Сосредоточенность на основной компетенции
Используя другие фирмы в качестве поставщиков разнообразных ресурсов, компания может добиться выгоды различными способами. Принимая во внимание, что ресурсы для любой фирмы ограничены, возникает необходимость сотрудничества с другими организациями. Современный бизнес требует концентрации внимания на сферах основной компетенции, где можно развивать конкурентные преимущества (Prahalad and Hamel, 1990). Компании необходимо вкладывать свои ресурсы в сферу основной, «стержневой» деятельности. Те сферы деятельности, которые не являются ключевыми, могут быть достаточно легко перепоручены (или переданы в рамках альянсов) внешним организациям, которые способны производить требуемый продукт или услугу на должном уровне. Даже в рамках основной компетенции могут существовать возможности для кооперации там, где в одиночку справиться гораздо сложнее, или там, где внутренних ресурсов фирмы оказывается просто недостаточно. Важным преимуществом, которое фирмы не должны так просто игнорировать, является появление на рынке первыми с новым или усовершенствованным товаром или услугой. Концентрируясь на сферах основной компетенции и сотрудничая с другими организациями, которые специализируются в других областях, фирма может одновременно получать выгоды как от экономии на масштабах производства, так и от экономии на дифференциации или разнообразии товарного ряда. Альянсы и партнерства могут высвободить редкие ресурсы для основных функций, что позволяет выполнять их более эффективно именно тем организациям, которые сосредоточивают больше усилий на областях основной компетенции. Важно понимать, что другие компании, которые уже исследовали данную область, могут выполнять некоторые функции более эффективно. Дублирование уже проделанной другими работы и изобретение велосипеда вряд ли способны привести к значительному росту компании и увеличению ее прибыльности. И, хотя в большинстве случаев такой вывод может звучать парадоксально, зависимость от внешних организаций вполне может быть основой независимости фирмы (Lewis, 1995). Следовать за внутренним, или органическим, ростом организации или полагаться на него — всего лишь одна из возможных альтернатив. Весьма разнообразен ряд вариантов, формирующийся на основе общей уверенности в себе, с одной стороны, и на основе доверия внешним источникам ресурсов, с другой стороны. Фирмы должны рассматривать все варианты и выбирать тот наилучший, который может способствовать развитию и поддержанию долгосрочной компетенции в сферах ключевых для данной компании видов деятельности.
Альянсы и партнерства увеличивают результативность и приводят к сокращению затрат
Стратегический поиск внешних источников ресурсов посредством партнерств и альянсов представляет собой процесс создания таких партнерских отношений с поставщиками, которые создавали бы добавленную стоимость и обеспечивали конкурентные преимущества (Spekman etal., 1994). Кроме того что такой процесс вносит свою лепту в контроль затрат, он также способствует улучшению таких общих показателей, как качество, надежность, гибкость и инновационность. Для стратегического привлечения внешних ресурсов характерно четыре основных преимущества. Согласно Дж. Куинну и Ф. Хилмеру (Quinn and Hilmer, 1994), эти преимущества заключаются в следующем:
Во-первых, фирмы максимизируют отдачу от внутренних ресурсов, концентрируя свои инвестиции и усилия именно на том, что предприятие делает лучше всего. Во-вторых, хорошо разработанная основная компетенция создает трудно преодолимые барьеры для уже существующих и потенциальных конкурентов, стремящихся проникнуть в сферу интересов данной компании, поддерживая и защищая таким образом стратегические преимущества занимаемой доли рынка. В-третьих, возможно, наибольший эффект достигается за счет того, что компания получает максимум пользы от инвестиций, инноваций и специфических профессиональных способностей поставщиков, продублировать которые повторно самостоятельно было бы непомерно дорого или даже просто невозможно. В-четвертых, в условиях стремительно изменяющихся рынков и технологических особенностей стратегии сотрудничества сокращают риски, уменьшают длительность технологических циклов, снижают уровень необходимых инвестиций и создают условия для более эффективного реагирования на потребности клиентов.
Заключая субдоговора на те виды деятельности, на основе которых организации не могут развить свои стратегические преимущества, организации могут:
♦ Повысить качество выполнения этих работ или услуг.
♦ Сократить накладные расходы.
♦ Более эффективно сосредоточить внимание на развитии тех областей, которые представляют собой сферы основных умений фирмы.
♦ Более эффективно использовать эти области деятельности.
♦ Достигнуть таким образом более компактной, менее иерархичной организации (Quinn and Hilmer, 1994).
Дж. Нарус и Дж. Андерсон (Narus and Anderson, 1996) утверждают, что кооперативные соглашения, стратегические альянсы и партнерства позволяют использовать ресурсы и делиться возможностями организаций и направлять все это на улучшение качества услуг на всем протяжении канала товародвижения. По мере того как фокус смещается от товаров к услугам, поставщикам необходимо постоянно повышать уровень качества своих услуг, ведь иначе они столкнутся с перспективой оказаться в черном списке поставщиков у своих клиентов, у производителей. Дж. Андерсон выдвигает идею о том, что фирмы, которые рассматривают себя в качестве «встроенных в сети разнообразных умений и компетенций, могут повышать свою квалификацию за счет умений других фирм и расширять за счет этого спектр собственных предложений» (Anderson et al., 1994). Сложный список преимуществ, предложенный в работе Р. Франкеля и его соавторов (Frankel et al., 1996), говорит о том, что, в общем, альянсам свойственны следующие преимущества:
♦ Сокращение затрат вследствие специализации.
♦ Более ярко выраженные проявления синергетического эффекта.
♦ Больший поток информации, предназначенной для поддержания совместного планирования.
♦ Пониженный уровень риска и неопределенности.
♦ Совместная творческая деятельность.
♦ Конкурентные преимущества.
Оливер Уильямсон (Williamson, 1985) утверждает, что трансакционные издержки — это неэффективное использование ресурсов, которое можно напрямую связать с торговлей между фирмами как одним из ее характерных свойств, и сюда же входят затраты на создание новых контактов и развитие торговой деятельности партнеров. О. Уильямсон поддерживает идею о том, что минимизация, или по крайне мере снижение трансакционных издержек, имеет огромное значение на стадии формирования взаимоотношений. Альянсы должны фокусироваться не только на снижении затрат, но также и на разработке реальных конкурентных преимуществ в терминах инноваций, ведущих к созданию новых продуктов или более высокой ценности для потребителя, удовлетворения покупателя и развития конкурентных преимуществ на рынке (Porter, 1996). Однако вероятно, что такие операционные выгоды, как сокращение затрат, улучшение качества и тому подобные преимущества, могут помочь развивающемуся партнерству сконцентрировать внимание на других, более важных со стратегической точки зрения параметрах (Baker and Srivastav, 1997).
Затраты покупателя состоят из четырех основных элементов: затраты, связанные с оформлением счета; затраты, связанные собственно с покупкой; затраты, связанные с обладанием товаром, и эксплуатационные затраты. В силу природы долгосрочных отношений, альянсы и партнерства позволяют оптимизировать общие затраты по ведению бизнеса. Основным моментом, вызывающим затруднения, является стоимость товарно-материальных запасов. В то время как предполагается, что основное бремя затрат, связанных с товарно-материальными запасами, несут на себе поставщики, то же самое можно сказать и о покупателях, которые сталкиваются с этой проблемой по причине своей неспособности точно предсказать необходимые точные объемы или изменения закупок (Bowerbox, 1991). М. Фишер (Fisher et al., 1994) утверждает, что покупатели и поставщики могут выиграть, если будут предпринимать некие активные действия заранее, но использовать реактивные методы, чтобы объединить наиболее свежую информацию, такую как рыночные тенденции и т. п. Такой метод может быть полезным в контролировании и элиминировании затрат на обслуживание товарно-материальных запасов, издержек, связанных с дефицитом и с уцененными или поврежденными товарами.
Описанная выше техника объединения информации согласуется с мнением Дж. Гентри (Gentry, 1996), который предположил, что большая степень обмена информацией может стать своеобразной заменой товарно-материальных запасов, что в целом приведет к снижению затрат, связанных с обладанием этими активами. Эти выводы отличаются от сделанных Т. Ноордевиером (Noordewier et al.,
1990) выводов о том, что посредством установления и поддержания долгосрочных отношений можно снизить только затраты на приобретение, но не на обладание активами.
М. Кальвани и Н. Нараяндас (Kalwani and Narayandas, 1995) обнаружили, что поставщики выигрывают от установления с покупателями долгосрочных отношений. Они выдвинули идею о том, что в партнерстве поставщики сталкиваются с давлением цены и, следовательно, с меньшим уровнем общей прибыли. Покупатели, которые входят в партнерства, по большей мере, очень требовательны и ориентированы не только на краткосрочные, но и на долгосрочные уступки в цене. Исследования, однако, показывают, что партнерства и долгосрочные альянсы позволяют поставщикам значительно снизить свои административные и другие затраты, связанные с продажами, что приводит к общему увеличению прибыли и отдачи на инвестиции (ROI). Лояльность покупателя и продолжительность отношений могут обернуться выигрышем для фирм-поставщиков в форме роста прибылей в долгосрочном периоде и повышения эффективности за счет развития более правильного понимания потребностей покупателя. В целом, в литературе можно найти подтверждения мнения о том, что партнерства компаний позволяют им снизить общий уровень материально-производственных запасов. Это особенно верно для ситуаций, когда обмен информацией становится регулярным. Кроме снижения минимально необходимого уровня материально-производственных запасов в ряде работ были также исследованы другие выгоды, получаемые компаниями, вовлеченными в партнерства такого типа (Baker and Srivastav, 1997; Kalwani and Narayandas, 1995).