Системы управления качеством в маркетинге, продажах и сервисном обслуживании
Исторически сложилось так, что формальные системы и процедуры качества ограничивались производственными сторонами промышленности, но в последние годы они стремительно распространились и на сферу сервисного обслуживания, поскольку организации стремятся улучшить репутацию качества поставляемых ими товаров и услуг. На фоне усиливающейся международной конкуренции и растущих ожиданий потребителей все больше клиентов требуют наглядных подтверждений качества и соответствия их ожиданиям от своих поставщиков. Это
Рис. 4. Модель TQM |
все чаще принимает формы независимого подтверждения третьей стороной и сертификации общепризнанных стандартов во всех сферах бизнеса. Международный стандарт на системы качества IS09000 (BSEN ISO в Великобритании), безусловно, свое начало берет в обрабатывающей промышленности, тем не менее составляющие его принципы являются общими и для услуг. Говоря об этом, необходимо, однако, заметить, что интерпретация стандартов для непроизводственной сферы деятельности весьма сложна. Именно по этой причине для различных секторов экономики были разработаны разные Руководства, а для специфической организации MQA, Marketing Quality Assurance (Гарант качества маркетинга), был создан отдельный стандарт.
Гарант качества маркетинга (ГКМ)
ГКМ — это организация по сертификации качества третьей стороной, которая специализируется на следующих видах деятельности:
♦ консультационные услуги организациям, желающим разработать системы качества для своей маркетинговой деятельности, продаж и для сервисной службы;
♦ оценка компаний сферы услуг по ряду стандартов систем качества IS09000;
♦ разработка директив по сертификации третьей стороной в специфических сферах услуг, таких, например, как связи с общественностью.
ГКМ разработала для маркетинга, продаж и сервисных служб Спецификацию гарантии качества. Это документ, действующий совместно со стандартами серии IS09000. Для маркетинга, продаж и деятельности, связанной с предоставлением покупателям сопутствующих услуг, ГКМ предлагает регистрацию согласно IS09001 и BSEN IS09001. Если компания соответствует требованиям стандартов, ГКМ награждает ее сертификатом превосходного качества и правом использовать знак ГКМ. Цель награждения состоит в том, чтобы показать покупателям и работникам организации, что данная фирма одобрена независимой стороной и эта третья сторона признала ее маркетинг превосходным.
Спецификация ГКМ имеет дело с системами, которые применимы именно к маркетингу, продажам и обслуживанию клиента. Она определяет систему качества маркетинга и продаж, аудита маркетинга, стратегии маркетинга, гарантий покупателю и кодекса поведения. Требования спецификации сгруппированы в 15 разделов, которые четко взаимодействуют с рядом стандартов IS09000:
♦ Политика качества.
♦ Бизнес-планы.
♦ Организация.
♦ Характеристики менеджмента.
♦ Оценка менеджмента.
♦ Системы качества.
♦ Маркетинговые планы и планы продаж.
♦ Кодекс поведения.
♦ Операции в сфере маркетинга и продаж.
♦ Гарантия покупателям.
♦ Закупки.
♦ Ресурсы, персонал, обучение, организационная структура.
♦ Контроль и процедуры.
♦ Документация.
♦ Аудит качества.
Обобщая все это, можно резюмировать, что спецификация говорит о необходимости существования бизнес-планов, для реализации которых необходимо активное участие маркетинга. Процессы анализа рынка должны быть четко определены, их результатом должна быть четкая идентификация и переоценка потребностей и предпочтений потребителей. Планы маркетинга и продаж должны быть взаимосвязаны с бизнес-планами, они также должны быть понятны связанным с ними подразделениям и согласованы с этими подразделениями. Требования к маркетинговым операциям и продажам предусматривают максимально эффективные действия во всех сферах деятельности, включая разработку продукта или услуги, продвижение, калькуляцию цен, продажу и товародвижение. Должны быть охвачены и все аспекты гарантий покупателям, чтобы вселить в них уверенность в том, что их определенные или подразумеваемые потребности действительно удовлетворяются. Спецификация устанавливает требования по ресурсам, персоналу, обучению и организационной структуре; согласно спецификации, персонал должен быть опытным и хорошо обученным, он должен чутко относиться к потребностям рынка. Все эти и другие, более традиционные, сферы должны быть охвачены в документированной системе качества, которая демонстрирует способности организации удовлетворять запросы потребителя.
Модель бизнеса превосходного качества и самооценка бизнеса
Организации повсеместно находятся под давлением — они должны постоянно улучшать показатели своей деятельности, соизмерять свои собственные результаты с мировыми стандартами качества и концентрировать свои усилия на покупателе. Чтобы осуществить это, многие обращаются к таким моделям качества, как European Foundation for Quality Management’s Business Excellence Model, которой в Великобритании содействует British Quality Foundation.
Как показывает рис. 5, модель бизнеса превосходного качества включает в себя девять основных категорий, которые воздействуют на такие сферы, как удовлетворение покупателя, удовлетворение персонала и благоприятное влияние на общество в целом посредством процессов управления персоналом, применения политики и стратегии развития руководства, использования ресурсов. Эти процессы в конечном счете приводят к высочайшему качеству общих результатов бизнеса — как финансовых, так и нефинансовых. Финансовые результаты могут включать в себя прибыль, денежные потоки, объем продаж, добавленную стоимость, оборотный капитал, ликвидность. К нефинансовым показателям могут быть отнесены, например, доля рынка, сокращение затрат, не увеличивающих качество, достижение заданного уровня обслуживания, период времени до достижения точки безубыточности или время разработки нового продукта, скорость доставки продукта, время обработки данных и период оборачиваемости товарных запасов.
«Самооценка» в модели бизнеса превосходного качества вовлекает организацию в регулярную и систематическую переоценку предпосылок и результатов,
Предпосылки Результаты <------------------------------ ►Ч----------------------- ► Рис. 5. Модель бизнеса превосходного качества |
позволяя идентифицировать сильные стороны и сферы потенциального улучшения процессов.
Чтобы поддержать принятие системы управления качеством и обеспечить базу для измерения результатов согласно мировым стандартам, были установлены различные премии за качество. В 1987 г. была основана премия Болдриджа (Malcolm Baldrige National Quality Award). Ее цель заключалась в том, чтобы поддержать компании Соединенных Штатов в использовании TQM для достижения конкурентных преимуществ. Для формальной проверки компаний, которые подают заявку на получение этой награды, применяются специальные процедуры оценки с использованием определенных критериев. Европейская премия качества (The European Quality Award), вручение которой впервые произошло в 1992 г., имеет много общего в структуре оценки с американской премией, и она вызвала аналогичный интерес к самооценке. Начиная с 1992 г. EFQM опубликовала и распространила в Европе десятки тысяч копий руководств по самооценке, основанной на модели бизнеса превосходного качества. Аналогично британская премия качества (UK Quality Award), присуждаемая за «превосходное качество бизнеса», с помощью British Quality Foundation вызвала волну интереса к грамотному бизнес-планированию и самооценке: в Великобритании в последние годы было продано более 10 ООО руководств по самооценке.
Разработка продукции, качество и модель бизнеса превосходного качества
Процесс разработки продукта, так же как и процесс менеджмента качества, пронизывает организацию сверху донизу, затрагивая как оперативные, так и стратегические сферы. В то время как графика или разработка дизайна могут в значительной степени осуществляться узким кругом дизайнеров-профессионалов, в решениях по разработке новых продуктов, скорее всего, будет принимать участие не меньшее количество работников, непосредственно с дизайном не связанных, например, финансистов и маркетологов. Модель бизнеса превосходного качества обеспечивает основу именно для такой интеграции различных функций компании. В соответствии с этим стало общепризнанным мнение о большей вероятности успеха организации в том случае, когда разработка продукта, маркетинг и производственные функции хорошо взаимодействуют и координируются. Не вызывает сомнения и то, что способность организации к разработке продукта (услуги) и его качество очень сложно связаны между собой. Качество должно быть «встроено» в новый продукт; и успех, и конкурентные преимущества могут быть достигнуты только тогда, когда деятельность по разработке продукта хорошо понимается и интегрирована с различными функциями организации.