Катера

СТОРОЖЕВЫЕ КАТЕРА «СК»

Когда началась Первая мировая война в составе Балтийского флота не было ни одного боевого катера. Для того чтобы осуществлять борьбу с немецкими подводными лодками и минными заградителями, командующий Балтийским флотом адмирал Эс­сен обратился к Морскому министерству с просьбой заказать партию вооруженных пушками быстроходных моторных катеров для несения дозорной службы.

По уточнённому заданию требовалось 12 катеров тральщиков, 18 - охотников за подводными лодками, 24 - для охраны Або-Аландского района, 12 - для охраны Реве­ля и Свеаборга, 6 - для охраны Моонзундского района. Катера должны были иметь крепкий корпус, хорошую мореходность, надёжные двигатели, скорость не менее 20 уз, малошумность и скрытность хода, т. е. все те качества, которые предъявляются к су­дам шхерного флота. Катера должны быть вооружены 37- или 47-мм пушками и иметь запас глубинных бомб.

Чтобы разместить такой крупный заказ, пришлось привлечь все катерострои­тельные верфи Северо-запада, включая норвежские заводы, где разместили заказ на 12 катеров. Остальные катера строили петербургские и финские верфи. Верфь Золо­това получила заказ на 12 катеров.

Технические проекты сторожевых катеров для Морского министерства разраба­тывало Техническое Судостроительное Бюро Адмиралтейского и Балтийского судо­строительных заводов, а детальную конструкторскую разработку осуществляла верфь Золотова своими силами.

Получение заказов Морского министерства имело большое значение для разви­тия производства верфи, т. к. потребовалось расширение производственных площа­дей, оснащение производства новым оборудованием и увеличение числа рабочих.

После выполнения всех этих мероприятий число работающих на верфи достигло порядка 150 человек, в основном мастеров по дереву и, в значительно меньшем коли­честве, по обработке металла. Были построены два новых эллинга.

Заказ Морского министерства был вы­полнен во второй половине 1916 года. Бал­тийский флот получил деревянные мореход­ные катера, вооруженные пушкой 47-мм и пулемётом 7.62 мм.

СТОРОЖЕВЫЕ КАТЕРА «СК»Корпус катера был набран по попереч­ной системе набора, состоящего из шпангоу­тов и продольных связей из дуба. Наружная обшивка была двухслойная диагональная из сосновых планок, настил и набор верхней палубы - из сосны. Три поперечных перебор­ки обеспечивали катеру одноотсечную не­потопляемость. Для размещения личного состава имелись одноместная каюта и пяти­местный кубрик. Запас топлива был рассчи­тан на дальность плавания в 400 миль.

Все 12 катеров были приняты от Воен­ного ведомства и включены в состав Балтий­ского флота.

СТОРОЖЕВЫЕ КАТЕРА «СК»

Один из новых эллингов верфи Золотова (фотография 1988 г.)

подпись: один из новых эллингов верфи золотова (фотография 1988 г.)В составе отряда судов Або-Аландской шхерной позиции эти сторожевые катера принимали участие в Первой мировой войне. В октябре 1917 года экипажи катеров пере­шли на сторону Советской власти. В апреле 1918 года из-за невозможности проводки во льдах катера были оставлены в водах Фин­ляндии и захвачены финскими белогвар­дейцами. В 1922 году в соответствии с Юрьевским мирным договором катера были

Сторожевой катер (7В, 73 м, ок. 76 т, 2x750л. с.. 20уз)

СТОРОЖЕВЫЕ КАТЕРА «СК»

Сторожевой катер. Боковой вид

Приемо-сдаточная комиссия на сторожевом катере, Четвёртый справа /1./1. Золотов.

СТОРОЖЕВЫЕ КАТЕРА «СК»Весна 797В года.

Возвращены РСФСР и находились в порту на хранении. В июле 1923 года были переданы в отдел фондового имущества для реализации, а в ноябре 1923 года были переданы Морпогранохране ОГПУ Балтийского флота, где и закончили своё су­ществование.

В январе 1916 года верфь Золотова получает новый заказ на постройку трёх более крупных 19-метровых сторожевых катеров со сдачей их весной 1917 года.

Из-за революционных событий в России постройка и сдача катеров затянулась, и они были сданы Балтийскому флоту только в мае 1918 года.

Ещё три катера этого типа для Балтийского флота в июне 1918 года были пере­даны Петроградскому военному порту.

Судьба этих катеров в отличие от «финских» сложилась иначе. Два катера остались на Балтике. Один из них был передан в отдел фондового имущества в 1925 году для разборки на металл. Кто его эксплуатировал в течение семи лет, остаётся неизвестным. Другой катер был принят в состав Балтийского флота в мае 1918 года, но в конце июля того же года сдан в Петроградский военный порт на хранение, а впоследствии исключен из списков флота и передан в отдел фондового имущества для реализации. Как был реализован этот катер в дальнейшем, осталось неизвестным.

Оставшиеся четыре катера в 1918 году были включены в состав Балтийского флота, в июле того же года переданы в состав формируемой в Нижнем Новгороде Волжской военной флотилии и ушли из Петрограда на Волгу.

В августе 1918 года по прибытии на Волгу катера участвовали в высадке десан­та и в боях за Казань. Один из катеров был направлен на реку Кама, где участвовал в боях против Колчака и обеспечивал переправу войск и военных грузов.

В феврале 1919 года все четыре катера были переклассифицированы в посыль­ные суда. В конце июля 1919 года катера вошли в состав Волго-Каспийской воен­ной флотилии, а через год флотилия была переименована в Морские силы Каспий­ского моря.

Осенью 1920 года катера по железной дороге были доставлены в Мариуполь и включены в состав Азовской военной флотилии Морских сил Чёрного и Азовско­го морей.

В 1922-1923 годах катера находились в капитальном ремонте, после которого были переклассифицированы в сторожевые катера. Два катера были переданы

Северо-Кавказскому военному округу РККА и целый год использовались Морпог - ранохраной ОГПУ, как пограничные сторожевые катера.

К 1925 году катера были сданы в военный порт на хранение, после этого разору­жены и переданы в отдел фондового имущества для реализации. К 1930 году все катера были разобраны на «дрова» и металл.

Катера

ОГЛАВЛЕНИЕ

TOC o "1-5" h z Предисловие автора.................................................................................................................................................. 3 Часть первая СТАНОВЛЕНИЕ Глава 1. Очень коротко о прошлом..................................................................................................................... 5 Первые серийные катера для военного министерства...................................................................... 8 Сторожевые катера «СК»................................................................................................................................ 10 Пограничные …

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Азаров В. Б., Зиначёв А. Г. Живые, пойте о нас. - «ГГ., Лениздат, 1969. Алексеев H., Лисов Г. Корабли девятой пятилетки. - М., «Наука и жизнь», № 11, 1972. Андреев …

Переименование ЦКБ «РЕДАН» за период его существования

Наименование Дата присвоения наименования Причина переименования Филиал ЦКБ-5 1 апреля 1956 года Реорганизация СКБ-5 в ЦКБ-5 с передачей ему цеха № 6 завода № 5 Филиал ЦМКБ «Алмаз» 1 октября …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.