Экспорт
1. Введение
2. Участие в экспортной деятельности
3. Принятие решений об экспорте
4. Роль правительства
5. Некоторые области экспортной деятельности
6. Резюме
Данная статья посвящена экспорту как важному виду деловой активности, который может рассматриваться как одна из стратегий коммерческой экспансии. Как и любая стратегия в бизнесе, эта деятельность связана с некоторым риском. Экспорт. — это продажа товаров или услуг в любой стране, кроме страны-производи - теля. В большинстве стран в экспорте участвует незначительное число компаний. Поэтому мы рассматриваем препятствующие развитию экспорта барьеры, а также побудительные причины выхода компании на экспортные рынки.
После того как компания приняла решение экспортировать свои товары или услуги, перед ее руководством встают следующие вопросы: каким образом предпринимать интернационализацию, какие рынки выбрать в качестве целевых, как выйти на эти рынки и как сохранять свои позиции с течением времени. Мы последовательно рассматриваем все эти вопросы. Экспорт часто играет важную роль в национальной экономике, и поэтому правительство обычно принимает большее участие в экспорте, чем в торговле на внутреннем рынке. Мы рассматриваем некоторые вопросы, связанные с этой стороной экспорта.
Далее в статье кратко излагается ряд областей осуществления экспортной деятельности: торговые компании, консорциумы, встречная торговля, капитальное строительство и франчайзинг. Затем мы переходим к рассмотрению ключевых факторов успеха в экспортной деятельности.
Компании во всем мире все больше занимаются продажей своих товаров не только на внутренних рынках, но и на иностранных. В результате объемы экспорта выросли с $200 млрд до $5 трлн за три десятилетия, предшествующие 1995 г. В данной статье рассматривается экспорт как важный вид деловой активности. В центре внимания в основном находятся промышленные товары, поскольку международная торговля в сфере стандартизированных товаров рассматривалась ранее (см. МАРКЕТИНГ СТАНДАРТИЗОВАННЫХ ТОВАРОВ). Хотя маркетинг услуг рассматривается в другой статье (см. МАРКЕТИНГ УСЛУГ), мы немного затрагиваем вопросы, касающиеся экспорта услуг.
Экспорт является стратегией коммерческой экспансии. Любая стратегия, при помощи которой компания открывает для себя новые горизонты, требует больших затрат и связана с риском, и экспорт не является исключением. Существующая литература в основном касается готовности компаний участвовать в экспорте и вопросов, связанных с выбором рынка, выходом на него и углублением деятельности на нем, а также процессов интернационализации.
В данной статье экспорт понимается как деятельность, в ходе которой компания, расположенная в стране А, продает свои товары и/или услуги в других странах, при этом поставки осуществляются из страны А. В этом определении подразумеваются два аспекта экспорта, отличающие его от торговли на внутреннем рынке: во-первых, экспортируемые товары/услуги пересекают национальные границы и, во-вторых, контакт между экспортерами и покупателями происходит на некотором расстоянии. Когда товары или услуги пересекают границу, компания сталкивается с разнообразными проблемами. Во-первых, документация. Если товары/ услуги не будут сопровождаться соответствующими документами, их продвижение за границу и на другой рынок будет приостановлено. Второй пример — отпускные цены. В каких денежных единицах они должны быть указаны: в валюте экспортера, в валюте импортера или в валюте какой-либо третьей страны (см. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ). Поскольку риск неплатежей за границей часто более высок, чем на родине, еще один вопрос касается того, какие условия продажи должны быть применены. Мы перечислили наиболее важные проблемы, которые компании предстоит решить в ходе осуществления самого первого экспортного заказа. В ранних исследовательских работах по экспорту внимание обычно сосредоточивалось именно на них. К счастью, получить рабочие навыки в этих и других областях не так трудно. Разнообразные организации могут предоставить экспортеру помощь, например агентства по отправке грузов, банки и таможенные брокеры. Литература по этой тематике в основном является описательной, при этом проводилось незначительное число исследований практической деятельности компаний.
Поскольку экспортеры предоставляют иностранным покупателям товары/услуги, произведенные у них на родине, между производителем и зарубежным клиентом существует дистанция. В результате возникает некоторый «разрыв» между продажами и поставками, который представляет для экспортера значительную сложность. Хотя такой разрыв может существовать и в стране производителя, в этом случае проблема воспринимается менее остро, чем на экспортном рынке, по причине большей близости и большего сходства культур. Посредники, партнеры и/или заграничные филиалы, работающие на иностранном рынке, помогают уменьшить отдаленность производства и продаж, но они создают и дополнительные трудности для руководства компании-экспортера. Эти вопросы имеют большое влияние на стратегию и привлекают внимание исследователей. Данное направление в литературе носит более концептуальный и эмпирический характер, чем предыдущее, при этом значительное внимание уделяется практической деятельности компаний (см.: ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АССИГНОВАНИЙ; ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ; ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СЕТИ; СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА).
Еще одной отличительной чертой экспорта, которая не следует явно из его определения, является более активная роль правительства в экспортной торговле. Поскольку экспорт имеет большое значение для экономического благополучия большинства стран, правительство очень активно пропагандирует экспорт и способствует улучшению возможностей компаний в этой области.
Исследования экспортной деятельности
Экспортная деятельность (и более широкая деятельность в сфере международного маркетинга (см. ГЛОБАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ)) привлекает меньшее внимание исследователей, чем можно было бы ожидать, зная, какой вклад осуществляет экспорт в валовой национальный продукт многих стран. Такое положение дел позволило редактору ведущего маркетингового журнала утверждать, что международный маркетинг имеет статус «пасынка» в литературе по маркетингу (Wind, 1979). Хотя в последние годы количество исследований возросло, сложности исследования экспортной деятельности и связанные с этим затраты ограничивают количество предпринимаемых исследований. Основной объем существующих в настоящий момент знаний состоит из результатов исследований, проводимых в Северной Америке и Европе. Хотя Япония является ведущей страной-экспорте - ром, у которой многому можно было бы научиться, японские ученые публикуют на английском языке относительно мало эмпирических исследований деятельности компаний. В Гонконге, Корее, Сингапуре и Тайване, напротив, предпринимается все большее число исследований в области экспорта. То же можно сказать и о Латинской Америке. Что же касается других регионов — Африки, Среднего Востока, Азии, Восточной и Центральной Европы — то, за некоторыми исключениями, мы мало знаем о том, как компании в этих странах осуществляют свою экспортную деятельность.