Основные направления развития альянсов
Партнерства влекут за собой «обоюдное принятие и понимание того, что успех одной фирмы отчасти зависит и от другой фирмы и, следовательно, каждая компания осуществляет свою деятельность так, чтобы обеспечить скоординированные усилия, сосредоточенные на совместном удовлетворении требований покупателя на рынке» (Anderson and Narus, 1990). Основной логикой альянса должно быть влияние рынка, опосредованное тем конкурентным преимуществом, которое создается на данном рынке. Краткосрочное снижение затрат может привести к созданию некой компетенции и в долгосрочной перспективе, но это не обязательно будет именно так. Следовательно, чрезвычайно важно помнить, что альянсы и партнерства, по большей части, получают свои выгоды после продолжительного периода времени, и эти результаты необходимо долго и тщательно пестовать с помощью инвестиций как в форме физического, так и социального капитала, особенно в первые годы. И в самом деле, мы чувствуем, что применение широко используемых методов учета и других финансовых измерителей для оценки качества деятельности альянсов может быть совершенно неправильным. Часто подходящим индикатором могут оказаться более стратегические и менее осязаемые индикаторы. Д. Боуэрсокс (Bow - ersox, 1991) выдвинул идею о том, что для эффективной работы альянсов и партнерств необходимо обратить внимание на следующие пять основных областей.
1. Рассмотрение соглашения как части осуществления стратегического плана. Поощряйте вовлеченных участников к рассмотрению своих ролей с точки зрения процесса формирования добавленной стоимости.
2. Стремитесь к таким соглашениям, которые достигают экономии на масштабах, распределяя при этом риск между участниками.
3. Осознайте, что преимущества можно получить только в результате долгосрочных отношений, в которых стороны независимы; убедитесь, что вся необходимая для успешного функционирования информация действительно доступна всем участникам.
4. Создайте отношения доверия между организациями, установив точные, недвусмысленные цели, строго определив роли, точно сформулировав правила и тщательно оценив деятельность.
5. Начните совместную работу с реалистичных шагов и целей, понимая, что одним из возможных вариантов развития событий может быть уничтожение альянса.
Исследование Дж. Блики и Д. Эрнста (fileeke and Ernst, 1991) также раскрыло некоторые аспекты развития альянсов.
1. Альянсы эффективны для связанных видов предпринимательства или при экспансии новых географических рынков.
2. Альянсы между сильной и слабой организацией редко оказываются успешными.
3. Критерием успешных альянсов является их способность изменяться за пределами внутренних целей и ожиданий.
4. Альянсы с равномерным распределением финансовой собственности с большей вероятностью будут успешны, чем иные совместные предприятия.
5. Три четверти всех альянсов заканчивают свое существование поглощением одного из партнеров.