Участие в экспортной деятельности
Компании могут расширить свою деятельность, используя одну или несколько из четырех основных стратегий (Ansoff, 1988). Самой простой в применении чаще всего является стратегия углубления рынка, поскольку в таком случае экспансия не требует ни разработки новых товаров, ни выхода на новые рынки. Когда существующие продукты внедряются на новые рынки, компания осуществляет стратегию расширения рынка. Стратегия развития продукта ставит своей целью достижение роста на существующих рынках посредством выпуска на них новых товаров. Стратегия диверсификации требует освоения и новых продуктов, и новых рынков и, следовательно, является самой рискованной стратегией коммерческой экспансии. Экспорт можно рассматривать как частный случай стратегии расширения рынка, когда товары/услуги, которые сначала зарекомендовали себя на внутренних рынках, затем продаются на рынках, расположенных за границей. Хотя для большинства компаний характерна именно такая модель развития, для некоторых экспорт является фактором, который необходимо учитывать с момента создания компании. Некоторые специализированные товары/услуги пользуются таким ограниченным спросом, что их сразу же экспортируют. Другие компании создаются специально для поставки товаров/услуг на экспорт, потому что знания иностранного рынка и контакты на нем обеспечивают для компании конкурентное преимущество. Для большинства компаний, тем не менее, экспорт является способом увеличения продаж уже зарекомендовавшего себя товара/услуги.
Существуют два направления исследований экспортной деятельности. Одни исследуют барьеры, которые мешают компаниям выходить на экспортные рынки, другие исследуют факторы, мотивирующие компании заняться экспортной деятельностью. Вторая группа исследователей пытается понять, почему компании участвуют в экспорте, сравнивая компании-экспортеры и компании, не занимающиеся экспортом.
Экспортные барьеры и мотивация экспортной деятельности
В большинстве стран экспортной деятельностью занимается незначительное число компаний. Были выявлены многочисленные барьеры, препятствующие участию в экспорте большего числа компаний. Одна из классификаций выделяет мотивационные, информационные и эксплуатационные/связанные с ресурсами барьеры (Cavusgil, 1983). Мотивационные барьеры не позволяют многим компаниям серьезно изучить иностранные рынки. К этим барьерам относятся: оживленный или крупный внутренний рынок, осознание значительных издержек и рисков, связанных с ведением бизнеса за границей, объем необходимой документации. Недостаток адекватной информации по иностранным рынкам является вторым барьером для компаний, которые редко владеют данными о спросе на их товары за границей и/или не знают, как эту информацию получить. Эксплуатационные факторы также препятствуют многим компаниям. Экспорт требует дополнительных ресурсов — будь то рабочий капитал или дополнительный штат — и их распределение является еще одним барьером, не позволяющим компаниям участвовать в экспорте. А. Моини (Moini, 1997) собрал эмпирические данные о самых серьезных препятствиях, с которыми сталкиваются промышленные производители в Висконсине, а также о тех, которые сложнее всего преодолеть.
Также были изучены факторы, мотивирующие компании начать экспортную деятельность. Компании указывают много разных причин, по которым они впервые стали участвовать в экспортной деятельности, но все эти причины можно разделить на «активные» (инициативные) или «реактивные» (ответные) (Czinkota, 1982). К первой категории относятся: уникальность товара, эксклюзивность информации о рынке, возможность экономии от масштаба производства, преимущество в прибыли. «Реактивными» причинами для экспорта являются: непроданные запасы, насыщенный внутренний рынок и избыточные производственные мощности. Из исследований следует, что компании чаще начинают заниматься экспортом по реактивным, чем по активным причинам. Первоначальный выход на экспортный рынок часто имеет характер счастливой случайности (иностранный покупатель/посредник по собственной инициативе присылает запрос/заказ) или является средством справиться с неблагоприятными обстоятельствами (производственные мощности серьезно недоиспользуются). Незначительное число компаний начинают экспортную деятельность потому, что это является запланированной корпоративной стратегией.