Принятие решений об экспорте
Как только компания приняла решение расширять свою деятельность путем выхода на международные рынки, она сталкивается с несколькими проблемами. Мы рассмотрим их ниже, после обсуждения основополагающего вопроса о процессе интернационализации компании.
Процесс интернационализации компании
В литературе преобладает точка зрения, что компании осуществляют процесс интернационализации своей деятельности последовательно и по возрастающей. Таким образом, экспансия методами экспортной деятельности сначала происходит на близлежащих (с географической, культурной, психологической точки зрения) рынках, не требующих больших затрат и значительных усилий от компании. Со временем, по мере возрастания знаний и опыта, компания выходит на более отдаленные рынки. В дальнейшем, когда уровень продаж возрастает до достаточного уровня, на место экспортных операций приходит более прямая деятельность, осуществляемая на местах торговыми филиалами, или прямые иностранные инвестиции. Этот взгляд получил развитие на основании исследования, проведенного в Уппсальском университете (Johanson and Wiedersheim-Paul, 1975), в котором был рассмотрен процесс интернационализации четырех шведских промышленных компаний. Возникшая теория была подкреплена более поздними эмпирическими (Luostarinen, 1980) и концептуальными (Johanson and Vahlne, 1977) работами. Достоинство этой теории состоит в ее систематизированном подходе к решениям, принимаемым относительно экспорта, так как она рассматривает связи между ресурсами компании, экспортными рынками, методами выхода на рынки и практической деятельностью компании.
Хотя такой взгляд на развитие международной деятельности компании получил широкую поддержку, данная теория основывается на ограниченных практических исследованиях, и она была подвергнута сомнению после опубликования результатов других исследований. Например, представление о том, что практические знания руководства приводят к выходу на большее количество отдаленных рынков, не подтвердилось при исследовании европейских лесопромышленных компаний (Sullivan and Bauerschmidt, 1990). П. Тернбулл (Turnbull, 1987) в своем исследовании методов работы на рынке показал, что британские компании пользуются комбинацией методов для обслуживания единого европейского рынка, а не дихотомической структурой, вытекающей из поэтапной теории. Из этих и других исследований (Andersen, 1993) следует, что к получившей широкое распространение Уппсальской теории интернационализации нужно подходить с осторожностью. Ее всесторонний анализ можно найти в работе JI. Леонидоу и К. Катзикеаса (Leonidou and Katsikeas, 1996).
Вместо того чтобы стремиться создать общие теории, описывающие экспортную деятельность компаний, в настоящее время исследователи сосредоточили усилия на поисках теорий «среднего уровня». С. Рэйд (Reid, 19836), например, утверждает, что методы осуществления экспорта в различных компаниях зависят от факторов, специфичных для данного рынка и данной компании. Такую точку зрения можно найти и у других исследователей, мы придерживаемся ее в нижеследующем обсуждении вопросов, связанных с выбором рынка и методами выхода на рынок.
Выбор иностранного рынка является первым серьезным решением, которое предстоит принять компании, выходящей на международную арену. По ряду причин этот вопрос решается недостаточно хорошо. Ранее было отмечено, что многие компании начинают экспортировать свои товары/услуги, когда они получают заказ или запрос, направленный к ним иностранным клиентом по собственной инициативе. При таком положении дел выбор осуществляет не экспортер, а кто-то другой за него. Хотя это и позволяет сэкономить время и деньги на анализе рынка, экспортер может упустить из виду более подходящие рынки. Ситуация может стать еще более серьезной, поскольку выполнение такого заказа может привязать экспортера не только к иностранному рынку, но и к посреднику. Иногда случается так, что три отдельных решения — во-первых, начать экспортировать, во-вто - рых, на определенный рынок и, в-третьих, через определенного посредника — принимаются одновременно. Дальнейшее развитие событий может привести к тому, что упускаются оптимальные возможности. Правительственные программы поддержки экспорта (см. ниже) часто поощряют участие компаний в торговых миссиях и ярмарках в определенных странах или регионах. Участие в таких мероприятиях опять же приводит компанию на рынки, выбранные кем-то другим. Хотя министерства торговли выбирают оптимальные рынки для данного сектора промышленности, нет никакой гарантии того, что на этих рынках будут наилучшим образом удовлетворены потребности индивидуальных компаний. Таким образом, в результате участия в подобном мероприятии экспортные контракты могут быть заключены, но более подходящие рынки могут быть упущены из виду.
Даже когда менее крупные компании выбирают целевые рынки, их образ действий расходится с моделями, приведенными в учебниках. Несмотря на изобилие данных о большинстве рынков и разнообразие аналитических методов, большинство компаний рассматривает возможности выхода только на несколько рынков (см. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В МАРКЕТИНГЕ). Это происходит из-за их несостоятельности в некоторых областях и существующих у них предпочтений. Одной из проблем является отсутствие знаний и доступа к информации, а также тот факт, что многие компании не обладают необходимыми ресурсами для проведения количественного анализа рынка или интерпретации такого анализа. Практика компаний также определяется их предпочтением выходить на рынки, являющиеся близкими с географической, культурной или психологической точки зрения. Эти факторы приводят к тому, что руководство компаний рассматривает ограниченный и довольно очевидный набор рынков (т. е. процесс не является систематизированным; Papadopulos and Denis, 1988). В ответ на такое положение дел были предложены более простые, но более систематизированные процедуры выбора иностранного рынка (Walvoord, 1980;Papdopulos, 1987).