Франчайзинг и экспорт
Франчайзинг в последние десятилетия являлся основным двигателем экономического роста. Хотя все еще доминирует франчайзинг товара и торговой марки, быстрее всего распространяется франчайзинг бизнес-формата. В соответствии с последней схемой франчайзер предоставляет франчайзи проверенный на практике способ ведения дела в обмен на первоначальный взнос и постоянные лицензионные платежи (см. ФРАНЧАЙЗИНГ). Франчайзинг — это скорее экспорт услуг и ноу-хау, чем товаров. В каком-то смысле франчайзинг является особой формой лицензирования. До 1970 г. очень малое количество франчайзинговых организаций занималось международным развитием своих сетей. Уровень участия в международной деятельности был низким даже среди американских компаний, которые чаще всего ассоциируются с франчайзингом. Значительные изменения в этой области произошли в 1980-х гг., и «экспорт» франчайзинга развивается с большой скоростью. Во главе этого процесса идут американские компании, и их примеру следуют многие другие.
Два фактора способствовали экспорту франшиз. Во-первых, восприимчивость иностранных потребителей к товарам и услугам, предоставляемым франчайзинговыми предприятиями, и, во-вторых, интерес иностранных бизнесменов к методу франчайзинга. На некоторых рынках возникли местные франчайзинговые системы, и они составляют все более серьезную конкуренцию для «импортных» франчайзинговых организаций. Иногда такие местные франчайзинговые системы становятся достаточно сильными для того, чтобы самим выйти на иностранные рынки. Маркетинг ноу-хау на иностранных рынках состоит в основном из тех же этапов и требует рассмотрения тех же вопросов, что и экспорт товаров. Необходимо выбрать рынки, выйти на них и принять решения о стандартизации маркетинговой программы (Preble, 1992). Одно из отличий происходит из природы франчайзинговой системы, которая является контрактной и характеризуется явными отношениями власть/зависимость. При экспорте товаров и услуг возникают более традиционные взаимоотношения купли-продажи и равномерное распределение власти. Франчайзи в США, по-видимому, готовы начинать судебные процессы в отношении злоупотребляющих своей властью франчайзеров. Будет ли развиваться подобная тенденция по мере международного роста франчайзинга, покажет время ( Welch, 1992).