Внутренний маркетинг — перспектива партнерских отношений
1. Что такое внутренний маркетинг?
2. Развитие внутреннего маркетинга
3. Подход, основанный на отношениях
4. Ориентация на внутренних потребителей
5. Внутренние потребители и поставщики
6. Стратегическое и оперативное видение
Концепция внутреннего маркетинга возникла в рамках исследования маркетинга услуг. Внутренний маркетинг по-разному воспринимается различными учеными, но его можно рассматривать в качестве интегрирующей концепции для разнообразных внутрифирменных видов деятельности. В данной статье представлена перспектива внутреннего маркетинга, основанная на партнерских отношениях. В то время когда организации изменяются в сторону большей виртуальности, воображения, внутренний маркетинг также должен изменяться, чтобы соответствовать требованиям XXI в.
1. Что такое внутренний маркетинг?
Начиная уже с 1970-х гг., когда Дж. Р. Ратмелл (Rathmell1974) написал первую книгу, в которой обсуждалась тема маркетинга услуг, этот предмет очаровал ученых. В течение последних 20 лет маркетинг услуг развивался достаточно быстро, и в исследованиях был осуществлен значительный прогресс. Один из его подразделов, начало которому положило данное исследование, — внутренний маркетинг. Понятие внутреннего маркетинга впервые появилось в литературе по маркетингу услуг, позже — в литературе по менеджменту услуг, промышленному маркетингу и литературе по маркетингу партнерских отношений[51] (см., например, Gronroos, 1978, 1981; Gronroos and Gummelson, 1985; Gummelson, 1995; Berry, 1981; George, 1984).
Изучение данной литературы выявляет интерес исследователей ко внутреннему маркетингу как понятию по большей части в 1980-х гг., несмотря на то что сам термин «внутренний маркетинг» появился уже в 1970-х гг. Не используя это понятие как таковое, уже в 1976 г. Эйглер (Eigler) и Лангерд (Langeard) обсуждали потребность в маркетинговых услугах внутри организаций. Центральным элементом внутреннего маркетинга была концепция внутреннего потребителя. Она впервые появилась в сфере услуг, когда подтвердилась идея о «продаже рабочих мест» таким образом, чтобы они выглядели привлекательными для работников (Sasser and Arbeit, 1976). Эта идея развивалась позднее и некоторыми другими учеными (например, Berry, 1981; Gummelson, 1990). К примеру, К. Гренроос ( Gronroos,
1990) назвал данный феномен внутренним маркетинговым продуктом.
Внутренний маркетинговый продукт состоит из такой рабочей обстановки и деятельности, которая мотивирует сотрудника к благоприятной реакции на требования менеджера ориентироваться на потребителя и работать интерактивно, проявляя себя в качестве работающего по совместительству маркетолога; более того, такая обстановка помогает привлекать и удерживать хороших работников.
Внутренний маркетинг рассматривается в качестве стратегии менеджмента, в которой основное внимание сосредоточено на том, каким образом развивать в сотрудниках сознательное отношение к потребителям. Согласно К. Гренроосу: «Товары и услуги, также как и специфические кампании внешнего маркетинга, прежде чем быть выпущенными на внешний рынок, должны сначала выводиться на рынок работников организации» ( Gronroos, 1990). Другие ученые (Piercy and Morgan, 1991; Carlzon and Hubendick, 1983) также придают большое значение использованию внутренних псевдомаркетинговых подходов, базирующихся на использовании внутренних видов деятельности, схожих с маркетинговыми.