Определение движущей силы компании
Следующим шагом является определение движущей силы компании. Это ключевая детерминанта при разработке стратегии как при определении направлений распределения ресурсов в различных функциональных областях, так и при определении характерного конкурентного преимущества компании. Выделяют шесть различных областей, в которых может заключаться движущая сила компании (Day, 1984): характер предложения товара, маркетинговые навыки, технологии, производственные мощности, методы распределения и осуществления продажи контроль над ресурсами.
1. Характер предложения товара: если компания может предложить уникальный товар или товар, превосходящий все остальные товары, или товар, обладающий какими-либо преимуществами по сравнению с другими товарами, то она может попытаться использовать это на международном уровне и расширить свою деятельность на новых рынках в других странах. Анита Роддик, владелица Body Shop, разработала линию экологически чистой косметики, не испытываемой на животных. После успеха в Великобритании франчайзинговые предприятия были организованы во многих странах мира, население которых обеспокоено состоянием окружающей среды.
2. Маркетинговые навыки: в этом случае движущей силой компании являются ее опыт и ноу-хау в области маркетинга. Успех Procter & Gamble на международных рынках в значительной степени объясняется мастерством компании в искусстве сбыта товаров широкого потребления, которое заключается в сочетании широкомасштабной рекламы в СМИ и интенсивного распределения.
3. Технология: в этом случае превосходная технология позволяет разрабатывать продукт и предлагать его на целевых рынках. Компании Lucent и Siemens, например, идут во главе новых технологических разработок в области систем телекоммуникаций и цифровой коммутации.
4. Производственные мощности: предприятия, на которых главную роль играет производство, сосредоточивают свои усилия на эффективности производства и производственных процессах. Конкуренция Японии на рынке автомобилей в значительной степени основана на превосходной производственной эффективности.
5. Методы распределения и осуществления продаж в данном случае уникальной характеристикой компании являются ее методы распределения и осуществления продаж. Так, компания Avon успешно применяет систему найма домохозяек в качестве своих торговых агентов во многих странах по всему миру.
6. Контроль над ресурсами: и последняя категория состоит из компаний, фокусирующих свои усилия на контроле над ресурсами. Это обычно является движущей силой нефтяных компаний, таких как BP, Exxon и Shell, а также алмазодобывающих компаний, таких как DeBeers. При осуществлении деятельности на иностранном рынке основной заботой таких компаний является сохранение контроля над ключевыми ресурсами и управление конфликтами с правительством страны-хозяина.
В сущности, определение движущей силы компании означает выявление ключевых аспектов стратегии, на которых будет сконцентрировано внимание. Однако из этого не обязательно следует пренебрежение к другим аспектам. Сосредоточение основных усилий на технологии или предлагаемых продуктах не означает, что можно игнорировать способности удовлетворить потребности рынка или выявить основные целевые сегменты. Скорее, это позволяет определить приоритеты при распределении усилий руководства и ресурсов и при оценке новых проектов.