Лояльность качеству и корпоративная политика
В целях повышения эффективности бизнеса, как в широком, так и в узком смысле, TQM должно быть организовано в масштабах всей организации, и при этом оно должно брать начало с самого высшего уровня управления: с исполнительного директора или сотрудника равноценной должности. Все управляющие высшего звена должны показывать, что они серьезно относятся к качеству. Менеджеры среднего звена играют не менее (а может быть, и более) важную роль. Они должны не только понять принципы TQM, но и продолжать объяснять эти принципы тем людям, которые находятся в их подчинении, гарантировать дальнейшую передачу их собственных взглядов. Только тогда TQM будет эффективно распространено в пределах организации. Руководители среднего уровня должны также гарантировать, что усилия и достижения их подчиненных получают достойное внимание, признание и вознаграждение.
Исполнительный директор в организации должен принять на себя ответственность за лояльность к идее политики качества, в которую он действительно верит.
Это обязательство является частью широкого подхода, простирающегося далеко за рамки принятых формальных границ деятельности по гарантированию качества. Оно обусловливает ответственность за внутреннее взаимодействие внутри цепочки качества между функциями маркетинга, разработки, производства, продаж, товародвижения и сервиса. Для того чтобы реализация TQM стала возможной на всех уровнях организации начиная с высших, в каждом ее подразделении потребуется коренное изменение отношения к качеству. Если собственники или директора компании не признают и не принимают на себя ответственность за инициирование внедрения и функционирование TQM, то эти изменения попросту не произойдут. Средства управления, системы и приемы в TQM чрезвычайно важны, но они не играют решающей роли. Главное заключается в особом мировоззрении, основанном на чувстве гордости за результаты своего труда и причастности к команде. Безграничная приверженность качеству должна передаваться от руководителей ко всей компании, к каждому ее работнику.
Обязательная лояльность качеству высшего руководства должна стать определяющей чертой корпоративной политики, а не просто пустой формальностью. Истинную лояльность достаточно легко выявить: она проявляется и в работе продавцов, и в цехах, в офисах, в отделениях больницы — на каждом рабочем месте. Можно легко обнаружить фальшь, когда организация начинает соревнование за качество без веры в него. Людям говорят, что не стоит беспокоиться при возникновении каких-либо проблем с качеством, «просто делайте все так хорошо, как только вы можете», «потребитель ничего не заметит». Прямо противоположная ситуация — организация, где TQM означает нечто, что можно увидеть, услышать, почувствовать. Здесь в зоне рабочего взаимодействия все происходит как результат истинной приверженности идее. Проблемы с материалами решаются с поставщиками, кампании по продаже продукции организуются грамотно, трудности с оборудованием корректируются с помощью усовершенствованных программ его замены, люди хорошо обучены, сотрудничают между собой, осуществляется постоянное совершенствование.
Политика качества
Если организация хочет начать внедрение TQM, основополагающим требованием будет обеспечение благоприятных для этого организационно-технических условий, а также эффективной политики качества. Каждая организация должна разработать и сформулировать свою политику качества, также как и мероприятия по ее осуществлению. Содержание этой политики должно быть известно всем сотрудникам организации. Подготовка и внедрение тщательно продуманной политики качества вместе с постоянным контролем способствует бесперебойному производству или оказанию услуг, минимизирует ошибки и сокращает общий объем брака.
Менеджмент должен быть нацелен на постоянное повышение качества, а не на единовременное его улучшение до приемлемого уровня. Эти идеи должны быть изложены в политике качества вместе с предъявлением следующих требований высшему руководству:
♦ Направить организацию на путь к качеству.
♦ Определить потребности и предпочтения потребителей.
♦ Оценить способность организации экономично удовлетворить эти потребности.
♦ Гарантировать, что закупаемые материалы и услуги надежно отвечают стандартам качества и требованиям эффективности.
♦ Концентрироваться на предотвращения ошибок, а не на их выявлении и исправлении.
♦ Осуществлять практическое и теоретическое обучение для повышения качества.
♦ Постоянно критически оценивать системы управления качеством с тем, чтобы поддерживать дальнейшее развитие в этом направлении.
Политика качества должна быть публичной, и ее должны понимать сотрудники всех уровней организации.