Определения качественного исследования
Качественное исследование, согласно научному определению, данному Дж. Ван Мааненом ( Van Маапеп, 1983), представляет собой «совокупность техник интерпретации, направленных на то, чтобы при помощи описания, декодирования и преобразования, а также посредством каких-либо иных способов прийти к соглашению о смысле явлений, более или менее естественно происходящих в социальной жизни».
Качественное исследование, рассматриваемое Р. Гордоном и Р. Лангмайдом (Gordon and Langmaid, 1988) с точки зрения коммерческой практики, «наиболее эффективно при решении тех проблем, где в результате будет получено более совершенное знание и понимание, где будут прояснены реальные вопросы, генерированы идеи, где определятся четко выделенные поведенческие группы и результат решения которых обеспечит вклад в будущие стадии исследования или развития».
Хотя эти две точки зрения в некоторой степени и отличаются друг от друга, они имеют по крайней мере один общий важный аспект. Качественное исследование предоставляет его заказчикам возможность увидеть намерения их покупателей с разных сторон, что не позволяют сделать другие методологии исследования. Это особенно важно, когда речь идет о разработке новых продуктов, о диагностике, творческом развитии и о проектах тактических исследований. Огромное значение качественных исследований резко контрастирует с тем минимумом внимания, которое уделяется рассмотрению этой темы во многих учебниках — см., например, работы К. Мак-Даниела и Р. Гейтса (McDaniel and Gates, 1995), Т. Киннеара и Дж. Тейлора (Kinnear and Taylor, 1996), П. Чизнала ( Chisnall, 1996), Н. Хольберта и М. Спенса (Holbert and Spence, 1993), Д. Тула и Д. Хоукинса (Tull and Hawkins, 1994), А. Парасурамана (Parasuraman, 1991). Ни в одной из этих книг качественным исследованиям не посвящено более чем 5% их содержания. Учебники по маркетингу говорят о качественных исследованиях как о «пробных», «описательных» и «неструктурированных». Авторы этих книг относятся к качественным исследованиям скорее покровительственно. Это происходит так, потому что они рассматривают качественные исследования как нечто предшествующее основному научному маркетинговому исследованию, которое должно включать в себя детерминистическую дедуктивность. Эти исследователи проводят ошибочные сравнения между качественными и количественными исследованиями, адаптируя для обоих методологических подходов одни и те же критерии. В настоящей статье автор покажет, что качественные исследования по своей природе могут представлять собой более чем просто исследовательский интерес, что они по праву обладают потенциалом создания здравых научных теорий.
1. Масштабы качественного исследования в маркетинге
Качественные исследования представляют собой в настоящее время обширную сферу бизнеса. Тридцать лет назад, в 1970-х гг., в сфере коммерческих качественных исследований произошел настоящий взрыв, кульминацией которого стало учреждение в 1980 г. в Великобритании Ассоциации практиков качественных исследований (AQPR — Association of Qualitative Research Practitioners). В настоящее время AQPR насчитывает около 1000 членов. Этого бы не случилось, если бы не существовало спроса на такие услуги со стороны покупателей. Широкое бизнес - сообщество осознает важность изучения намерений разнообразных групп клиентов, заказывая сторонним фирмам качественные исследования рынка.
Коммерческое маркетинговое исследование задействует качественные методы для того, чтобы помочь развитию новых аспектов понимания таких проблем маркетинга, как фундаментальные исследовательские работы, разработка новых продуктов, диагностика, творческое развитие, проекты тактических исследований.
С каждым новым поколением приходят и новые предпочтения в стиле жизни. Одну из таких новых тенденций можно назвать «коконизация».* Это понятие описывает феномен растущего желания жителей городов оградиться в пределах своего дома и как можно большее количество услуг доверить службам доставки на дом. И это идет гораздо дальше, чем «заказ пиццы по телефону»! Интернет сейчас позволяет людям осуществлять значительную часть своей работы и даже отдыхать, «ококонившись» у себя дома. Сейчас, когда понятие «коконизации» известно уже достаточно широко, со стороны компаний было бы весьма разумно установить, в каких же проявлениях этой тенденции скрытые потребности городских жителей остаются в наибольшей степени неудовлетворенными. Пробные работы в области качественных исследований могут положить начало индикации фундаментальных потребностей, которые остаются неудовлетворенными и которые можно коммерциализировать.
Возможности выведения на рынок новых продуктов и услуг увеличиваются со все возрастающей скоростью. Чтобы попытаться установить, какие же предложения продукта или услуги в большей степени способны привести к приемлемому финансовому результату, очень часто используются различные типы качественных исследований. Типичная проблема маркетингового исследования для любого нового продукта или услуги состоит в том, как должно это новшество позиционироваться в условиях существующей конкуренции. В 1989 г. банк First Direct, специализирующийся на обслуживании мелких клиентов, провел серию опросов целевых групп, представлявших для него наибольшую важность. Качественные исследования помогли показать, что клиенты банков, специализирующихся на мелких потребителях, были примерно в равной степени недовольны услугами всех существующих банков такого типа, предоставляющих свои услуги на рынке на тот момент. Кроме того, клиенты существующих банков отрицательно относились к очередям и тем часам работы, которые были характерны для сетей филиалов банков. First Direct был первым банком в Великобритании, который действительно предоставлял услуги мелким клиентам по телефону 24 часа в сутки. И хотя
•Коконизация — уход в кокон.
он принадлежал другому банку, First Direct первоначально вышел на рынок под своим собственным никому не известным именем. Он стал первым банком в Великобритании, который специализировался на работе с мелкими клиентами, но при этом заявил себя на рынке не относительно своей основной специализации, но выделив в качестве отличительной характеристики именно особую новую форму финансовых услуг, предоставляемую потребителям. И эта стратегия сработала — уже в течение первых четырех лет с момента его основания First Direct вышел на уровень абсолютной прибыльности. В 1990 г. количество клиентов First Direct составило 50 ООО, а к маю 1997 г. достигло уже 700 000.
Существующие на рынке торговые марки, которые были прибыльными в течение многих лет, иногда вдруг оказываются не на высоте безо всякой видимой причины. В таких ситуациях в объяснении необъяснимых на первый взгляд причин происходящего могут помочь именно качественные исследования. К этому аспекту «усталости» продукта можно подойти, используя широкий спектр методов качественного исследования, чтобы раскрыть фундаментальные социальные процессы, заключающие в себе причину таких непредсказуемых изменений в поведении потребителя.
Дилемма, с которой сталкивается любая компания, которая хочет обратиться к покупателям посредством рекламы и других средств продвижения товара через средства массовой информации, состоит в следующем: каков должен быть общий смысл и содержание сообщения? какой словарный контекст будет наиболее подходящим и для товара или услуги, и для самих потребителей? Ответы на вопросы такого типа часто можно получить из уст самих покупателей, используя интервью фокусных групп.
Проекты тактических исследований
Поняв, что должна представлять собой стратегия позиционирования отдельной торговой марки, компания сталкивается с рядом других проблем, таких, например, как альтернативы различных видов упаковки, методы продвижения и преимущества известных товаров. Методы качественных исследований способны разрешить все проблемы такого типа.
Таким образом, образовался весьма интересный контраст между относительной важностью качественных исследований, приписываемой им коммерческими заказчиками этих исследований, и тем, как важность таких исследований оценивалась в научных журналах и учебниках, посвященных маркетинговым исследованиям. The Market Research Society (Общество маркетинговых исследований) признает, что клиенты, которые платят за проводимые маркетинговые исследования, более заинтересованы в результатах, описывающих скорее некие качественные, чем количественные характеристики. При этом утверждается, что основная причина этого кроется в том, что маркетинг как академическая дисциплина разрабатывался экономистами и психологами, которые исходят скорее из дедуктивных, чем индуктивных традиций исследования. Ученые более склонны сохранять свои профессиональные программы исследования, чем идти на поводу у реальных маркетинговых проблем, с которым сталкивается мир бизнеса.
Перед тем как начать обсуждать методы качественного исследования более детально, жизненно важно понять то, почему существует целый ряд различных подходов, традиционно используемых в исследованиях.