Обратное производство и потребление
Постмодернистский потребитель, это также нужно подчеркнуть, не является безмозглым простаком из легенды, который реагирует, подобно крысе, на стимулы окружающей среды. Постмодернистский потребитель также не стоит на месте, подобно кролику в огнях многонациональной столицы. И по этой причине он не склонен быть соблазненным сексуально-текстуальными вставками рекламы, действующей на подсознание, хотя он может и притвориться, что это так. С другой стороны, сама идея о том, что потребители получают что-то, «сделанное» для них маркетологами и рекламодателями, больше не проходит. Постмодернистские потребители на самом деле имеют отношение к рекламе; они принимают активное участие в производстве значимости, маркетинга, потребления. Как правильно заметили А. Фират (A. Firat) и А. Венкатеш (A. Venkatesh):
Не торговым маркам будут верны потребители, а имиджам и символике, особенно имиджам и символике, которые они сами создали в процессе покупки. Так как символы меняются, потребительская верность не может быть фиксированной. В данном случае модернист может заявить, что потребители непостоянны, что, возможно, говорит больше о модернистской нетерпимости к некон - кретности, в то время как постмодернистская интерпретация будет заключаться в том, что потребители отвечают стратегически, посредством создания собственной непредсказуемости. Потребитель находит свой потенциал в разрушении рынка, а не в соблазнении им.
(Firat and Venkatesh, 1995)
Децентрализованная предметность
Эта идея о фрагментарном знании потребителя в дальнейшем развивается в понятие А. Фирата и А. Венкатеша о децентрализованной предметности. Центризм, являющийся характерной чертой модерна, где индивидуумы недвусмысленно определены по роду их занятий, социальному классу, демографическому положению, почтовому индексу, личным качествам и т. д., был разбит на куски постмодерном (Bocock, 1993). К таким людям могут применяться традиционные признаки сегментации, также могут формулироваться стратегии, но всеми признано, что данная мимолетная поимка или прекращение пожара по большому счету представляет собой постоянно меняющийся рынок ориентаций. Даже широко расхваливаемые «рынки одного потребителя», на которых маркетинговые технологии намеренно приспосабливаются к конкретным нуждам индивидуальных покупателей, обречены попасть под влияние постмодерна, поскольку каждый потребитель состоит из множества так называемых человечков-покупателей. Чем упорнее маркетологи стараются прижать к стенке децентрализованные потребительские продукты, тем менее успешной оказывается их деятельность. Сегодня потребители всегда находятся за пределами досягаемости маркетинговых стратегов, маркетинговых тактиков, маркетинговых технологов, маркетинговых нотариусов, сторонников, новообращенных прозелитов и фанатиков. Бессмертны слова Дугласа Купланда (Coupland, 1991), чьи писания определили непредвзятое, децентрализованное, замедленное, бунтарское, заботливое, антиавторитарное отношение постмодернистского поколения X: «Я не мишень, на которую ориентируется рынок».
Столкновение противоположностей
Хотя явно невозможно «сделать мишенью» или «захватить» загадочную, бесформенную целостность, которой является постмодернистский потребитель, все-таки возможно привлечь, заинтриговать и соблазнить его. Ключом к этому полуразго - вору никогда не было точное сегментирование или позиционирование, но как раз наоборот. Открытый, бесцельный, плохо определенный, неточный подход, который оставляет целое поле для воображения потребителя (например ироническое отношение к рекламе, где цель, место или сам «товар» не ясны), вполне типичен для постмодернистского маркетинга. Это чувство переменчивости и пористости достигается стилизацией, радикальным соприкосновением противоположностей, смешением и подбором оппозиции, комбинацией противоречивых стилей, мотивов и намеков, будь то мерцающая поверхность шоппинг-центров, сделанных в стиле рококо, или кавалькада контрастных образов, которые регулярно встречаются в рекламных паузах, магазинных витринах или на придорожных щитах (Brown, 1995). Иногда им удается превысить сумму их частей и объединиться для производства грандиозно целостного, эфемерно зрелищного быстротечного мига постмодернистского превосходства. Этот ошеломляюще успешный пример маркетинга услуг лучшим образом объединяет волнующий siec/e-серфинг контрапунктических терпсихорских традиций — ирландской, шотландской, испанской, русской, американской чечетки, уличного танца, брейк-данса, голливудской музыки и др., которые, несмотря на показной этноцентризм, оказались беспримесным, международным триумфом (Brown, 1997).
Мучимые некоторыми, осмеянные многими и не вызывающие ни у кого доверия, совершенно разные исследователи постмодернистского маркетинга отказываются преклонять колени перед традиционными формами академической дискуссии. Хотя существует много выдающихся особенностей постмодернистских условий, возможно, самый ясный показатель «постмодернистов за работой» — это свернутый, гиперболический, почти всеобъемлющий язык, которым излагаются их аргументы. И конечно же, это скандальность постмодернистских методов текстуального выражения — слова из четырех букв, рассказ от первого лица, неловкие беглые комментарии и другое, что сразу бросается в глаза, — это вводит граждан,
тяготеющих к более суровым учениям, в припадок опровергающей ярости. Постмодернисты, однако, заявляют, что такие акты текстуальной разнородности являются не более чем простой привязанностью или хвастовством, потому что сама их «неуместность» в интеллектуальной речи служит для того, чтобы освободиться от «традиционности» текстуальных норм. «Почему, — спрашивают они, — мы пишем о маркетинге таким образом?» Где сказано, что существует «правильный» метод подбора маркетинговых артефактов?[63] Кто судит данные вещи — ученые, практики, студенты, издатели? Какие критерии нам следует использовать для оценки постмодернистских маркетинговых текстов? Надежность? Обоснованность? Правда? Пожалуйста! Когда и как он собирается работать, чтобы включить «когда» и «как» в данный перечень риторических вопросов?
Постмодернизм, в общем, не только кусает руки, которые его кормят, но и кусает самого себя.
1. Борьба поколений в интеллектуальной жизни редко содержит личные конфликты, в отличие от маневров в рамках одного поколения, поскольку решение старого поколения стоять на своем зачастую осаждается их собственным внутренним желанием быть «вне досягаемости» на поле брани для юнцов с помощью разнообразных (теоретических, математических, методологических или др.) жаргонов. В действительности, они больше не говорят на этом языке.
2. Вы знаете, я полагаю, что самое ужасное явление гиперреальности, способное выпасть на долю каждого, — это подвергнуться нападению в нью-йоркской гостинице «New York» или в Лас-Вегасе встретиться с размахивающим поддельным оружием двойником Элвиса. Как вы думаете, он примет «IOY»?[64]
Stephen Brown University of Ulster At Coleraine
Bocock, R. (1993) ‘Consumption’, London: Routledge.
Brown, S. (1995a) ‘Life begins at 40: further thoughts on marketing’s mid-life crisis’, Marketing Intelligence and Planning 13: 4-17.
Brown, S. (1995b) ‘Postmodern Marketing’, London: Routledge.
Brown, S. (1997) ‘Postmodern Marketing Two: Telling Tales’, London: ITBP.
Brown, S., I. Bell and D. Carson (1996) ‘Apocaholics anonymous: looking back on the end of marketing’, in Brown, S. et al. (eds.), Marketing Apocalypse: Eschatology, Escapology and the Illusion of the End, London: Routledge, 1-20.
Coupland, D. (1991) ‘Generation X. Tales for an Accelerated Culture’, London: Abacus.
Cova, B. (1996) ‘What postmodernism means to marketing managers’, European Management Journal 14: 494-9.
Denzin, N. K. (1997) ‘Interpretive Ethnography: Ethnographic Practices for the 21 st Century’, Thousand Oaks: Sage.
Dickens, D. R. and Fontana, A. (1994) ‘Postmodernism in the social sciences’, in Dickens, D. R. and Fontana, A. (eds.), Postmodernism and Social Inquiry, London: UCL Press, 1-22.
Douglas, M. (1997) ‘Thought Styles: Critical Essays on Good Taste’, London: Sage.
Elliott, R. (1993) ‘Marketing and the meaning of postmodern consumer culture’, in Brownlie, D. et al. (eds.), Rethinking Marketing, Coventry: Warwick Business School Research Bureau, 134-42.
Firat, A. F. and Venkatesh, A. (1993) ‘Postmodemity: the age of marketing’, International Journal of Research in Marketing 10:227-49.
Firat, A. F. and Venkatesh, A (1995) ‘Liberatory postmodernism and the reenchantment of consumption’, Journal of Consumer Research 22: 239-67.
Gergen, К. I. (1991) ‘The Saturated Self: Dilemmas of Identity in Contemporary Life’, New York: Basic Books.
Piercy, N. F. (1997) ‘Market-Led Strategic Change’, Oxford: Butterworth-Heinemann.
Rorty, R. (1980) ‘Philosophy and the Mirror of Nature’, Oxford: Blackwell.
Van Raaij, W. F. (1993) ‘Postmodern consumption: architecture, art and consumer behaviour’, in van Raaij, W. F. and Bamossy, G. I. (eds.), European Advances in Consumer Research, Vol. L Provo: Association for Consumer Research, 550-8.