Катера

ПЕРВЫЕ СЕРИЙНЫЕ КАТЕРА ДЛЯ ВОЕННОГО МИНИСТЕРСТВА

В начале Первой мировой войны верфь получила заказ Морского министерства на постройку мореходных катеров многоцелевого назначения.

Приступая к рассказу об этих катерах, можно вспомнить историю русско-шведс - ких войн в шхерах Финляндии, а также взаимосвязь между финскими шхерами и балтийским катеростроением.

Военные операции русских войск на территории Финляндии только тогда имели успех, когда сухопутные операции поддерживались флотом, подготовленным к дей­ствию в условиях шхер.

Уже с петровских времён стало ясно, что шхеры могут быть надёжным союзни­ком в войне против более сильного флота. Маневренные мелкосидящие суда-галеры, безнаказно оперируя внутри финских шхер, были недоступны для шведских кораб­лей, что подтвердилось в годы последующих войн со Швецией.

Чтобы быть хозяином в шхерах, их нужно изучать и хорошо знать, знать прави­ла безопасного плавания в них и обходиться без услуг наёмных лоцманов.

Опыт плавания в шхерах показал, что для изучения искусства плавания и веде­ния боевых действий в этих условиях наиболее удобны моторные катера, как мореход­ные и маневренные суда, с малой осадкой и быстроходные. Кроме того, они не требу­ют развитых условий базирования, легки в обслуживании, экономичные и не демас­кируют себя задымлённостью.

Особенности шхерной географии создавали для стационарных постов наблюде­ния целые сектора непросматриваемых участков суши и акваторий, для решения этой задачи нужно было создавать подвижные наблюдательные посты. Принимая во вни­мание все эти факты, Морское министерство для этой цели решило заказать серию катеров, но так как верфь Золотова ещё не была готова к этой работе, то осенью 1908 года заказ разместили на фирме «Андре и Розенквист».

Накануне Первой мировой войны в 1912 году началось строительство артилле­рийской Ревель-Поркалоудской позиции, а в мае 1915 года началось оборудование Або-Аландской шхерной позиции. Эти артиллерийские позиции включали в себя фор­ты, как на южном берегу Финского залива, так и на берегу Финляндии, а также береговые батареи, расположенные на островах. К примеру, на Аландских островах, число которых достигало 6,5 тысяч, к 1917 году планировалось разместить, и были размещены, более 20 артиллерийских береговых батарей. Вот для обслуживания этих батарей и были заказаны Морским министерством на верфи Золотова катера связи. Это были небольшие деревянные катера с импортными двигателями, каютами и па­лубными надстройками.

ПЕРВЫЕ СЕРИЙНЫЕ КАТЕРА ДЛЯ ВОЕННОГО МИНИСТЕРСТВА

АХатер связи (70,7м, ". 40-60л. с., V

ПЕРВЫЕ СЕРИЙНЫЕ КАТЕРА ДЛЯ ВОЕННОГО МИНИСТЕРСТВА

Постройка катера в эллинге.

В бушлате мастер М. И. Колосов.

подпись: постройка катера в эллинге.
в бушлате мастер м. и. колосов.
Основным назначением этих катеров было обеспечение связи с береговыми бата­реями, но они использовались и для несения сторожевой службы, и в качестве катерных тральщиков, и как служебно-разъездные, и для других целей.

Можно предполагать, что это были пер­вые многоцелевые катера в российском фло­те. В советском флоте их продолжением бу­дут катера типа КМ и проекта 361.

Основным строительным материалом на верфи в то время было дерево. Только деревянные катера, в отличие от клёпаных стальных, могли обеспечить необходимые заказчику тактико-технические характе­ристики.

Создавая мореходные катера для Мор­ского министерства, верфь при постройке корпусов освоила и внедрила диагональ­ную обшивку, что позволило добиться увеличения прочности корпуса при сниже­нии массы.

Суть диагональной обшивки заключалась в том, что наружная обшивка выпол­нялась из двух или трёх слоёв тонких планок, пазы которых располагались под углом 45° к линии киля и под углом 90° к пазам предыдущего слоя. Оба слоя крепились между собой медными заклёпками с шайбами и к набору - шурупами.

ПЕРВЫЕ СЕРИЙНЫЕ КАТЕРА ДЛЯ ВОЕННОГО МИНИСТЕРСТВАВ годы Первой мировой войны эти катера использовались по своему прямому назначению, часть катеров была переоборудована в гидрографические катера и ис­пользовалась для промера шхерных фарватеров.

Спуск катера связи на верфи Золотова

ПЕРВЫЕ СЕРИЙНЫЕ КАТЕРА ДЛЯ ВОЕННОГО МИНИСТЕРСТВА

Хат ера связи у пирса на Большой Невке

Экипажи этих катеров приняли участие в Февральской буржуазно-демократи - ческой революции и 25 октября перешли на сторону Советской власти. В 1918 году катера были переданы Финляндской Советской рабочей республике. В апреле 1918 года катера были захвачены в Гельсингфорсе финскими белогвардейцами. Дальше следы катеров теряются, и судьбы их не известны.

Катера

ОГЛАВЛЕНИЕ

TOC o "1-5" h z Предисловие автора.................................................................................................................................................. 3 Часть первая СТАНОВЛЕНИЕ Глава 1. Очень коротко о прошлом..................................................................................................................... 5 Первые серийные катера для военного министерства...................................................................... 8 Сторожевые катера «СК»................................................................................................................................ 10 Пограничные …

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Азаров В. Б., Зиначёв А. Г. Живые, пойте о нас. - «ГГ., Лениздат, 1969. Алексеев H., Лисов Г. Корабли девятой пятилетки. - М., «Наука и жизнь», № 11, 1972. Андреев …

Переименование ЦКБ «РЕДАН» за период его существования

Наименование Дата присвоения наименования Причина переименования Филиал ЦКБ-5 1 апреля 1956 года Реорганизация СКБ-5 в ЦКБ-5 с передачей ему цеха № 6 завода № 5 Филиал ЦМКБ «Алмаз» 1 октября …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.