Стратегическое использование ИПТ
Предыдущее обсуждение дало нам возможность представить себе основные черты феномена имиджа происхождения товара: воздействие в качестве стимула, или привлечение большего интереса к тому или иному товару, основанное на прочно укоренившихся и прочно удерживающихся убеждениях об имиджах каких-либо мест; кроме того, он играет все более важную роль в условиях современных сложных рынков в принятии покупателем решения. Результаты исследования наводят на мысль о необходимости принимать во внимание имидж страны-производителя и изучать его более тщательно, использовать эти знания в развитии международных маркетинговых стратегий независимо от того, является ли сам товар вещественным продуктом, услугой, промышленной ассоциацией или целой страной. Настоящая часть работы обращает особое внимание на основные возможности использования ИПТ по четырем главным направлениям.
Происхождение товара в маркетинговой стратегии
Частое использование имиджа происхождения товара в качестве ключевого элемента маркетинговой стратегии наводит на мысль о том, что многие производители уверены, что их целевые потребители узнают тот имидж происхождения товара, который используется при продвижении товара, при этом относятся к нему исключительно хорошо и воспринимают его как совершенно отчетливое, значимое и полезное свойство товара, совершая выбор между различными торговыми марками, — короче говоря, что покупатели полностью разделяют энтузиазм производителя относительно его репутации. Выяснение того, действительно ли покупатели разделяют такие убеждения, становится основной трудностью, с которой сталкиваются специалисты по маркетингу. Исследование утверждает, что некоторые потребители совершенно безразлично относятся к тому, из какой страны прибыл товар, а те, которым это не все равно, могут на самом деле придерживаться негативных стереотипов относительно некоторых стран; потребители могут, в общем, неплохо относиться к каким-то странам, но такое отношение, однако, никак не влияет на их реальные действия; в конце концов, они могут думать, что цена продукта слишком высока для товара, произведенного в таком месте.
Другими словами, убеждения потребителей относительно стран означают, что происхождение товара нельзя рассматривать просто в качестве «еще одной дополнительной его характеристики», как это часто делается в уникальном торговом предложении. Включение упоминаний о стране происхождения товара в его торговую марку — особо рисковая стратегия, поскольку, однажды сделав, это уже очень сложно изменить (автомобили «Yugo>, возможно, имели бы несколько более высокие шансы на успех на иностранных рынках, если бы они не ассоциировались так прочно со страной, не известной в качестве ведущего производителя автомобилей в мире). Выбирая в зависимости от специфики ситуации, производители могут решить агрессивно продвигать, усиливать, просто представлять или даже делать все возможное для сокрытия истинного происхождения товара.
Этот вопрос может быть особенно важным для производителей, рассматривающих возможности изменения места производства. Такие изменения часто предпринимаются, чтобы перенести производство в страну с более дешевой рабочей силой, и многие производители могут просто оказаться неспособными использовать подход, примененный с Volkswagen («Сконструировано в Германии»), чтобы сохранить привлекательность первоначальной страны производства товара. В таких случаях потери в общих объемах прибыли могут перевесить сокращение производственных издержек. При обратном сценарии могут быть и противоположные результаты: например, производство или конвейерная сборка, перемещенная компанией Hyundai из Южной Кореи в Великобританию, может дать возможность этой торговой марке не только сразу создать себе более престижный имидж, но также и обратиться к статусу «отечественного производства», призывая британских покупателей, таким образом покрывая связанные с этим затраты более чем достаточным уровнем прибыли.
Вкупе с ростом «гибридных» продуктов практика заимствования символов происхождения товара в той или иной стране дает маркетологам в настоящее время широкий спектр новых возможностей. Существует большое количество реальных примеров огромного успеха осуществления таких возможных вариантов, например целая серия готовых обедов, так называемых «иностранных рецептов», в Канаде. Хотя по большей части эти продукты приготовлены в Канаде из местных ингредиентов, они, тем не менее, тесно ассоциируются с теми экзотическими странами, откуда первоначально привезен рецепт (например «Шведские мясные шарики», «Шанхайское жаркое» и «Воспоминания о гамбургерах Кобе»), Такие подходы, которые могут применяться в брендинге, рекламе и при создании упаковки товара, фактически применимы для всех продуктов, в которых используются ингредиенты или компоненты из других стран или которые частично произведены, или на которые как-либо иначе повлияла деятельность и репутация других стран. Другая сторона монеты, однако, заключается в той угрозе для отечественных производителей и правительств исходной страны, которым, возможно, потребуется предпринимать какие-либо меры дома и/или за границей для обеспечения безопасности имиджа как части их собственности.
Проведенные исследования указывают также на тот факт, что идентификаторы происхождения товара не обязательно должны быть строго привязаны к имиджу страны. Существует широкий выбор возможностей использования имиджа городов, регионов, областей, штатов, провинций, континентов, торговых объединений и т. д. Такие ассоциации могут быть особенно полезны по мере обострения конкуренции и поиска компаниями новых способов международного позиционирования своих товаров.
Используя ИПТ, маркетологи должны быть очень осторожны, чтобы установить значимую связь между элементами имиджа происхождения и атрибутами товара. Как показывает модель, представленная на рис. 1, имидж страны влияет на поведение покупателей не напрямую, а опосредованно, через убеждения покупателя о самом товаре. Потребители не будут покупать товар, произведенный в некоторой стране, только потому, что они «любят эту страну» или ценят ее производственные достижения. Следовательно, требования к имиджу должны быть связаны непосредственно с характеристиками самой продукции. Например, если исследование показало, что, по мнению покупателя, жители какой-либо страны «заслуживают высокого доверия» или «ориентированы на будущее», в тексте рекламы все это может быть превращено соответственно в надежность и инновационность самого товара.
Относительная важность признаков происхождения товара варьируется в зависимости от типа покупателей, и исследование показывает, что среди имиджей различных мест происхождения товара также существуют различия. Следовательно, требуется тщательная сегментация рынка для того, чтобы грамотно принимать стратегические решения, связанные с происхождением товара. Покупатели на севере Франции могут придерживаться совершенно иного взгляда на продукты из Великобритании, чем жители юга страны. Одно из исследований показало, что мужчины менее охотно, чем женщины, покупают товары из коммунистических стран (Heslop and Wall, 1986). Таким образом, продукты, «сделанные в Англии» или «сделанные в Китае», могут оцениваться по-разному на различных сегментах рынка в рамках одной и той же целевой страны (см. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА).
Наконец, сила и универсальность имиджей стран варьируются и могут повлиять на ту степень, с которой маркетологи смогут стандартизировать свои стратегии в соответствии с их целями, различными в разных странах. В то время как имидж Японии, как обнаружилось, положителен во всем мире, мнения о таких странах, как Швеция или Канада, различаются (по крайней мере частично) в каждой конкретной рассматриваемой целевой стране в зависимости от степени взаимодействия между странами поставщика и покупателя и, таким образом, от того, насколько покупатели знакомы с продуктом экспортера. Следовательно, такие уникальные торговые предложения, как «сделано в Швеции» или «сделано в Канаде», могут работать соответственно в Финляндии и в США лучше, чем где - либо еще.