Взаимосвязи между мерами результатов деятельности
Н. Венкатраман и Дж. Грант ( Venkatraman and Grant, 1986) утверждают, что стратегические исследования все больше превращаются скорее в предмет некой слепой веры, чем в науку, и особо подчеркивают необходимость использования и развития проверки достоверности инструментария измерения. Предлагая низшее определение «метрик» как ключевых стратегических мер, мы заботимся о необходимости собрать воедино стратегию компании, маркетинг и измерение результатов.
Г. Мерфи и его соавторы (Murphy et al., 1996) в обзоре, посвященном исследованию измерения результатов деятельности в рамках предпринимательства, обнаружили, что большинство используемых мер результатов деятельности связаны с одним из следующих направлений: эффективность, рост, прибыльность, размер, ликвидность, успех/неуспех, доля рынка и леверидж.
Другие исследователи рассматривали взаимосвязи между различными мерами результатов деятельности, например между долей рынка и прибыльностью (см., например, работу Р. Баззеля и Б. Гейла (Buzzeland Gale, 1987)). Позже Б. Гейл (Gale, 1994) оправдал скептицизм практиков по этому поводу в таком примечательном отречении от широко приписываемой этим показателям корреляции, связанной с ожидаемым качеством. Таким образом, как известно любому практику, достижение доли рынка посредством рекламной деятельности и системы скидок в действительности, скорее всего, нанесет ущерб прибыльности компании как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде (Jacobson, 1988). Е. Андерсон и др. (Anderson et al., 1994) выявили положительное влияние качества на удовлетворение потребителя и, в свою очередь, на прибыльность компании. Однако удовлетворение потребителя обратно пропорционально доле рынка.
Д. Аакер и Р. Якобсон (Aaker andJacobson, 1994) обнаружили, что цена акции компании связана с той информацией, которая содержится в показателях качества. Подробное объяснение качества продукта может быть предпочтительнее, чем показатель ROI (отдача на инвестиции), его преимущество заключается в том, что он отражает долгосрочный маркетинговый эффект, а не текущее финансовое положение. Они выдвинули идею о том, что менеджеры должны передавать необходимую информацию на рынок ценных бумаг, такую, например, как имидж качества торговой марки, поскольку такая информация полезна при создании долгосрочных прогнозов развития бизнеса. Но в таком случае они должны иметь большую свободу в осуществлении тех стратегий, которые доказывали бы жизнеспособность их организаций в долгосрочном периоде.
До настоящего времени мы не рассматривали специально инновации, которые часто считают определяющей характеристикой маркетинга (например Simmonds, 1986). Непрерывные инновации, в таком понимании, представляют собой инструмент, позволяющий сдерживать распространение новых товаров на рынке. Поскольку постоянно на рынок выводятся некие новшества, конкуренты оказываются в устойчиво невыгодном положении. Очевидно, что инновации, направленные на повышение ценности товара для покупателя, являются частью «пан-корпо - ративного маркетинга», но не все компании рассматривают инновации продукта, услуг и распределения товара в рамках их более узкого (бюджетного) восприятия маркетинга, так как эти средства также можно направить и в другую часть организации. Тем не менее инновации являются важным элементом в эффективной маркетинговой деятельности. Их можно измерить косвенным образом, анализируя восприятие покупателей, но мы уверены, что эту проблему необходимо рассматривать в качестве самостоятельного раздела оценок маркетинга. Например, некоторые компании измеряют такой показатель, как соотношение товарооборота к объему продукции, выведенной на рынок в последние три-пять лет.
Таким образом, на данный момент мы пришли к следующим выводам:
♦ Оценка эффективности деятельности должна производиться с двух точек зрения, как фирмы, так и потребителей.
♦ Бенчмаркинг должен быть как внутренним (сравнение с планируемыми/ предшествующими результатами), так и внешним (сравнение с общерыночными показателями или с конкурентами).
♦ Оценка должна включать в себя инновации, а также ту степень, в которой цели заинтересованных сторон (например конечного потребителя, покупателя или посредника (где это применимо) и самой фирмы) достигаются в условиях внешней среды, например относительно сложившейся на рынке конкуренции.
♦ Взаимосвязи между индикаторами эффективности деятельности компании сложны и не исследованы полностью. До тех пор пока в этом вопросе не достигнуто единства мнений, для оценки эффективности маркетинговой деятельности необходимо будет применять множественные и разнотипные инструменты.