа, лабораторного экспериментирования и испытаний, создания макетов или сочетания указанных методов.
В условиях рыночной экономики на этапе ТЗ закладываются основы конкурентоспособности будущего изделия. Особое внимание обращается на состав функциональных свойств изделий и их регламентацию. При разработке ТЗ необходимо четко представлять себе состав потенциальных конкурентов и основные технические данные изделий-конкурентов. Если на этапе разработки ТЗ заложены технические требования на изделия ниже или даже на уровне конкурентов, то такой товар при выходе на рынок (с определенным временным лагом) может оказаться неконкурентоспособным со всеми вытекающими последствиями. Поэтому необходимо представлять себе на каком конкурентном рынке это изделие будет продаваться, кто будут основные конкуренты и какими сопоставимыми свойствами обладают их товары. Уже на этапе разработки ТЗ необходимо прогнозировать основные конкурентные отличия своего товара от аналогичных товаров-конкурентов.
В результате анализа выполняется отбор допустимых конструктивных решений, удовлетворяющих требованиям ТЗ по показателям качества и в целом - конкурентоспособности.
Эскизный проект (ЭП). На этапе ЭП решаются задачи выбора принципиальных конструктивных решений, дающих общее представление об устройстве и принципе работы изделия. ЭП должен содержать данные, определяющие назначение, основные параметры и габаритные размеры разрабатываемых изделий. На этом этапе выполняется предварительный расчет функциональных параметров и показателей качества разрабатываемого изделия. Признаками нормального формирования качества изделий на этапе ЭП являются:
•правильный выбор конструктивных решений, зависящий от качественного расчета, удачных компоновок и выбора материала, обоснованного назначения допусков, конструкции кинематических узлов, достаточной жесткости конструкции, учета требований технологии,
•отсутствие ошибок производственного характера из-за применения некачественного сырья, материалов и комплектующих изделий, использования оборудования, станков, инструмента, не соответствующих технологическим требованиям, отступления от технологических режимов и т. д.
Технический проект (ТП). На этом этапе проводится всесторонняя теоретическая и экспериментальная проработка схемных и конструктивных решений разрабатываемого изделия. ТП должен содержать расчетное подтверждение соответствия отдельных функциональных параметров и показателей качества заданным требованиям. На данном этапе проводится всесторонняя проверка предлагаемых вариантов изделия на макетах или специальных установках.
При наличии перегруженных элементов изделия разрабатываются мероприятия по их разгрузке. Эти мероприятия, как правило, влияют на увеличение массы и стоимости изделия, поэтому окончательное решение является результатом компромисса между параметрами и качеством изделия посредством применения методов оптимизации.
После выбора элементов и определения режимов их использования проводится оптимизация показателей качества изделия. При больших запасах работоспособности расширяют допуски на элементы, а при отсутствии запасов - наоборот, ужесточают их.
На этапе ТП должны решаться также вопросы обеспечения ремонтопригодности и контролепригодности, являющиеся составными частями технологичности. При отработке изделия на ремонтопригодность следует обращать внимание на следующие требования: •простота и удобство разборки и сборки;
•доступ к деталям и узлам, обладающим повышенными требованиями качества при замене;
•степень применения унифицированных деталей и узлов; •наличие маркировки элементов.
По окончании этапа ТП составляется заключение о качестве изделия.
Этап опытных образцов. Проводится разработка конструкторской документации опытного образца (опытной партии), изготовление, испытание опытных образцов, корректировка конструкторских документов по резуль - татам испытаний. Специалисты по качеству и надежности обращают внимание на реализацию всех рекомендаций, разработанных на предыдущих этапах. При необходимости определяются режимы и продолжительность технологической приработки, направленной на выявление ранних отказов. В зависимости от специфики изделия на данном этапе проводятся испытания на надежность. На основании подробного анализа результатов испытаний производится корректировка конструкторской документации, улучшающая качество проекта, и принимается решение о сдаче проекта государственной комиссии.
В настоящее время наилучшая форма организации процесса проектирования достигается использованием систем автоматизированного проектирования (САПР), основными частями которых являются технические средства, общее и специальное программное и математическое обеспечения и как основной субъект проектирования - сам проектировщик. При проектировании сложных технических систем одной из основных целей является выпуск конкурентоспособного изделия с минимальными затратами. Очевидно, что использование единой системы автоматизированного проектирования в масштабах всего предприятия значительно упрощает решение этой задачи. К сожалению, по ряду причин (стоимостных, функциональных и др.) не всегда удается использовать одну и ту же САПР на всем предприятии. В этом случае встает вопрос совместном использовании нескольких систем. На первый план выходит наличие следующих компонентов системы автоматизации:
• Электронный архив
• Система управления информацией об изделии и проектными данными (PDM)
• Конструкторские САПР
• Технологические системы автоматизации разработки техпроцессов
В настоящее время используется значительное количество различных конструкторских систем автоматизированного проектирования (САПР). Можно выделить в зависимости от их возможностей ряд зарубежных САПР, таких как Pro/ENGINEER, SolidWorks и др. и отечественных систем: T_FLEX, Компас и др. Все эти системы обеспечивают сквозное проектирование «конструирование изделия - технология изготовления». Подсистемы САПР, обеспечивающие разработку конструкции изделий являются однотипными, отличаясь друг от друга своими возможностями. Так, например, Pro/ENGINEER является развитым инструментальным средством для автоматизации проектирования машиностроительных конструкций, позволяющее работать в режиме параллельного проектирования и способное управлять всеми прикладными программами при сквозном изделия, используя единую и точную твердотельную модель.. Эта система кроме функций собственно проектирования реализует функции анализа и дизайна. Обеспечивает сквозное проектирование (конструирование - CAD и технология - CAM). Начальным этапом автоматизированного проектирования является разработка концепции создаваемого изделия, разработка его дизайна с последующим структурным анализом.
Структурный анализ в системе Pro/ENGINEER обеспечивает :
• создание трехмерной модели собственными средствами, использование моделей Pro/ENGINEER, импортирование геометрии из других CAD-систем
• моделирование двумерных и трехмерных массивных и тонкостенных конструкций
• расчет конструкции методами конечных элементов с построением конеч - ноэлементных сеток вручную или их автоматическая генерация
• механические нагрузки могут приниматься по результатам моделирования движения, тепловые - по результатам тепловых анализов.
• расчеты - статический, предварительно напряженный статический, анализ устойчивости, контактный анализ конструкции, динамики случайных процессов, динамики ударных воздействий
• исследование исходной модели или модели при заданных установках параметров проектирования, исследование локальной и глобальной чувствительности конструкции к изменению параметров проектирования, оптимизация конструкции
• просмотр результатов в виде изолиний, цветовой закраски, векторов, анимации форм колебаний деформированных состояний конструкции, графиков и т. д.
Рассмотрим возможности современных САПР, реализуемые на этапах инженерного анализа, расчета объектов и последующего конструирования. Объединение процессов конструирования и анализа является стратегическим инструментом повышения конкурентоспособности производителей, ускоряющим процесс разработки изделий. Успех использования тех или иных программ (систем) инженерного анализа, известных также как программы САЕ (Computer Aided Engineering), для выполнения инженерных расчетов в процессе разработки изделий во многом зависит от следующего:
• какие задачи позволяют решать такие программы;
• насколько они легки в использовании;
• как хорошо они интегрированы с применяемой CAD-системой;
• насколько достоверные результаты расчетов они позволяют получать,
Проведение инженерных расчетов изделий на ранних стадиях их разработки обеспечивает возможность повышения качества изделий, а также сокращения затрат и длительности процесса производства. Выявляя посредством инженерных расчетов возможные ошибки в конструкции изделия, можно вносить соответствующие изменения еще в процессе разработки, а не во время производства. Таким образом, производство изделий, при разработке и оптимизации которых широко используются инженерные расчеты, выполненные с применением современных компьютерных технологий, — это сегодня не только показатель грамотной технической политики, но и характерный признак правильной экономической стратегии предприятия.
По данным Международного Института Стандартов и Технологии (National Institute of Standards and Technology) использование сквозного параллельного проектирования позволяет достичь следующих результатов.
• Внесение изменений на 65-90% быстрее
• Время разработки на 30-70% меньше
• Выход продукта на рынок на 20-90% быстрее
• Качество продукта на 200-600% выше
• Затраты на 5-50% меньше
• Окупаемость на 20-120% быстрее.
Обеспечивается повышение качества продукта. Это наиболее яркий показатель использования САПР. Он достигается за счет значительного сокращения ошибок при проектировании и выявления возможных коллизий не в цехе, а на "экране".
Преимуществом сквозных отечественных САПР является то, что они хорошо адаптированы к условиям нашего производства. Это существенный фактор, учитывая значительные отличия в техническом, организационном и материальном уровнях зарубежного и отечественного производств. Имеющиеся отличия затрудняют использование зарубежных САПР для проектирования технологии на большинстве наших предприятий.
Совместное использование систем управления проектными данными (PDM), АСУП и документооборота снимает практически 90% проблем, связанных с автоматизацией предприятия. Причем PDM и система документооборота являются главными связующими звеньями между всеми системами. Поэтому неудивительно, что именно в этом направлении ведут разработки ведущие фирмы мира.