Катера

ПОГРАНИЧНЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КАТЕРА «ЗК»

В 1918 году из-за отсутствия заказов, по вполне понятным причинам, верфь перестала функционировать.

Те рабочие, которые приехали на верфь из провинции, разъехались по домам. Петроградский контингент ушёл на заработки в другие структуры или был мобилизо­ван в Красную Армию. На верфи остались только те, кому некуда было податься. Они охраняли оставшееся имущество от расхищения и ждали, когда наступят лучшие вре­мена. Ждать пришлось недолго.

Военно-морской флот Балтики был жив, и в конце 1918 года возникла необходи­мость ремонта катеров как рейдовых, так и бортовых корабельных рабочих и разъезд­ных. Эти работы Революционный совет Балтийского флота поручил верфи Золотова, которая в то время именовалась «Петроградская верфь моторных судов» и управля­лась заводским комитетом, в состав которого вошли свои же сотрудники верфи. Поми­мо катеров балтийских ремонтировались катера Онежской и Чудской флотилий.

В 1922 году, когда начался НЭП, А. Л. Золотов на базе верфи организовал ка­терно-шлюпочную мастерскую, в которой на правах членов артели работали бывшие сотрудники верфи. Это были люди, которые любили катера, свою верфь и всеми силами, при остром дефиците материалов и комплектующих изделий, старались со­хранить производство в надежде на лучшее будущее. Основной продукцией артели были катера для состоятельных лиц, а также приходилось ремонтировать катера как собственной постройки, так и доставшиеся новой России от царского флота. Доходы артели были ничтожны, их едва хватало, чтобы сводить концы с концами и покры­вать расходы по содержанию верфи. Так продолжалось до 1928 года.

После окончания гражданской войны и начала восстановления разрушенного хозяйства перед страной стала' задача защиты сухопутных и морских государствен­ных границ. С этой целью в Главном политическом управлении (службе безопасности, которая в 1922-1923 годах входила в НКВД) было создано Главное управление по­граничной охраны, а в нём Морской отдел. В функции Морского отдела входила организация пограничной охраны на всех морских и речных границах государства, а также обеспечение соединений Морпогранохраны плавсредствами и всеми видами материально-технического снабжения.

В условиях послевоенной разрухи эта задача была весьма трудно разрешима, так как дееспособные суда были уничтожены во время войны или угнаны за границу. Большая часть малотоннажных судов Балтики осталась в Финляндии или в Прибал­тийских государствах. Оставшаяся часть плавсредств была в таком состоянии износа, что с трудом подлежала восстановлению или ремонту. Кроме того, отсутствовала про­изводственная база, так как в результате отделения Финляндии, Латвии и Эстонии судостроительная база страны лишилась многих судостроительных предприятий, а заводы Северо-западного региона, в связи с угрозой захвата германскими войсками, были частично эвакуированы. Другие заводы сильно пострадали в результате интер­венции и гражданской войны.

Случилось так, что кроме кустарной мастерской А. Л. Золотова, других предприя­тий для постройки малых судов для Морпогранохраны в Петрограде и области не

Было. Пограничники предложили Золотову построить серию сторожевых катеров, но он отказался, так как производственные возможности мастерской в те годы, годы разрухи и сплошных дефицитов, тем более для частного предпринимательства, не позволяли выполнить предлагаемый заказ.

К 1928 году, живя в условиях новой экономической политики, страна относи­тельно окрепла. Улучшились производственные возможности и мастерской Золотова, что позволило в марте 1928 года принять заказ на постройку катеров для Морпогран - охраны.

Новые катера для Морпогранохраны проектировались на основе 19-метровых сторожевых катеров, заказанных Морским министерством в 1916 году. Эти катера, построенные в 1918 году и прошедшие проверку в условиях боевых действий, зареко­мендовали себя как прочные, маневренные и мореходные катера с достаточной скоро­стью и вооружением. Кроме того, как уже упоминалось выше, два таких катера ис­пользовались в качестве пограничных сторожевых катеров Морпогранохраной Севе­ро-Кавказского военного округа в начале 20-х годов и имели положительные отзывы.

В отличие от сторожевых катеров 1918 года, новые катера имели большую дли­ну, большую мощность двигателей и соответственно большую скорость.

Новый катер получил индекс «ЗК» - Золотов«кий катер.

Новые пограничные сторожевые катера «ЗК» стали охранять государственную границу и исправно несли свою службу до начала Великой Отечественной войны.

С 22 июня 1941 года восемь катеров Черноморского и семь катеров Ленинград­ского пограничных округов вошли в оперативное подчинение Черноморского и Бал­тийских флотов соответственно.

Семь черноморских катеров с июля 1941 года в качестве сторожевых катеров были включены организационно в состав Дунайской военной флотилии и принимали участие в обороне устья Дуная. Один катер, ранее принадлежавший Грузинскому пограничному округу, в качестве сторожевого катера был включён в состав Черно­морского флота и до 1943 года участвовал в защите коммуникаций и баз у берегов Кавказа.

С сентября 1941 года все катера Дунайской военной флотилии были переведены в состав Черноморского флота и принимали участие в обороне Одессы и Севастополя, а также в защите коммуникаций и баз Крыма.

Два катера участвовали в Керченско-Феодосийской десантной операции 25.12.1941 - 2.01.1942 года. В ходе этой операции один из катеров был уничтожен огнём береговой артиллерии, а другой повреждён настолько, что дальнейшая его экс­плуатация была невозможна.

Пять катеров участвовали в Новороссийской десантной операции с 9 по 16.09 1943 года, один из которых принял участие в Новороссийско-Таманской наступатель­ной операции в период с 9.09 по 9.10.1943 года. По результатам этих операций все катера остались в строю.

Пять катеров приняли участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции 31.10 - 11.12.1943 года. В ходе этой операции два катера были уничтожены огнём

ПОГРАНИЧНЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КАТЕРА «ЗК»

/7ограничнш сторожевой катер «ЗА» (79,3 м, 7# т, 2x300л. с., 24 уз). орудие мм. пулемё т 7.62 мм.

ПОГРАНИЧНЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КАТЕРА «ЗК»

Уничтоженный катер «ЗА», Змтиген 7943 год

подпись: уничтоженный катер «за», змтиген 7943 год

береговой артиллерии, а один повреждён настолько, что был выведен из дальнейшей эксплуатации.

После окончания Великой Отечественной войны три оставшихся катера были возвращены Морпогранохране НКВД Черноморского пограничного округа.

Семь балтийских катеров с сентября 1941 года в качестве сторожевых катеров были включены организационно в состав Краснознамённого Балтийского флота и участвовали в защите коммуникаций и баз в Финском заливе, в обороне Выборгского залива и островов Бьёркского архипелага. В октябре 1941 года один из катеров зато­нул у о. Бьёрке в результате столкновения.

После окончания Великой Отечественной войны шесть оставшихся катеров были возвращены Морпогранохране НКВД Ленинградского пограничного округа.

Катера

ОГЛАВЛЕНИЕ

TOC o "1-5" h z Предисловие автора.................................................................................................................................................. 3 Часть первая СТАНОВЛЕНИЕ Глава 1. Очень коротко о прошлом..................................................................................................................... 5 Первые серийные катера для военного министерства...................................................................... 8 Сторожевые катера «СК»................................................................................................................................ 10 Пограничные …

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Азаров В. Б., Зиначёв А. Г. Живые, пойте о нас. - «ГГ., Лениздат, 1969. Алексеев H., Лисов Г. Корабли девятой пятилетки. - М., «Наука и жизнь», № 11, 1972. Андреев …

Переименование ЦКБ «РЕДАН» за период его существования

Наименование Дата присвоения наименования Причина переименования Филиал ЦКБ-5 1 апреля 1956 года Реорганизация СКБ-5 в ЦКБ-5 с передачей ему цеха № 6 завода № 5 Филиал ЦМКБ «Алмаз» 1 октября …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.