СТОРОЖЕВЫЕ КАТЕРА «СК»
Когда началась Первая мировая война в составе Балтийского флота не было ни одного боевого катера. Для того чтобы осуществлять борьбу с немецкими подводными лодками и минными заградителями, командующий Балтийским флотом адмирал Эссен обратился к Морскому министерству с просьбой заказать партию вооруженных пушками быстроходных моторных катеров для несения дозорной службы.
По уточнённому заданию требовалось 12 катеров тральщиков, 18 - охотников за подводными лодками, 24 - для охраны Або-Аландского района, 12 - для охраны Ревеля и Свеаборга, 6 - для охраны Моонзундского района. Катера должны были иметь крепкий корпус, хорошую мореходность, надёжные двигатели, скорость не менее 20 уз, малошумность и скрытность хода, т. е. все те качества, которые предъявляются к судам шхерного флота. Катера должны быть вооружены 37- или 47-мм пушками и иметь запас глубинных бомб.
Чтобы разместить такой крупный заказ, пришлось привлечь все катеростроительные верфи Северо-запада, включая норвежские заводы, где разместили заказ на 12 катеров. Остальные катера строили петербургские и финские верфи. Верфь Золотова получила заказ на 12 катеров.
Технические проекты сторожевых катеров для Морского министерства разрабатывало Техническое Судостроительное Бюро Адмиралтейского и Балтийского судостроительных заводов, а детальную конструкторскую разработку осуществляла верфь Золотова своими силами.
Получение заказов Морского министерства имело большое значение для развития производства верфи, т. к. потребовалось расширение производственных площадей, оснащение производства новым оборудованием и увеличение числа рабочих.
После выполнения всех этих мероприятий число работающих на верфи достигло порядка 150 человек, в основном мастеров по дереву и, в значительно меньшем количестве, по обработке металла. Были построены два новых эллинга.
Заказ Морского министерства был выполнен во второй половине 1916 года. Балтийский флот получил деревянные мореходные катера, вооруженные пушкой 47-мм и пулемётом 7.62 мм.
Корпус катера был набран по поперечной системе набора, состоящего из шпангоутов и продольных связей из дуба. Наружная обшивка была двухслойная диагональная из сосновых планок, настил и набор верхней палубы - из сосны. Три поперечных переборки обеспечивали катеру одноотсечную непотопляемость. Для размещения личного состава имелись одноместная каюта и пятиместный кубрик. Запас топлива был рассчитан на дальность плавания в 400 миль.
Все 12 катеров были приняты от Военного ведомства и включены в состав Балтийского флота.
Один из новых эллингов верфи Золотова (фотография 1988 г.) |
В составе отряда судов Або-Аландской шхерной позиции эти сторожевые катера принимали участие в Первой мировой войне. В октябре 1917 года экипажи катеров перешли на сторону Советской власти. В апреле 1918 года из-за невозможности проводки во льдах катера были оставлены в водах Финляндии и захвачены финскими белогвардейцами. В 1922 году в соответствии с Юрьевским мирным договором катера были
Сторожевой катер (7В, 73 м, ок. 76 т, 2x750л. с.. 20уз)
Сторожевой катер. Боковой вид
Приемо-сдаточная комиссия на сторожевом катере, Четвёртый справа /1./1. Золотов.
Весна 797В года.
Возвращены РСФСР и находились в порту на хранении. В июле 1923 года были переданы в отдел фондового имущества для реализации, а в ноябре 1923 года были переданы Морпогранохране ОГПУ Балтийского флота, где и закончили своё существование.
В январе 1916 года верфь Золотова получает новый заказ на постройку трёх более крупных 19-метровых сторожевых катеров со сдачей их весной 1917 года.
Из-за революционных событий в России постройка и сдача катеров затянулась, и они были сданы Балтийскому флоту только в мае 1918 года.
Ещё три катера этого типа для Балтийского флота в июне 1918 года были переданы Петроградскому военному порту.
Судьба этих катеров в отличие от «финских» сложилась иначе. Два катера остались на Балтике. Один из них был передан в отдел фондового имущества в 1925 году для разборки на металл. Кто его эксплуатировал в течение семи лет, остаётся неизвестным. Другой катер был принят в состав Балтийского флота в мае 1918 года, но в конце июля того же года сдан в Петроградский военный порт на хранение, а впоследствии исключен из списков флота и передан в отдел фондового имущества для реализации. Как был реализован этот катер в дальнейшем, осталось неизвестным.
Оставшиеся четыре катера в 1918 году были включены в состав Балтийского флота, в июле того же года переданы в состав формируемой в Нижнем Новгороде Волжской военной флотилии и ушли из Петрограда на Волгу.
В августе 1918 года по прибытии на Волгу катера участвовали в высадке десанта и в боях за Казань. Один из катеров был направлен на реку Кама, где участвовал в боях против Колчака и обеспечивал переправу войск и военных грузов.
В феврале 1919 года все четыре катера были переклассифицированы в посыльные суда. В конце июля 1919 года катера вошли в состав Волго-Каспийской военной флотилии, а через год флотилия была переименована в Морские силы Каспийского моря.
Осенью 1920 года катера по железной дороге были доставлены в Мариуполь и включены в состав Азовской военной флотилии Морских сил Чёрного и Азовского морей.
В 1922-1923 годах катера находились в капитальном ремонте, после которого были переклассифицированы в сторожевые катера. Два катера были переданы
Северо-Кавказскому военному округу РККА и целый год использовались Морпог - ранохраной ОГПУ, как пограничные сторожевые катера.
К 1925 году катера были сданы в военный порт на хранение, после этого разоружены и переданы в отдел фондового имущества для реализации. К 1930 году все катера были разобраны на «дрова» и металл.