Концепции оценки конкурентоспособности товаров
Анализ методик оценки конкурентоспособности показывает следующее. Экономисты Англии определяют конкурентоспособность по ценовым показателям, сравнительной стоимости (сравнительная стоимость единицы труда в сравниваемых странах), по сравнительной прибыльности (чем выше прибыль предприятия от экспортных операций, тем выше уровень конкурентоспособности продукции). Эксперты Парижской торгово - промышленной палаты конкурентоспособность оценивают по таким показателям, как новизна товара, его качество, совокупные возможности распространения такой информации о товаре, как общие сведения, меры по стимулированию сбыта, финансовые возможности, возможности оперативной адаптации товара к рынку и т. д.
Применяемые у нас методики определения конкурентоспособности ориентированы на использование интегрального показателя конкурентоспособности, определяемого как
Тп
Нп -
Иэп
Где Инп - групповой показатель по нормативным параметрам (межгосударственные, государственные, региональные требования и требования потребителя),
Итп - групповой показатель по техническим параметрам (назначения, конструктивно-технологические, эргономические и эстетические),
Иэп - групповой показатель по экономическим параметрам.
Разделение показателей на нормативные и технические представляется искусственным, особенно отнесение к первым требований потребителя. В этом случае возникает вопрос о том, распространяются ли требования потребителей на технические параметры. Недостатком определения групповых показателей является то, что они определяются в виде отношения параметра оцениваемого товара к соответствующему параметру товара-конкурента или образца (природа которого не совсем ясна). При оценке не учитывается широта функциональных возможностей оцениваемого изделия, что зачастую очень важно с точки зрения потребителя, а также не учитывается субъект оценки.
Поэтому предлагаемую методику оценки конкурентоспособности предваряют основные концепции оценки. Можно сформулировать следующие основные концепции оценки конкурентоспособности.
К = И И |
Во первых, целесообразно определиться с тем, когда и в какой мере требуются такие оценки, как конкурентоспособность товаров и их качество. Многофункциональность показателя конкурентоспособности требуется не всегда. При решении ряда частных задач технического, экономического или организационного характера для выбора рационального (или оптимального) решения зачастую требуется не такой "тяжеловесный" критерий, как конкурентоспособность, а один из "легких" локальных критериев, входящий составной частью в конкурентоспособность. Одним из таких наибо
лее часто используемых критериев и является качество изделия в целом или его составных элементов. Разрабатываемые стратегии производства изделия исходят из того, что требуемый уровень его конкурентоспособности может обеспечиваться за счет или высокого качества (неценовая конкуренция), что позволяет назначать высокую цену продажи, или за счет низкой цены, если не удается обеспечить достаточный уровень качества (ценовая конкуренция). Исходя из этого, целесообразно на первом этапе отработки изделия на конкурентоспособность определять качество в виде его рейтинговой оценки, а на втором, заключительном этапе, оценивать конкурентоспособность, чем достигается возможность раздельно оценить соотношение качественной и экономической компонент в общем показателе конкурентоспособности. Это является первым концептуальным положением оценки конкурентоспособности.
Второе концептуальное положение связано с обеспечением независимости оценки конкурентоспособности от личности субъекта, производящего эту оценку. Такими субъектами в первую очередь являются потребитель товара и его производитель, подходы которых к оценке конкурентоспособности могут несколько отличаться, особенно в случаях выпуска продукции широкого применения с обезличенным заказчиком. Мотивы недоверия к оценке конкурентоспособности, на первый взгляд, лежат в плоскости взаимоотношений партнеров по рынку с несколько отличающимися интересами. Объективной причиной такого недоверия является обезличенность покупателя, что создает трудности для производителя в профилировании товаров под его требования и вкусы. Поэтому у покупателя и возникает желание проверить оценку, которую ему предлагают. Потребитель желал бы иметь такой механизм оценки конкурентоспособности, который мог бы учесть всю специфику его взглядов на интересующий товар. Поэтому второе концептуальное положение оценки конкурентоспособности регламентирует наличие такого механизма, который предоставлял бы возможность реальному покупателю в процессе оценки учитывать специфику его восприятия товара. Такая независимая оценка вызывала бы его полное доверие.
Оценку конкурентоспособности товара нельзя строить на простом сопоставлении его свойств с каким-либо аналогичным конкурирующим товаром. Даже доказав свои преимущества над конкурентом нельзя быть уверенным, что товар является лучшим на рынке, он только лишь лучше, чем у рассматриваемого конкурента и только по ограниченному набору потребительских свойств. Покупателя интересует место товара на рынке по всему комплексу потребительских свойств. В связи с этим возникает очень спорный вопрос о том, с чем сопоставлять оцениваемый товар. Очень важно, что преимущества одного товара перед другим должны выражаться не в абсолютных величинах, а в относительных на какой-либо общепринятой шкале, например, от 0 до 100. При этом сразу воспринимается, что товар с оценкой 0 или близкой к нему является неконкурентоспособным, а с приближением оценки к 100 его конкурентоспособность соответственно возрастает. На такой шкале оценивается конкурентоспособность всех товаров, что делает ее сопоставимой и удобной для пользования. В качестве базы для сравнения может быть принят некий эталонный товар для группы однотипных товаров. Эталонный товар синтезирует в себе лучшие показатели этой группы товаров. Тогда абсолютная конкурентоспособность представляет собой величину удаленности по значениям показателей оцениваемого товара от эталонного, т. е. чем больше они отличаются друг от друга, тем ниже конкурентоспособность.
Третье концептуальное положение может быть сформулировано следующим образом: в качестве независимой базы (точки отсчета) оценки конкурентоспособности принимается эталонный товар, как бы синтезирующий в себе лучшие показатели однотипной группы товаров.
Приведенные концепции положены в основу предлагаемой методики
Оценки конкурентоспособности товаров.