Компании-экспортеры и компании, не занимающиеся экспортом
Еще одно существенное направление в исследованиях изучает вопрос о том, существуют ли значимые отличия между компаниями-экспортерами и компаниями, не занимающимися экспортной деятельностью. Такие исследования имеют практическое значение и для компаний, и для правительства, поскольку, если бы можно было продемонстрировать, что экспортеры обладают отличными характеристиками, то такая информация могла бы:
1. Помочь компаниям решить, стоит ли им пытаться выходить на иностранный рынок.
2. Позволить правительству выбирать в качестве целевых объектов для своих программ по развитию экспорта соответствующие компании.
Это направление исследований началось с изучения производственных компаний в Висконсине (Bilkey and Tesar, 1977; Cavusgiletal., 1979) и было продолжено как его зачинателями (напр. Cavusgil andNaor, 1987), так и многими другими (например Dichtletal., 1990; Reid, 1981). В таких работах обычно исследовались соответствующие факторы, действующие в отрасли, в компании, в руководстве, и в результате были получены описания компаний-экспортеров, которые обычно значительным образом отличались от описаний компаний, не занимающихся экспортом. Например, компании-экспортеры обычно находятся в тех отраслях промышленности, где более развиты технологии, они обычно крупнее, больше расходуют средств на исследования и разработки, ими руководят обычно более молодые, образованные и космополитичные менеджеры. К сожалению, эти данные в разных исследованиях не согласуются друг с другом, что усложняет процесс их обобщения и затрудняет их использование в диагностических целях. Некоторые исследователи объясняют непоследовательность данных использованием различных исследовательских подходов и методов. Другие утверждают что такие данные отражают реальность. А. Бо - наккорси (Bonaccorsi, 1992) прекрасно проиллюстрировал эту ситуацию, показав, что, в отличие от результатов многих исследований, проведенных в США, размеры компаний не объясняют причины участия в экспортной деятельности итальянских компаний. Он также пытается построить теорию, объясняющую этот факт.