Некоторые области экспортной деятельности
В этом разделе рассматривается несколько важных аспектов осуществления экспортной деятельности.
Торговые компании имеют длительную историю участия в международной торговле. Самые первые торговые компании, такие как Ганзейский союз, Британская Ост-Индская компания и Французская компания Западой Африки, стали появляться в Европе с XIII в. Такие торговые компании, как Mitsui и С. Itoh (sogo sho - sha), были организованы в Японии в 1870-х гг., когда эта страна решила покончить со своей зависимостью от иностранных торговцев. Социалистические страны исторически использовали торговые компании для экспортирования своей продукции на иностранные рынки. Торговые компании также играли решающую роль в интернационализации внутренней промышленности других стран, таких как Бразилия и Южная Корея ( Cho, 1987). Учитывая тот успех, который торговые компании имели в содействии экспортной деятельности малых предприятий во многих странах, ожидалось, что подобные результаты будут достигнуты в США в результате принятия Акта об экспортных торговых компаниях. По ряду причин этого не произошло (Terpstra and Yu, 1992).
Торговые компании различаются по видам собственности, целям и функциям. В большинстве стран они принадлежат частным лицам, однако в некоторых странах торговые компании, считаясь важными для развития торговли, находятся во владении государства. Некоторые торговые компании в течение многих лет играют важную роль, будучи основными участниками торговли в добывающих и сельскохозяйственных секторах, в то время как другие были созданы транснациональными корпорациями в качестве придатков основной деятельности. Большинство торговых компаний занимаются экспортом/импортом в отдельном секторе промышленности и/или географическом регионе. Некоторые компании, однако, участвуют в более сложной международной коммерческой деятельности, такой как встречная торговля, разработка мега-проектов и создание совместных предприятий (Amine, 1987). Для начинающего экспортера они представляют большой интерес, так как предоставляют возможность сбыта продукции на иностранном рынке. Действуя в качестве агентов или оптовиков, торговые компании осуществляют экспортные продажи компаний и берут на себя все связанные с этим риски. Это привлекает многие компании, поскольку они получают возможность расширить свою деятельность в международном масштабе, участвуя при этом только в сделках на внутреннем рынке.
Для компаний, впервые приступающих к экспортной деятельности, альтернативой использования услуг торговой компании является участие в экспортном консорциуме. Экспортные консорциумы (группы или кооперативные объединения) возникают, когда компании добровольно решают объединить и централизовать свою экспортную деятельность, с тем чтобы укрепить свои позиции. Основные преимущества компании в этом случае связаны с большим объемом продаж, более эффективным продвижением товаров, снижением издержек и более профессиональным управлением (Organisation for Economic Cooperation and Development, 1964). Среди других преимуществ можно перечислить более заметное и привлекательное положение на иностранном рынке, общие навыки и ресурсы, экономию от совместного использования экспортных возможностей на родине и за границей, разделение риска и издержек. Экспортные консорциумы помогают преодолеть нехватку ресурсов и справиться с обеспокоенностью по поводу рисков, связанных с экспортной деятельностью, и таким образом создают более устойчивые и жизнеспособные объединения. Однако тот факт, что консорциум является партнерской организацией, приводит к появлению некоторых вопросов: кто будет возглавлять консорциум/руководить им? каким образом будут приниматься решения? каким образом будут распределены продажи и как будет делиться прибыль?
Исследования показывают, что работа руководителя консорциума является весьма ответственной. В его задачу входит не только выработать в группе взаимное доверие и сплоченность, но и осуществить стратегию углубления на иностранном рынке ( Welch andJoynt, 1987). Помимо выбора руководителя консорциума значимыми для успешной работы являются такие организационные факторы, как количество участников, степень диверсификации товаров, комплементарность участников, а также юридические и финансовые условия (Lanzara et al., 1991).
В целом консорциумы составляют небольшую долю в общих экспортных продажах. Хотя они и обладают большим потенциалом, незначительное число компаний выбирает такую форму экспортной деятельности. В значительной степени это объясняется тем, что большинство компаний предпочитает независимость. Компании начинают сотрудничать только тогда, когда их к этому подталкивает какая - либо серьезная причина, перевешивающая все остальные факторы, например правительство или частное предприятие, вкладывающее свои деньги.
Встречная торговля — это такая форма торговли, когда покупатель частично или полностью платит за приобретенные товары/услуги не деньгами, а товарами. Покупатели главным образом применяют встречную торговлю, когда у них не хватает наличных средств для оплаты покупок или когда валюта их страны не является конвертируемой. Продавцы главным образом занимаются встречной торговлей, когда хотят осуществлять экспорт в страну, испытывающую недостатки иностранной валюты.
Потребность во встречной торговле возросла в связи с мировым кризисом неплатежей середины 1970-х гг. Из-за отсутствия надежных данных оценки значимости встречной торговли для мировой экономики варьируются. Обычно считается, что встречная торговля составляет 10% мировой торговли. Основными формами встречной торговли являются бартер, встречная покупка, обмен и зачет. Чаще всего применяется встречная покупка, при которой подписываются два отдельных контракта, в которых указываются товары/услуги, являющиеся предметом обмена. Зачеты также имеют большое значение и часто применяются в оборонной промышленности и других дорогостоящих отраслях. Например, когда одна страна покупает у другой самолет, одним из условий контракта может предусматриваться строительство части самолета в стране покупателя.
Во встречной торговле часто используются услуги специальных посредников, которые обычно располагаются в нейтральных и стратегических городах, таких как Цюрих и Вена. Некоторые торговые компании имеют большой опыт работы в этой области. Правительства развитых стран официально не приветствуют встречную торговлю, но признают, что она является неизбежной чертой современной экономики. Также большинство компаний предпочло бы продавать свои товары за наличные деньги, но многим приходится вести дела полностью или частично на безналичной основе. С. Окороафо (Okorafo, 1993) предлагает анализ этого метода осуществления экспортной деятельности и с точки зрения страны, и с точки зрения компании. Р. Флетчер и его соавторы (Fletcher et al., 1997) рассказывают об отношении австралийских компаний к встречной торговле и их участии в ней.