Виды партнерских программ
Все способы заработка, предлагаемые частному пользователю Интернета как зарубежными, так и некоторыми российскими компаниями, можно условно разделить на три большие категории. Первую среди них составляют фирмы, умело маскирующие свой бизнес под многоуровневую маркетинговую структуру, а фактически представляющие собой обычные финансовые пирамиды. Основной принцип ведения дел, исповедуемый такими организациями, можно охарактеризовать следующим образом: «Присоединяйтесь к нашему замечательному клубу любителей быстрых денег, заплатите небольшой вступительный взнос и начинайте привлекать к программе таких же простаков, как Вы сами. С каждого зарегистрировавшегося пользователя Вы получите небольшую сумму, с каждого пользователя, пришедшего к нам благодаря привлеченным вами пользователям, — сумму меньшую, но все равно приятную. Таким образом, уже через несколько месяцев при желании и активной работе вы можете стать мультимиллионером». Не верьте. Во-первых, естественные законы рынка диктуют простое и незыблемое правило: все финансовые пирамиды неизбежно разваливаются. Попытки «отхватить свой кусок, пока не началось», как правило, приводят к неприятным последствиям: потерю затраченных на вступительный взнос десяти—двадцати долларов, конечно, нельзя назвать катастрофой, но сколько будет стоить потраченное вами впустую время? Во-вторых, организации, призывающие своих членов обманывать простых граждан, как правило, не гнушаются обманывать и собственных партнеров. На первый взгляд отличить фирму, действительно работающую с использованием структур многоуровневого маркетинга (MLM, Multi-Level Marketing), от обыкновенных мошенников достаточно сложно. Однако существует простой критерий, позволяющий с некоторой долей достоверности определить «истинное лицо» той или иной организации, привлекающей к работе пользователей Всемирной сети: настоящие MLM-структуры продвигают на рынке какой-либо реальный, конкретный товар, в то время как финансовые пирамиды торгуют воздухом. Этот «воздух» может быть успешно замаскирован под некую весьма условную и, разумеется, крайне необходимую человечеству продукцию, например «информационные услуги», которые обычно заключаются в распространении электронных руководств из разряда «как заработать миллион долларов за десять секунд» или «сто советов по покраске слонов в фиолетовый цвет». И, наконец, в-третьих, нечистые на руку фирмы, как правило, предлагают своим «работникам» использовать для рекламы своих услуг некорректные и не принятые в Интернете методы, такие как спам — массовую рассылку сообщений электронной почты или оффтопик - размещение на досках объявлений и в телеконференциях рекламных текстов, тематика которых не соответствует направленности данных серверов.
Каков механизм действия подобных многоуровневых структур? В общем случае он достаточно прост: пользователь Интернета регистрируется на сервере «спонсора», после чего всеми доступными методами распространяет по сети ссылку на спонсорский сайт вида http : //www. sponsor. com/ scrptcgi? ID=12345, отличающийся от обычного URL наличием неболь шого «довеска» к адресу ресурса, который в нашем случае выглядит так: ID=12345. Такой довесок называется рефидом, именно с его помощью CGI-скрипт script. cgi определяет, что данный посетитель пришел на сервер спонсора благодаря рекламе участника системы с номером 12345. Если этот посетитель становится рефералом, то есть выполнит на сервере необходимые спонсору действия — зарегистрируется или оплатит вступительный взнос, на счет «пригласившего» его участника системы начисляется определенная денежная сумма, а новоиспеченный реферал получает собственный рефид и тоже начинает процесс привлечения к участию в пирамиде чересчур доверчивых пользователей. Излишне говорить, что подобная структура действует ровно до тех пор, пока ее организатор не решит, что собрал уже достаточно денег на безбедное существование и надежных адвокатов на случай непредвиденных обстоятельств, после чего «фирма» быстро исчезает с горизонта. Разумеется, среди организаций, практикующих многоуровневый маркетинг, встречаются и серьезные предприятия, действительно выплачивающие своим членам обещанные вознаграждения и продающие реально существующий в природе товар, однако их процент среди общего числа мошенников крайне низок.
Вторая весьма распространенная форма заработка во Всемирной сети - это оплачиваемый просмотр электронной рекламы или «отщелкивание» мышью рекламных баннеров многочисленных спонсоров. Подобный «бизнес» обычно предлагают виртуальные рекламные агентства, зарабатывающие на продаже электронной рекламы. В этом случае пользователь, решивший разбогатеть на «отщелкивании» чужой рекламы (таких «работников» в Интернете шутливо называют кликерам, от английского глагола to click - щелкнуть мышью), регистрируется на сервере «спонсора» и начинает последовательно нажимать на предъявляемые ему баннеры рекламодателей, получая небольшую сумму за каждый щелчок мышью. Поскольку такой «труд» не требует никакой специальной квалификации, оплата кликеров - самая низкая в Сети, обычно она не превышает нескольких десятых долей цента за один баннер. Знакомясь с предложениями таких организаций, неизбежно задаешься вопросом: каким образом они умудряются находить рекламодателей — ведь любому мало-мальски толковому специалисту по рекламе и маркетингу должно быть понятно, что подобный способ продвижения сайта - пустая трата денег. Целью любой рекламной кампании является прежде всего привлечение на сервер заинтересованных посетителей, которые что-либо купят у владельцев ресурса или воспользуются какими-либо услугами фирмы-рекламодателя; кликеры же заинтересованы только в одном: совершить как можно больше нажатий на баннеры в заданный промежуток времени.
Объяснение этого феномена лежит буквально на поверхности. На Западе очень распространена весьма прибыльная форма бизнеса: торговля готовыми интернет-проектами. Некая организация создает новостной, развлекательный пли информационный портал, доводит его популярность и посещаемость до достаточно высокого уровня, после чего выставляет ресурс на продажу по цене от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов. С этой точки зрения длительная «раскрутка» проекта — это большие капиталовложения в оплату труда профессиональных менеджеров, копирайтеров, дизайнеров и рекламистов, услуги которых стоят в США и Европе дорого. Значительно дешевле заплатить агентству по найму кликеров, которые за несколько дней доведут показатели счетчика посещений до огромных величин, благодаря чему любой независимый и авторитетный сервер статистики продемонстрирует потенциальному покупателю информацию о большом количестве уникальных посещений сервера в сутки. То, что после продажи такого портала его посещаемость моментально снижается до нуля, никого, кроме покупателя, ставшего жертвой мошенников, волновать уже не будет. Возможен и иной вариант: услугами кликер-агентств зачастую пользуются владельцы серверов, предлагающих на своих страницах платное размещение рекламы. Чтобы доказать рекламодателю выгодность публикации баннеров именно на этом сайте, необходимо предоставить ему статистическую информацию о высокой посещаемости сервера. Если администрация сервера в сумме получает с рекламодателей три-четыре тысячи долларов в месяц за показы их баннеров, весьма выгодно заплатить часть этой суммы кликерам, которые ко всеобщему удовольствию «накрутят» счетчик посещаемости сервера до приемлемых показателей, что позволит быстро привлечь на сайт новых рекламодателей и получить еще большую прибыль.
Существуют ли какие-либо «подводные камни» и неприятные тонкости в нелегком труде кликера? Безусловно, существуют. Прежде всего, основную массу кликеров составляют подростки, проживающие в странах «третьего мира», к числу которых, как это ни грустно, на Западе причисляют Россию и другие государства бывшего СССР. Как вы полагаете, будет ли, скажем, житель Украины подавать в суд на расположенную в Калифорнии и зарегистрированную на Багамах фирму, обвиняя ее в том, что она не выплатила ему честно заработанные двадцать долларов, особенно с учетом того факта, что никакого письменного соглашения между ними в принципе не существует? Определенно не будет, и руководители самой фирмы это прекрасно понимают. Поэтому если кликеру можно не платить, ему не заплатят, на всякий случай придумав для этого убедительную причину — например, нарушение правил «отщелкивания» баннеров, доказать которое (как и доказать факт отсутствия каких-либо нарушений) все равно невозможно. Вполне вероятно, что агентство даже вышлет кликеру чек на 20-30 долларов, который местный банк откажется принять на инкассо в связи с незначительностью представленной к оплате суммы. Третий вид «индивидуального бизнеса» во Всемирной сети, предлагаемый многочисленными фирмами - владельцам небольших частных web-сайтов и домашних страничек, - это подключение к одной из партнерских программ, или, как их еще называют, программ «pay per сlick». При участии в подобного рода программе вам будут платить за каждого уникального посетителя, пришедшего на сайт рекламодателя с размещенного на вашей страничке баннера. Схема данного вида бизнеса примерно следующая. Вы размещаете на своем сайте баннер рекламодателя, под который «подкладывается» HTML-код, запускающий соответствующий обработчик сценария при открытии страницы в браузере или при нажатии на этот баннер. Данный CGI-скрипт запускается с сервера рекламодателя, поэтому вам, собственно, все равно, поддерживает ли ваш сервер технологию CGI. При нажатии на баннер браузер «отправляет» посетителя на соответствующий сайт, а CGI-скрипт фиксирует IP-адрес пользователя и сравнивает его с имеющейся базой посещений за последние сутки или несколько дней. Если соответствий не выявлено, скрипт динамически записывает на ваш личный счет очередную сумму к оплате. Счет вы можете проконтролировать в любое время суток с сайта рекламодателя, набрав в соответствующей форме свой логин и пароль. После достижения некоторой заранее оговоренной суммы рекламодатель пересылает вам почтой чек, который можно погасить в любом коммерческом банке, либо переводит деньги прямо на ваш банковский валютный счет, если у вас таковой имеется. Вот здесь и начинаются вопросы.
Во-первых, почти половина фирм, готовых платить за показы или посещения и декларирующих, что они принимают в свой «теплый дружеский коллектив» web-страницы со всех концов света, просто отказываются размещать рекламу на русскоязычных сайтах. Оно и понятно: прибыль эти фирмы получают, когда пришедшие по их рекламе посетители оплачивают тот или иной вид предлагаемых ими услуг. Оплачивают, как правило, с помощью пластиковых карт одной или нескольких международных платежных систем, например «Visa» или «Master».
Русские не платят. В нашей стране владельцы таких карт мало интересуются возможностью приобретать товары или услуги через Интернет, да еще и за границей. Во-вторых, среди подобных рекламодателей также иногда встречаются банальные мошенники, все обещания которых - не более чем пустой звук. С этой точки зрения значительно выгоднее и безопаснее работать не с рекламодателем напрямую, а с фирмами, специализирующимися на посредничестве в области электронной рекламы, или, иначе, web-брокерами.
О web-брокерах стоит сказать отдельно. Эти фирмы, в отличие от многих других, сами денег не платят. Зато они приглашают к сотрудничеству рекламодателей и заносят данные об этих компаниях в каталоги по тематической направленности сайтов, так что каждый клиент (web-мастер) может выбрать для своей страницы десяток-другой подходящих спонсоров. Все платежи проводятся через web-брокера, который, разумеется, имеет на этом свой процент. Функции web-брокера сводятся к тому, что он берет на себя ответственность за своевременность оплаты ваших трудов, а перед рекламодателем — за то, что страницы, где будет размещена его реклама, соответствуют предъявленным требованиям. Этакое виртуальное рекламное агентство. В заслугу большинства таких организаций можно поставить также то, что на их серверах обычно публикуются не только подробно изложенные правила размещения рекламы и условия договора, но и исчерпывающая информация о любой заинтересовавшей вас фирме: где она расположена территориально, чем занимается, как долго работает на рынке.
Достаточно популярны среди владельцев домашних страниц спонсоры, оплачивающие какое-либо действие (например, регистрацию на их сервере бесплатной странички, на которой они потом разместят свою рекламу) или процент от сделки. Недостаток такого рода рекламы очевиден: путешествуя по Интернету, пользователь, скорее всего, поместит закладку на заинтересовавшую его страницу в браузере, чтобы потом, когда он будет располагать достаточным временем, вернуться и внимательно изучить все предлагаемые условия, а не кинется сломя голову сразу где-то регистрироваться или что-то покупать. Между тем CGI-скрипт, отслеживающий вашу прибыль, фиксирует только посетителей, совершивших необходимое действие, перейдя на сервер спонсора непосредственно с вашей странички. Если он обратится к вашему рекламодателю через неделю, вы ничего не получите.
В принципе, для того чтобы подобрать для своей странички необходимое количество рекламодателей, вполне достаточно набрать в поисковом окне любого поискового сервера фразу «pay per click». В любом
Случае рекомендуется хорошо изучить все предлагаемые потенциальным спонсором условия и задать ему в электронном письме все возникающие попутно вопросы. Кстати, такого рода бизнес даже в нашей стране абсолютно законен - в Гражданском кодексе РФ подобное партнерство называется «договором оферты», а такой договор, согласно тому же ГК, можно заключать и с лицами — нерезидентами Российской Федерации.
Полагаю, здесь следует отметить несколько наиболее распространенных условий, которые выставляют рекламодатели владельцам страничек, готовым публиковать их рекламу. Во-первых, в большинстве случаев нельзя размещать баннеры разных фирм подряд, один под другим. Между ними должно быть определенное количество содержательного текста. Сделано это в целях борьбы с так называемыми «баннер - клубами» — добровольными организациями, участники которых ежедневно «отщелкивают» на сайтах друг у друга платные баннеры. Что характерно, среди российских баннер - клубов нормально функционирующих практически нет в связи с возникающей необходимостью контроля за честностью участников, которой наши соотечественники, увы, не отличаются, а в зарубежные — русских не берут по той же причине. Во-вторых, страничка не должна содержать mpЗ-библиотек и ссылок на такие серверы — иностранцы патологически помешаны на международном соглашении об авторском праве. Страничка также не должна содержать эротики, порнографии и ссылок на порносайты. Ну, а если вас «поймают» на нарушении хотя бы одного из этих условий, ваш счет будет автоматически аннулирован и больше к этому спонсору вас не подпустят на пушечный выстрел — ссылка на ваш ресурс попадет в так называемый «черный список», куда заносится информация о web-сайтах, не подлежащих регистрации.