Проекты капитального строительства
В зависимости от уровня экономического развития страны 20-30% ее валового национального продукта составляют программы фиксированных капиталовложений (например электростанции, транспортные системы). В развитых странах строительство таких объектов главным образом финансируется национальными правительствами и частными предприятиями, и по ряду причин иностранным компаниям (т. е. экспортерам) трудно предлагать товары и услуги для возникающих проектов. В развивающихся странах ситуация иная. На этом рынке предложение специалистов в области инженерного дела, строительства и управления проектами обычно ограниченно по сравнению со спросом. То же касается и промышленного оборудования. Для получения финансирования, обычно предоставляемого в форме программ займов или финансовой помощи, требуется объявление тендера. В результате считается, что 60-75% рынка международных инвестиционных проектов приходится на развивающиеся страны (The World Bank, 1990).
Рынок международных инвестиционных проектов можно разделить на сегменты в соответствии с характером проекта, его объемом и структурой исполнения. Эти критерии помогают компаниям сконцентрировать свои усилия, чтобы наилучшим образом продемонстрировать свои мастерство, опыт и способность осуществить проект данного масштаба, а также персонал и ресурсы; это необходимо для того, чтобы возможность участия данной компании в проекте стала серьезно рассматриваться. Как и в других областях, экспортер, желающий участвовать в строительстве, будет искать иностранный объект, основываясь на имеющемся у него опыте работы на внутреннем рынке. Крупномасштабность большинства проектов означает, что относительно небольшое число компаний будут рассматриваться как возможные кандидаты, способные выполнить работу. Небольшим компаниям, заинтересованным в таких контрактах, следует образовать консорциум или совместное предприятие, чтобы к ним отнеслись как к серьезным конкурентам. Какой бы подход ни использовался, очень крупные контракты обычно требуют политической и финансовой поддержки со стороны местного правительства и согласованных маркетинговых мероприятий со стороны компании, принявшей решение об участии в конкурсе на получение контракта. Существуют различные схемы исполнения контракта, среди которых:
1. Контракт контролируется со стороны правительства.
2. Осуществляется полное управление проектом.
3. Подряд под ключ.
4. Ввод в эксплуатацию.
5. Вывод продукта на рынок.
6. Построить, отладить процесс производства, передать.
Эти структуры исполнения различаются распределением задач и обязанностей между продавцом и покупателем. В частности, от (1) к (6) возрастают ответственность продавца и поставки с его стороны товаров и услуг, в то время как от покупателя требуется меньше управленческих и технических усилий.
Экспорт в области строительства капитальных объектов, который часто является экспортом услуг, в основном ничем не отличается от экспортной деятельности в других сферах. Компания должна оценить свои способности, соотнести их с потенциальными рынками и найти соответствующие проекты, заявить о себе за границей, найти местных агентов/партнеров, подать заявку на участие в конкурсе, предложить выигрышный проект и хорошо выполнить контракт. Создание баз данных запланированных проектов и существующих поставщиков такими организациями, как Всемирный банк, облегчило для маленьких компаний поиск возможностей и выполнение задачи продвижения своих услуг. Все же в некотором отношении сфера строительства капитальных объектов все еще представляет значительные трудности для экспортеров, так как требует понимания цикла капитального строительства, источников двустороннего и многостороннего финансирования проекта, умения работать с правительственными организациями у себя на родине и за границей, и, возможно, большую готовность сотрудничать с другими компаниями путем участия в консорциумах и других объединениях (Dhawan and Kryzanowski, 1978).