Стратегический маркетинг некоммерческих организаций
Филип Котлер Алан Р. Андреасен
1. Формирование ориентации на потребителя
2. Стратегическое планирование и организация
3. Привлечение и использование ресурсов
4. Разработка маркетинга-микс
5. Контроль маркетинговых стратегий
6. Резюме
Форма и построение этой статьи определяются необходимой для осуществления планирования маркетинга последовательностью действий, а также специфическими требованиями некоммерческого сектора к этому процессу.
1. Формирование ориентации на потребителя Рост и развитие некоммерческого сектора
Больше никто не сомневается, что маркетинг является ключевым фактором при решении проблем общественных и некоммерческих организаций. Он давно сформировался как эффективный инструмент управления. Экономические и социальные изменения и несомненные успехи маркетинга привели к быстрому расширению и углублению его практического применения. В 1990-х гг. сочетание таких факторов, как распространившаяся приватизация общественных проектов, возобновившийся интерес к волюнтаризму, рост признания потенциальной положительной роли маркетинга в международных социальных программах и сокращение финансирования из традиционных источников, серьезно повысило значение маркетинга в некоммерческом секторе.
Хотя сейчас и возрастает интерес к волюнтаризму, некоммерческие организации стоят перед лицом двух фактов. Во-первых, они не могут полагаться на традиционные источники финансирования. Во-вторых, поскольку они все больше и больше ищут финансовой поддержки у рынка, они соперничают с другими некоммерческими организациями, старающимися также добыть себе средства к существованию. Вследствие этого самой большой проблемой 1990-х гг., стоящей перед маркетологами некоммерческих организаций, является конкуренция. Поэтому маркетологи в некоммерческих организациях должны не только научиться находить и привлекать новых потребителей, но и адаптировать свои усилия к действиям конкурентов. Это означает, что главной заботой маркетологов в 1990-х гг. должна быть стратегия маркетинга. Таким образом, мы сосредоточимся на подходах и методах, которые могут заметно усовершенствовать практику управления маркетинговой деятельностью в некоммерческом секторе сейчас и в будущем. Основное внимание уделяется:
1. Разработке надлежащей философии маркетинга.
2. Систематизации подходов к решению маркетинговых проблем.
3. Осведомленности о самых последних концепциях и методиках, применяемых в частном секторе, и умению их использовать.
Важным моментом для рассмотрения стратегического маркетинга в некоммерческих организациях является ясное представление и понимание маркетологами уникальности среды, в которой они работают. Можно дать юридическое определение некоммерческой организации, но важнее понять ее окружающую среду и специфику маркетинговых мероприятий, вытекающую из ее миссии. На характер внешней среды организации оказывают влияние следующие факторы:
1. Является ли организация благотворительной или коммерческой.
2. Подвергается ли ее работа проверке со стороны общественности.
3. Рассматривается ли маркетинг как желательный инструмент.
4. Работает ли организация в значительной степени на добровольных началах.
5. Оценивается ли маркетинг с других, немаркетинговых позиций.
Миссии некоммерческих организаций различаются в зависимости от типа спроса, на который они пытаются повлиять, и вида их деятельности. Вид деятельности организации может быть определен с точки зрения концепции обмена. Целевых клиентов просят «возместить» экономические затраты; пожертвовать старыми идеями, ценностями и представлениями о мире; пожертвовать старыми образцами поведения или пожертвовать своими временем и энергией. Взамен клиенты ожидают товары, услуги, социальные или психологические преимущества или некоторую комбинацию того и другого. Некоммерческие организации таким же образом, как и коммерческие организации, стремятся повлиять на процесс обмена денег на товары и услуги. Отличительной их чертой является заинтересованность в обменах неденежных затрат, с одной стороны, на социальные и психологические выгоды — с другой. Воздействие на такой тип обмена требует других стратегий и новых методик.